Помните, какой вчера ветрище был? Так вот сегодня обещают еще хуже! Берегите себя, пожалуйста, такая погода может натворить бед. А пока давайте обсудим, что, кроме ветра, нас волновало и интересовало в четверг.
Утвердили госинвестпрограмму (на 511 млн рублей!) — вот здесь расскажем, что по-крупному построят и отремонтируют за бюджетные деньги в этом году.
Президент вчера принял с докладом председателя Следственного комитета Ивана Носкевича. Обсуждали резонансные преступления: трагедию в Столбцах (напавший в ножом в школе мальчик наконец-то заговорил), «висяк» об убийстве бизнесмена в Березино (там появился подозреваемый), страшные криминальные смерти маленьких детей в Лунинце и столичной Серебрянке. Лукашенко предостерег следователей от раскрытия уголовных дел путем привлечения к ответственности невиновных людей. «В последнее время, особенно в связи с этими врачами, теми негодяями, которые кормили в школах и обирали детей, такие волны в обществе: „Вот, наверное, не надо было бы сажать врачей“. Все перед законом равны, но при этом надо иметь в виду одно: ни Господь, ни люди нас не простят, если мы накажем невиновного. Если мы не можем доказать, лучше не трогать этого человека». Был у президента и генпрокурор Конюк, обсудили внешнюю дебиторскую задолженность, а еще необходимость большого совещания с силовиками: «Проблемы, которые мы сегодня видим, чтобы мы их оговорили и принимали решение коллегиально. А не так, как в милиции там кто-то что-то скажет, и пошел шум. Потом еще кто-то что-то скажет… Надо, чтобы была какая-то единая концепция у нас».
После того, как «кто-то что-то сказал» о том, что медики будут «сдавать» милиции девочек, живущих половой жизнью до 16 лет, в стране поднялась буча. И оказывается, это был просто «вброс в информационное пространство, дутая, абсолютно беспочвенная сенсация» — по крайней мере, так уверяет вице-премьер Игорь Петришенко. А мы решили разобраться, может ли доктор нарушить врачебную тайну, обязаны ли девушки проходить школьный медосмотр и почему милиция хочет знать о половой жизни подростков.
Вчера был Международный день родного языка — и у белорусов новые носки: Mark Formelle презентовала лимитированную коллекцию #МоваГэтаСтылёва. Даже Дудь восхитился (на одной из фотографий в презентации и по его программе «проехались», но краси-и-и-и-во!). Еще, кстати, после вчерашнего Дня мовы у белорусов новые часы — но мы их вам не покажем, сами ищите в «Луче».
Увогуле ёсць мінімум два спосабы пераканаць чалавека ў тым, што руская і беларуская мовы не ідэнтычныя. Першая — прачытаць уголас верш Сяргея Грахоўскага «Ветразь». А вось другі - засыпаць саперніка назвамі птушак. Напярэдадні Дня роднай мовы мы пазавісалі на сайце «Аховы птушак Бацькаўшчыны» і склалі невялікі тэст. Здагадайцеся, што за птушкі хаваюцца за беларускімі назвамі (якія мы звыклі чуць па-руску), і будзьце непераможнымі ў спрэчках з тымі, хто даводзіць, што руская і беларуская мовы — амаль ідэнтычныя. И никаких тут больше фазанов — толькi бажаны!
А вось Аляксандр Самадураў, ён 45 год выкладае матэматыку ў БДУ. Яго запрашалі на працу ў Прынстанскі ўніверсітэт — адмовіўся і застаўся ў Беларусі. Аднойчы Сан Саныч, як ён сам сябе называе, перайшоў на беларускую мову — з таго часу толькі так чытае лекцыі і прымае іспыты. Ён перакананы, што беларуская мова найлепш пасуе для матэматыкі. «Самая няздатная мова для матэматыкі - руская, яна найгоршая. Бо ёсць такія словы, якія не адпавядаюць рэчаіснасці. Напрыклад, „предел“, „предельная точка“ — гучыць амаль як жаргон, крымінальнае нешта. Па-беларуску гэта будзе „ліміт“, як і на замежных мовах. І не „предельная точка“, а „лімітовы пункт“ — і гэта правільна. Або возьмем „решаемая задача“ — шматзначны тэрмін: гэта і „задача, якую рашаюць“ і „задача, якая мае рашэнне“. У беларускай мове такой двухсэнсоўнасці няма». Сан Саныч не пераходзіць на рускую, нават калі перад ім замежныя студэнты — кітайцы ці туркмены. На яго пісалі скаргі і ў дэканат, і нават у ААН. Але выкладчык не саступае: «У нас у краіне дзве дзяржаўныя мовы, я выкладаю на адной з іх. Большасць студэнтаў мяне падтрымлівае!».
А вось пакажам крутыя архiўныя фота: тут i сцэны з жыцця беларускай вёскі 1970-х, i фотаздымкі вяселляў, якія праходзілі ў далёкія брэжнеўска-машэраўскія часы. Фатографа звалі Мікалай Пракаповіч, мясцовыя яго звалі Коля Глухі. Жыў у вёсцы Лецянец Салігорскага раёна. Крыху кульгаў, катаўся на матацыкле «Каўровец» і працаваў фатографам у мясцовым камбінаце побытавага абслугоўвання. «Як гэта ў савецкі час быць глухім фатографам і здымаць жыццё людзей са сваіх ваколіц, пачынаючы ад немаўлят і да пахавання? Як ён здымаў, калі не заўсёды мог паразумецца з кліентам? Лавіў момант? Гэта вельмі цікава, бо тады такое амаль не практыкавалася нават сярод фатографаў, што працавалі ў газетах. Тут патрэбна майстэрства і адчуванне моманту».
Знакомьтесь, Слава и Денис — двадцатилетние парни из Бобруйска. Там они закончили транспортный колледж и должны были стать диспетчерами, а вышло так, что по распределению отправились в Минск — работать контролерами. В первый день стажировки безбилетница укусила напарника Славы — тогда ребятам стало понятно, что это будет необычное приключение. Так и вышло! Рассказали нам и показали, как живут и работают (до 40 автобусов в день проверяют!) — смотрите здесь.
А вот, знакомьтесь, Елизавета Морозова. Ей 22 года, и она не похожа на Славу, Дениса и остальных обычных молодых белорусов. Лиза училась в Лондоне и Ливерпуле (куда поступила по конкурсу 50 человек на место), знакома с Полом Маккартни и Робби Уильямсом, у нее собственный менеджер и, есть все основания верить, успешная музыкальная карьера впереди. А еще Елизавета Юрьевна — дочь бизнесмена Морозова, которого вы должны помнить по истории с «Лакомкой». Это просто наша «Афиша» начала цикл интервью с детьми белорусских бизнесменов — чтобы понять, получилось ли у поколения «золотой молодежи» стать поколением self-made, и можно ли все еще открыть любую дверь фразой «да вы знаете, кто мои родители?!». Следите, будет круто!
Видали этого домовитого хозяина? Мужчина под Слуцком срубил на дрова 150-летний дуб высотой с 4-этажный дом — заготовил почти три кубометра. Хотите, расскажем, как теперь рассчитываться будет (ну уж очень дорогие дрова вышли)?
Сборная Беларуси выиграла бронзовую медаль в смешанной эстафете на домашнем ЧЕ по биатлону в Раубичах. Бежали Алимбекова, Сола, Елетнов и Бочарников. Ну круто, что сказать — теперь мы даже не на последнем месте в медальном зачете.
БАТЭ, увы, в ответном матче в Лондоне крупно проиграл «Арсеналу» в Лиге Европы. Уже начало матча для БАТЭ обернулось катастрофой — видели тот автогол? Как шутили соцсети, впервые в своей истории БАТЭ забил в обоих матчах 1/16 Лиги Европы… Зато вчера мы узнали, сколько призовых за выступление в Лиге чемпионов и Лиге Европы парни заработали в сезоне-2018/19 — и все равно (да, даже после Лондона!) гордимся парнями.
Поговорили с нашей фристайлисткой Александрой Романовской — о слезах в Пхенчхане, дружбе с Гуськовой, пирсинге в носу и многом другом. На первенстве мира по фристайлу в 2017 году она была среди худших, на Олимпиаде-2018 смазала выступление падением в квалификации, а в 2019-м стала чемпионкой мира. До нее среди белорусов золото на «мире» брал только Алексей Гришин. Было это еще в 2001 году. Оттого победа Романовской для богатой на олимпийских чемпионов команды — событие знаковое.