Белорусскому кино исполняется 94 года. Это не круглая дата. Но сегодня есть повод вспомнить славный путь «важнейшего из искусств» и каким трудом довозилось до сельского жителя кино.
День белорусского кино начал свой отсчёт с 17 декабря 1924 года, когда было создано Государственное управление по делам кинематографии и фотографии (Белгоскино) при Наркомпросе. Кинопоказ в Столине, когда он находился в составе второй Речи Посполитой, в середине 30-х годов и до начала Великой Отечественной войны, осуществлялся в клубе, который имел разные названия – «Стража», «Оазис», «Полония», «Красная Звезда».
Эти строки будут посвящены киномеханикам кинопередвижек, с которых началась кинофикация района. В 20 веке, с развитием кинематографа, передвижниками стали называть киномехаников кинопередвижек, которые своим трудом вносили свою лепту, стараясь донести до сельского зрителя искусство кинематографа.
Уважаемые люди на селе были киномеханики. Это была молодёжь, которая в основном оканчивала Гродненскую школу киномехаников. Туда нужно было получить направление из отдела культуры. Продолжительность учёбы составляла 10 месяцев. За это время нужно было изучить вопросы электротехники, усилительных устройств, киноаппаратуру, рекламирование, кинофильмы и их эксплуатацию, слесарное дело, электростанции и их эксплуатация, правила пожарной безопасности. Школа выплачивала стипендию. Столовой и общежития в школе не было, как и спецодежды. Даже на слесарных работах. Стипендии хватало разве только на оплату съёмной квартиры и покупку небольшого числа продуктов питания.
Киномехаников в Столинском районе не хватало, особенно на кинопередвижках. Часто они уходили работать в другие места. Трудная была работа. Подготовка киномехаников, мотористов, помощников киномеханика порой проводилась и на местах в районе, путём самообучения.
С |
разу после войны кинопередвижки работали с широкой плёнкой. Кинопроектор устанавливался в зрительном зале и ему нужно было производить перезарядку киноплёнкой каждые 8-10 минут. В районе работало сначала две-три кинопередвижки, которые получали фильм в киносети и двигались гужевым транспортом от села к селу. Их маршрут длился порой 20-25 дней. В киносеть фильмы доставлялись из Пинска почтой или автотранспортом кинопроката. Это были трудные годы работы кинопередвижки. Бездорожье, нищета, отсутствие магазинов, мест кинопоказа, отсутствие постоянного транспорта для перевозки фильмов и аппаратуры и другие трудности. Маршрут кинопередвижки порой включал в себя до пяти деревень. А если учесть то обстоятельство, что весной были наводнения, можно представить трудности в работе кинопередвижки. Особого внимания заслуживала так называемая «зареченская зона». Когда там был паводок, то порой приходилось добираться через Дубровицкий район. А проезд через речку Случь был похожим на преодоление горной реки. Это нужно было для то, чтобы обслужить передвижку в деревнях Ольманы, Узляжье, завезти туда фильмы, провести ремонт киноаппаратуры, завезти зарплату киномеханику, получить от него отчёт. Проезд только в одну сторону составлял около 100 километров. Перед молодым специалистом-киномехаником, работающим на кинопередвижке, стояли чисто бытовые вопросы.
К |
огда ещё не было колхозов, нанималась подвода для перевозки кино в другую деревню. Когда прошла коллективизация, немного стало лучше. Утром киномеханик бежит на бригаду, нужна лошадь для перевозки фильма и аппаратуры в другую деревню. Бригадир с женой уже в числе безбилетников. Возчик тоже стоит в очереди в кино без квиточка.
Пополнение запаса бензина для работы двигателя было большой головной болью. Приходилось его вымаливать у колхозных водителей, где за деньги, а где и за «жидкую валюту». План по кинообслуживанию, обслуженным зрителям, соблюдению графика кинопоказа и сбору денег от кино доводился каждому киномеханику, и спрос за его выполнение был строгим. Не всегда план по кино выполнялся через кинопоказ. Иногда киномеханики оказывали услугу (сейчас её назвали бы платной) при проведении свадьбы в деревне, обеспечивая её в крестьянском доме электроосвещением от передвижного движка с генератором. Это был такой шик для участников свадьбы! И свет горит, и музыка играет! Правда под тарахтенье движка. За это и угощения киномеханику не жалели, и билеты как за проведенный сеанс выкупали. Разные были ситуации.
С |
завистью смотрели киномеханики кинопередвижки на своих коллег, которые работали на стационарах, куда фильмы доставлялись машиной из района по обмену от одной киноустановки к другой. Да и режим у них был другой. Женились эти киномеханики, обустраивались и обедали и ночевали дома. А передвижников порой нельзя было найти на маршруте – ведь это молодые люди, им в армии нужно было послужить. Вот работает один киномеханик на кинопередвижке, нигде не прописан, граница ещё не требовала строгого учёта в районе. А куда посылать ему повестку? Список военнообязанных в военкомате был, а где проживал этот передвижник, никто не знал. Так и путешествовал по маршруту, как по волнам – сегодня здесь, а завтра там. «Выловили» его, когда сдавал отчёт в районе, а из-за бездорожья по два-три месяца не приезжали передвижники в район. Вот и призыв его в армию был на шесть месяцев позже, чем нужно было по срокам. Когда прибыл этот киномеханик в район с отчётом, направили его в военкомат, где ему вручили повестку. Отслужил в Советской Армии кинорадиомехаником, почту в подразделении ещё разносил и вернулся снова в Столинский район, где его ждало любимое кино. К этому времени уже и клубов в районе понастроили, киностационары открыли, а передвижек уменьшилось. Вскоре и они были закрыты. «Выросли» кинотеатры в Столине, Речице, Давид-Городке. Построены мастерские, гаражи. Приобретены лодки с моторами для доставки фильмов на киноустановки в период большого паводка. Вместо кинопередвижек отдельные деревни стала обслуживать автокинопередвижка. Рванул район в передовые в области. Был неоднократным победителем в соревновании, висели в кабинете директора и переходящие знамёна республики и области. Сельское кино в стране было на дотации. А было такое, что в отдельные годы Столинский район не получал дотацию. Ещё и перечислял излишки средств в вышестоящие организации. Появились в районе заслуженные киноработники и «Отличники кинематографии СССР», были и другие награды. Некоторые киномеханики закончили специальные учебные заведения по кино. Выросли киномеханики до инженеров киносети, мастеров по ремонту, директоров кинотеатра и киносети. Изменились времена. Не слышно больше стрекота киноаппарата в клубах и в кинотеатре, не крикнут больше зрители в адрес киномеханика при обрыве киноплёнки. Ушли в прошлое и сельские киноустановки, нет больше школ киномехаников, стала музейным экспонатом киноустановка «Украина», а памятником плёночному кино возле кинотеатра «Экран» стал кинопроектор 23-КПК – единственный такой памятник на территории СНГ. На смену плёночному кино пришли цифровые технологии, кинопоказ в формате 3D.
П |
усть эта наша статья послужит напоминанием работникам кино, которые провели порой полную трудностей и в то же время прекрасную и незабываемую жизнь в работе в кино. Пусть эта статья будет поздравлением им и их семьям, а также пришедшим им на смену инженерам и специалистам кинопоказа, благодарным зрителям. С праздником!
Александр Шиманский,
киномеханик кинопередвижки,
бывший директор Пинского
киновидеопроката
Адам Деревенко,
киномеханик кинопередвижки,
бывший директор
Столинской райкиносети