"Лежу на диване - начинается одышка". Кого и как оперируют в новой лечкомиссии без денег и спецучета
15.06.2018 08:38
—
Новости Общества
|
Уже больше трех месяцев в новой лечкомиссии работает кардиохирургическое отделение. За это время здесь провели более 90 операций на открытом сердце. Причем большинство из них бесплатно, по направлениям из других больниц. Здесь лечат не только высоких чиновников, но и сварщиков и кассиров — профессия и статус не играют роли. В преддверии Дня медика TUT.BY посетил президентскую клинику и узнал, кого и как здесь лечат. «После второй операции я прожила 16 лет, а потом начала задыхаться»Суббота. На часах еще нет 9 утра, а в холле Республиканского клинического медицинского центра Управделами президента, который в народе называют лечкомиссией, собрались люди. И всех их объединяет одно — им сделали операцию на сердце. Сегодня у них важное мероприятие — школа пациента после кардиохирургической операции. Некоторые пациенты между собой знакомы, спрашивают, как дела, подбадривают друг друга. У кого-то из-под одежды еще виден бандаж — это значит, что операция была не так давно. Ксении Курилович 28 лет, она из Минска, с детства у нее порок сердца. Операцию надо было делать давно, но она тянула до последнего. Дошло до того, что у нее уже была одышка, даже когда лежала на диване. И когда она пришла на консультацию в 1-ю городскую клиническую больницу, врач срочно отправил к кардиохирургу. 3 апреля Ксению прооперировали из-за недостаточности митрального клапана в новом отделении лечкомиссии. — Операция длилась семь часов. После нее было тяжеловато отходить от наркоза. Но то, что в реанимации я ни на минуту не оставалась одна, облегчило ситуацию, — рассказывает она. — Могу сказать, что чувствую себя намного лучше, чем до операции. Могу много ходить, например, мне рекомендовано по 7 км в день, и даже мои друзья устают, преодолевая это расстояние, а я — нет. Раньше я очень быстро уставала. Недалеко от девушки сидит пенсионерка из Солигорска Мария Александровна Лагун. Раньше она работала кассиром в магазине. На школу пациента приехала с сыном. У Марии Александровны тоже порок сердца, и она перенесла три операции. Первую — в 1985 году, вторую — в 2002, а сейчас третью — в апреле 2018-го. — После второй операции я прожила 16 лет, а потом начала задыхаться. Проснусь утром — вроде здоровая, захожу на кухню: малейшее движение — руки и ноги отнимает. Слабость была, одышка и постоянная усталость. Сейчас мне в сердце поставили биологические клапаны, еще и полтора месяца не прошло после операции, но я живу. И мне хорошо, и я дышу. Открывает школу пациента Юрий Слободин, заместитель главного врача по хирургии. Он объясняет, для чего необходимо проводить такую встречу. — После операций пациенты часто сталкиваются с вопросом: как жить дальше, как реабилитироваться, какие физические нагрузки разрешены и какие радости жизни доступны. Часто в районах и областях некоторые врачи, может быть, не до конца понимают сложность операций и не знают, как пациентам адаптироваться. А вопросов у пациентов много: как принимать лекарства, можно ли иногда употреблять алкоголь… — Вопросы по поводу интимной жизни многие вроде как хотят задать, но стесняются. Но если человек может спокойно пройти более 300 метров и не чувствует никаких болей за грудиной, у него нет одышки, пота и приливов, то интимные отношения могут быть, — рассказывает заведующий отделением кардиохирургической реанимации Юрий Селюн. Примерно через час встречи пациенты начали благодарить врачей. Некоторые, чтобы сказать спасибо, вставали со своих мест, кто-то даже плакал. — Помните, как писал Иван Шамякин в «Сэрца на далоні»? Так вот, один человек практически наши сердца и держал в ладонях. Мы все живем благодаря заботе, и это не снобизм, не дифирамбы и шарканье, мы все объединены, мы родственники, потому что один человек держал наши сердца в своих ладонях и нас спасал. Это Александр Павлович (Александр Шкет. — Прим. TUT.BY), — душевно сказал Аркадий Юрьевич Файнштейн, который в свой 71 год перенес первую в жизни тяжелую операцию из-за порока сердца. На кардиооперации направляют людей из Минска и Минской областиВ кардиохирургии лечкомисии работают около 50 человек: кардиохирурги, реаниматологи, кардиологи, операционные и перевязочные сестры, реабилитологи… Александр Шкет, заведующий кардиохирургическим отделением, уверен: то, что в стране появилась еще одна кардиохирургическая служба, — хороший знак. Тем более что нуждающихся пациентов много и очереди нужно сокращать. Попасть в лечкомиссию на операцию, несмотря на то что к клинике прикрепляют чиновников высокого ранга, заслуженных деятелей культуры и передовиков производства, могут по направлению жители Минской области и Минска. Таких пациентов более 90%, их направляют больницы и кардиологические центры. Остальные — это люди, которых прооперировали по страховке, или те, кто воспользовался платными услугами центра. Сварщик Сергей Силантьев, например, попал сюда по направлению из 2-й городской больницы, где стоял на учете. После операции, говорит, чувствует себя хорошо и надеется, что скоро уже будет дома. Палата, в которой он лежит, двухместная, светлая и просторная. Буквально минуту назад сюда принесли обед. Их здесь разносят по палатам, как и в западных клиниках, — в термобоксах. После операции, как правило, пациенты два дня лежат в реанимации, затем их переводят в палаты, где они находятся еще семь — десять дней. В этот период они проходят этап ранней медицинской послеоперационной реабилитации. Сейчас в зале реабилитации идут занятия с больным после инфаркта миокарда. Инструктор показывает специальные упражнения, а пациент повторяет. Здесь есть кардиотренажеры для всех групп мышц: беговые дорожки, велоэргометры, эллиптические тренажеры, эллипсы, станции кинезиса. — Реабилитацию пациентов после инфаркта, кардиохирургических операций мы начинаем еще в реанимации, буквально со вторых суток с ними занимаются инструкторы, массажисты, физиотерапевты. После операций многие чувствуют себя беспомощными, но со временем состояние улучшается и реабилитационный потенциал этих пациентов увеличивается, — рассказывает Ольга Баханович, заведующая отделом медико-социальной экспертизы и реабилитации. «Ни у одной страны не хватит ресурсов оказывать плановую медицинскую помощь день в день»В лечкомиссии сегодня обслуживается более 10 тысяч пациентов. Из них 4 тысячи — те, кто заключил с клиникой договор на платной основе. Это и белорусы, и иностранцы, которые, как правило, приехали в Беларусь по работе. В феврале этого года центр открылся по новому адресу. Оборудование и здания прежней лечкомиссии передали 2-й городской клинической больнице. С момента переезда в центре появились новые отделения: кардиохирургия, радиоизотопная лаборатория, бактериологическая лаборатория. Также расшились возможности лучевой диагностики: появился кабинет денситометрии (метод измерения минеральной плотности костей) и компьютерная стоматология. — Сегодня мы можем оказывать бесплатную высокотехнологичную медицинскую помощь гражданам Беларуси, которых к нам направляют другие лечебные учреждения. Например, возможностями радиоизотопной лаборатории пользуются Минская областная больница, 4-я городская клиническая больница и РНПЦ травматологии и ортопедии. Пациенты, требующие кардиохирургического вмешательства, сегодня направляются к нам из Минска и Минской области, — говорит главврач клиники Ирина Абельская. — Как определяли, что будут направлять пациентов именно оттуда? — Это совместное решение Министерства здравоохранения и РНПЦ «Кардиология», которое основано на мониторинге кардиологической и кардиохирургической помощи в Беларуси. Для нас нет принципиального значения, какие пациенты и откуда будут поступать. Главное, чтобы пациенты действительно нуждались в этой помощи и были направлены согласно нормативным документам. Наш центр является многопрофильным. И мы оказываем многие виды высокотехнологичной медицинской помощи для граждан Беларуси, в частности, в единственной пока в стране — Клиники вам направляют пациентов, потому что сами загружены? — Причины могут быть разные. С одной стороны — это количество пациентов, с другой — необходимость иметь второе мнение, также, возможно, отсутствие подобного оборудования. Но в чем я глубоко убеждена, мы должны идти по пути концентрации высокотехнологичной медицинской помощи в определенных центрах, и наш медицинский центр находится в этом ряду. — Как много у вас иностранных пациентов? — В прошлом году было 18 200, и им оказано 68 725 различных медицинских услуг. Это пациенты из 45 стран мира. 60% из них из России и Украины, но также много пациентов из стран Балтии, Казахстана, Германии. — С появлением новых направлений у вас и количество сотрудников увеличилось? — Нет. Как раз количество сотрудников у нас уменьшилось. Мы несколько интенсифицировали лечебно-диагностический процесс и дали возможность специалистам, которые задействованы на самых востребованных направлениях, зарабатывать больше. Количество сотрудников по сравнению с 2017 годом уменьшилось примерно на 18%. — Местные жители Ждановичей приходят к вам в центр? — Подобной статистики мы пока не ведем. Но я думаю, что близость медицинского учреждения способствует таким обращениям. — Правильно ли я понимаю, что любой житель страны может на платной основе попасть к вам на консультацию? — Да, но у нас есть определенные требования. В Беларуси выстроена стройная многоуровневная вертикаль оказания медицинской помощи — от фельдшерско-акушерского пункта, участковой больницы, районного звена до областной больницы и республиканского уровня. Республиканский уровень — это самый высокий уровень оказания медицинской помощи, куда по большому счету должны стекаться пациенты, которым на более низких уровнях не смогли помочь. Да, мы заключаем договоры на разовое медицинское обслуживание, но более профессионально — выстраивать отношения на долгосрочной основе. Оказание разовой услуги всегда влечет за собой увеличение рисков. Мы очень активно работаем со многими страховыми компаниями по договорам добровольного медицинского страхования и обслуживаем около четырех тысяч человек. Это не только граждане Беларуси, но и иностранные граждане, которые по тем или иным причинам находятся в нашей стране. — У вас цены на платные услуги ниже, чем во многих частных центрах. Почему? — Цены формируются на основании экономических расчетов и регламентирующих нормативных документов. Другой вопрос, какую рентабельность мы будем закладывать. Все-таки для нас первостепенна социальная ориентация на оказание медицинской помощи. — Допустим, человек заходит на сайт вашего центра, выбрал специалиста, к которому хочет попасть, как быстро он сможет это сделать? — В обществе часто обсуждают вопрос доступности медицинской помощи. Но надо понимать, что абсолютно доступной должна быть экстренная неотложная помощь, она должна быть организована моментально. И если скорая помощь будет проезжать мимо нашего центра и мы окажемся самой территориально близкой клиникой, то мы окажем пациенту всю необходимую медицинскую помощь. По такому принципу работают все лечебные учреждения мира. Что касается доступности плановой медицинской помощи, то здесь зачастую критика и упреки — я сейчас говорю не о нашем медицинском центре, а о своих коллегах из других медицинских учреждений — абсолютно неоправданны и необъективны. Есть определенный период ожидания. Во многих странах Европы плановые операции делают в течение одного-трех месяцев в зависимости от операции. Плановая диагностическая помощь — в течение двух-трех недель. Ни у одной страны, даже самой богатой, не хватит ресурсов оказывать плановую медицинскую помощь день в день или на следующий день. У нас тоже придется подождать, но, наверное, несколько меньше, чем в других лечебных учреждениях. За неделю, максимум две мы обследуем наших пациентов, которые обращаются в плановом порядке. P. S. Редакция портала поздравляет всех медиков страны с Днем медработника. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Лежу на диване - начинается одышка". Кого и как оперируют в новой лечкомиссии без денег и спецучета Уже больше трех месяцев в лечкомиссии работает кардиохирургическое отделение. Здесь уже провели более 90 операций на открытом сердце.
|
|