Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) направил письмо главе государства с предложением отменить декрет № 29 о переводе работников на контрактую систему и перевести контрактников на бессрочные трудовые договоры.
Письмо президенту было направлено 3 ноября. Планируется, что на одной из площадок в интернете появится электронный вариант обращения к главе государства, который сможет подписать каждый желающий.
Как рассказал Naviny.by председатель профсоюза РЭП Геннадий Федынич, написать президенту «подвигли многочисленные обращения граждан в Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП), связанные с действующей в стране контрактной системой найма на работу».
В далеком 1999 году, говорится в письме, когда остро встал вопрос, как удержать высококвалифицированных специалистов на предприятиях и в организациях, декрет дал возможность переводить работников на контракты с существенным увеличением заработной платы, и кадры удалось сохранить на многих предприятиях.
Однако впоследствии декрет № 29 подвергся серьезной корректировке, «и наниматели, не затрудняя себя обоснованием причины перевода на контракт, всех работников поголовно перевели на контрактную систему. И с очень многими соглашения были заключены на очень короткое время — всего лишь на один год».
«У вас, Александр Григорьевич, очередной контракт с народом — на пять лет, а у простого трудового народа — всего на один год. Согласитесь, эта форма трудовых отношений себя исчерпала. Ведь понятно, что не будет укрепления трудовой дисциплины, если за труд люди не будут иметь соответствующее денежное вознаграждение», — говорится в письме.
Профсоюз РЭП считает, что регулировать все трудовые отношения должен Трудовой кодекс и предлагает отменить декрет № 29, перевести всех с контрактов на бессрочные трудовые договора, за исключением тех случаев, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Например, во время сезонной работы, замены временно отсутствующего работника.
Сохранить срочные контракты РЭП считает необходимым также с руководителями и их заместителями, главными бухгалтерами. При этом все надбавки и выплаты, предусмотренные контрактом, предлагается перевести в тарифы и оклады.
Контрактная система выгодна только властям, подчеркнул Геннадий Федынич: «Не зря в 2013 году Александр Лукашенко поставил задачу перевести на контракты всех работников. Теперь, по данным международных экспертов, около 90% трудящихся Беларуси работают на основе срочных трудовых контрактов».
К слову, негативные стороны контрактной системы активно использовали кандидаты в президенты в своей предвыборной риторике.
«Кабальной» называла контрактную систему найма на работу Татьяна Короткевич и обещала в случае избрания ее пересмотреть. Как считает Сергей Гайдукевич, руководители предприятий превратили контрактную систему «в административный механизм борьбы с неугодными. Этакая дубинка: не хочешь, не сделаешь — контракт не продлим. Это недопустимо. Нельзя превращать это всё, извините, в кавычки возьму, в какое-то крепостное право».
Контрактная система — страховка для государства
Действительно, законодательство о труде не обязывает нанимателя сообщать о причинах прекращения трудовых отношений с работником в случае расторжения контракта в связи с истечением срока его действия. На практике это превращается в короткий поводок для работника или в возможность для работодателя использовать истечение срока контракта как способ уволить неугодного по каким-то причинам сотрудника.
В некоторых сферах, например, в академической среде, система срочных контрактов стала механизмом легализации запрета на профессию.
В последнее время проблема контрактов обострена еще и потому, что рынок труда Беларуси превращается из рынка работников в рынок нанимателей, когда количество резюме более чем в два раза больше числа вакансий. Это означает жесткую конкуренцию за рабочие места и диктатуру нанимателя.
«С точки зрения профсоюзов понятно желание улучшить положение трудящихся и отменить систему срочных контрактов, — говорит эксперт по вопросам реформы государственной службы, руководитель проекта «Кошт урада»Владимир Ковалкин. — Однако нанимателю контрактная форма найма дает возможность планировать бизнес, руководители которого четко понимают, что в течение определенного периода у них будут работники даже при изменении внешней конъюнктуры».
По мнению Владимира Ковалкина, «система срочных контрактов более важна для госпредприятий, которые таким образом защищены от того, что останутся без работников в случае значительного ухудшения экономического положения — девальвации, сокращения трудовой недели, часов работы. Это страховка от того, чтобы работники не увольнялись и не разбегались».
Именно поэтому, считает эксперт, власти не пойдут на отмену срочных контрактов. Однако не исключено, что они могли бы услышать профсоюзы, если бы те предложили увеличить минимальный срок контракта с одного до трех-пяти лет. «В таком случае многие работники почувствовали бы себя более защищенными», — считает Ковалкин.