Специальный представитель Евросоюза по правам человека Ставрос Ламбринидис (на снимке) надеется, что Беларусь в ближайшее время окажется в числе стран, которые ввели мораторий или вовсе отказались от применения исключительной меры наказания.
Ламбринидис выступил 10 марта в Минске на международной конференции по вопросам смертной казни в Беларуси. Она организована представительством ООН в Беларуси при финансовой поддержке посольства Великобритании. Среди участников конференции — спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по ситуации в Беларуси Андреа Ригони, председатель комитета по иностранным делам Палаты депутатов Чехии Карел Шварценберг, посол Великобритании в Беларуси Фионна Гибб, представитель ПРООН в Беларуси Санака Самарасинха и ряд зарубежных экспертов.
«На сегодня большинство стран в мире уже отменили смертную казнь, — заявил Ламбринидис. — Посмотрите на цифры: в 1965 году таких государств было 9, в 1978-м — 16, в 2016 году их более 150. Однако по-прежнему актуальным вопросом остается, почему Беларусь применяет смертную казнь. Ведь остальные 28 стран в Европе отказались от исключительной меры наказания».
По мнению спецпредставителя ЕС, в вопросе отмены смертной казни не может быть политических или культурных особенностей, на которые ссылаются некоторые сторонники исключительной меры наказания. Он привел в пример США и Иран — во многом разные страны, но смертная казнь применяется и там, и там.
Ламбринидис также затронул вопрос общественного мнения: «Мне известно, что в 1996 году в Беларуси прошел референдум по вопросу смертной казни, большинство высказалось против отмены этого вида наказания. Но следует иметь в виду, что на тот момент еще не было пожизненного заключения, а максимальным сроком наказания было 15 лет лишения свободы (сейчас 25 лет. — БелаПАН.). Ситуация изменилась».
Спецпредставитель ЕС обратил внимание, что во многих европейских странах большинство населения также высказывалось за сохранение смертной казни, однако высшее руководство проявило политическую волю.
«Я понимаю гнев людей, которые говорят, какого еще наказания заслуживает тот, кто убил или изнасиловал маленького ребенка. Хорошо, оставим вопрос достоинства преступника. Но я хочу спросить, что же с нашим достоинством? Я не позволю убийце превратить меня в убийцу. Обязательство цивилизованных стран — быть выше мести и принципа «око за око», — считает Ламбринидис.
Между тем замминистра иностранных дел Беларуси Валентин Рыбаков заявил на конференции, что большинство населения страны по-прежнему поддерживает сохранение смертной казни. «Как всем нам хорошо известно, большинство белорусских граждан на референдуме 1996 года высказалось за сохранение смертной казни. И неоднократные социологические опросы, которые проводились, свидетельствуют о том, что смертная казнь по-прежнему по-разному воспринимается в обществе и по-прежнему имеется большинство сторонников ее сохранения. Нами этот факт игнорироваться не может и не будет, в том числе и в контексте нашего диалога с нашими многоуважаемыми европейскими партнерами», — сказал Рыбаков.
Специальный представитель Евросоюза по правам человека Ставрос Ламбринидис (на снимке) надеется, что Беларусь в ближайшее время окажется в числе стран, которые...