Ночь спрячет. Светодизайнер из Москвы рассказал, на каких домах в Минске он бы выключил подсветку
10.09.2019 09:16
—
Новости Общества
|
Белорус, который разрабатывал освещение для фасада Дворца независимости в Минске и для штаб-квартиры «Газпрома» в Петербурге, рассказал TUT.BY, как свет может испортить виды в городе, а как — их спасти.
Дворец независимости — как разрабатывали освещениеДворец независимости в Минске был первым крупным объектом, над которым работал Сергей Сизый, это был заказ 2011 года, тогда специалист еще жил в Гомеле. — У нас была небольшая студия по светодизайну, ИП. Помню, подумал: раз главный объект страны доверяют компании, которая всего месяц работает, значит, в Беларуси делать бизнес в светодизайне рано. Тогда здесь не было ни конкурентов, ни рынка, — рассказывает собеседник. В четверг вечером увидеть, как работает освещение Дворца независимости, задуманное Сергеем Сизым, не получилось: фасад подсвечен минимально. — Почему так — сложно рассуждать, — говорит дизайнер. — Это странно: посмотрите, выставочный комплекс слева больше освещен, чем Дворец независимости. Собеседник рассказывает, как определялся с освещением для этого здания. — Надо было сделать так, чтобы не было ассоциаций с какими-то текущими символами, а, наоборот, было глобально, на века. Например, я осознавал, что сочетание красного и зеленого не стоит использовать, как и красно-белые. Нейтральным символом стала природа: злаковые поля как символ окультуренной земли и неокультуренной — цвет василька. Было сложно, потому что техника того времени еще не позволяла сконструировать большую модель фасада, чтобы понять, как цвета будут работать. — Среди прочего были ограничения по засветке окон. Это стандартный момент по жилым объектам, в офисных помещениях этого придерживаются именно по желанию заказчика. «Минску надо проработать ключевые вечерние панорамы»В минском подходе к освещению города не хватает единой концепции, говорит Сергей Сизый. — Она нужна, как раз чтобы прописать, какие архитектурные объекты будут световыми доминантами, какие — второстепенными, когда будет работать полное освещение, когда — приглушенное. Например, в Москве здание МГУ до 23 часов освещается полноценно, по всему фасаду. А потом остается только освещение центральной верхней части, которая видна с большей части города. Запросто на вопрос, как именно нужно подсвечивать Минск, не ответишь. — Из того, что приходит в голову сразу: в городе есть застройка разного времени. Если осветить дома разных эпох своим способом, то можно подчеркнуть то, что город пережил. Сергей Сизый уверен: в Минске нужно проработать ключевые вечерние панорамы. Одно из проблемных мест сейчас в самом центре — это набережная Свислочи — Немига — Троицкое предместье. Первое, что подвергается критике дизайнера, когда смотрим в сторону реки возле гостиницы «Беларусь», — фонари-«шарики». — Эти торшерные фонари ужасны. Они слишком яркие, поэтому не дают нормально смотреть на пейзаж и фотографировать. Они неэффективны: расходуют намного больше энергии, чем светодиодные, при этом только четвертая часть света попадает куда нужно — на дорожки, газоны, все остальное уходит в воздух. Такие фонари нужно заменить на те, что светят на дорожки, а не вокруг самих себя. Что еще дизайнер предлагает сделать на набережной Свислочи? Подсветить разлапистые ивы, которые совсем не видны в темноте. Можно проработать береговую линию, чтобы было видно, где заканчивается набережная и начинается вода. Но тут главное — не перестараться. — Светодизайн не стремится подсветить все. Наоборот, некоторые объекты, выключая на них свет, можно спрятать. Например, дом «У Троицкого». Как раз в центре города можно вообще такое здание не освещать. Здесь есть само Троицкое предместье, есть другие доминанты, на которых стоит сделать акцент. Многие города, в которых намешано историческое и неисторическое, действуют как раз по такому принципу: «лишнее» оставляют без фасадного освещения. И ночь сделает свое дело. А здесь выходит, что, пока это здание освещается, например, главный православный собор на Немиге не подчеркнут, как следует, в темноте. Что касается освещения предместья, Сергей Сизый говорит, что издалека оно смотрится интересно. — Ближе уже хуже, потому что детали плохо проработаны. Ну и совершенно непонятно, зачем здесь розовый мост. В Троицком предместье дизайнер успел заметить здание с динамическим освещением. — Недопустимо использовать не то чтобы цветное освещение в таком историческом районе, а цветодинамику как на дискотеке. — В Минске — Не знаю предысторию, но если инициатива исходила от владельцев торгового центра, то все понятно: все пути при таком подходе логично приведут к нему как к доминанте. Хотя для меня удивительно, что доминантой проспекта является торговый центр. Тогда назовите его Торговым. Что касается освещения, то на черном единственное подходящее решение — медиафасад. Что в принципе там и сделано. — В Минске немало мозаик и барельефов советского времени, в том числе известных монументалистов. Как можно работать с ними по освещению? — Если относиться к ним как к наследию советского искусства реализма, то можно работать так же, как с освещением картин. Нужно, чтобы было максимально понятно, что изображено, чтобы не было ненужных бликов. Другой подход: арт-инсталляции, модные во всем мире. Например, в выходные дни или по праздникам сюжеты может оживлять динамическая проекция. Сегодня свет способен на очень многое. Как вылечить светом Октябрьскую площадьОсвещение фасадов на проспекте Независимости светодизайнеру в целом нравится. — Есть попытка сделать все в одном стиле. Для более брутального и тяжелого нижнего яруса домов выбрано янтарное освещение, для верхнего яруса — теплый белый свет. Это интересная идея — показать этажность, ярусность улицы. Нужно только быть внимательными при реализации, чтобы все эффекты работали правильно: светильники иногда сбиваются, их нужно проверять и нацеливать заново. Дизайнер вспоминает, что ему нравится, как выглядят днем здания на улице Ленина, неподалеку от «МакДональдса». Вечером богатый терракотовый цвет кирпича теряется, а жаль. — А что с Октябрьской площадью? Тут абсолютно разная архитектура: сталинский Дворец профсоюзов, Дворец Республики, который начали строить в 1980-х, а теперь еще и новое здание «Капитал Палас» строится. Можно все это вылечить светом? — Надо понять, что на площади будет считаться первостепенным объектом. Пока освещение Дворца Республики ужасно выглядит — похоже, светильники очень давно работают. А вообще, это здание — тот случай, когда интерьер гораздо интереснее, чем экстерьер. Знаете, какие внутри шикарные люстры? Можно выключить освещение фасада, а взамен включить свет внутри. Затраты на электроэнергию схожие, а здание бы заиграло. Мы могли бы в окна заглядывать и смотреть, что там — интересный эффект. «Световая инсталляция и при выключенном освещении должна быть привлекательной»На подъезде к Белгосцирку уже зажгли фонари, которые сейчас устанавливают на проспекте взамен тех, что стояли недавно. Журналистам — Не исключаю, что такие действительно были в пятидесятых. По крайней мере, в Москве на Моховой улице есть похожие. В последние годы в Минске появилась мода на световые скульптуры. Многие из них устанавливают перед Новым годом, а потом оставляют навсегда. Одной из таких фигур, клоуну возле здания цирка, от дизайнера достается: — Считаю, что такое надо убирать из города. В моем понимании световая инсталляция — это произведение искусства. Она и днем при выключенном освещении должна выглядеть привлекательно, а не как клубок светодиодный из гирлянд. О подсвеченных башнях сталинок в районе площади Победы дизайнер говорит: — Эти розовые крыши будто облили марганцовкой. Этот цвет подошел бы, если бы здесь были ворота в Диснейленд. А тут строгая мемориальная площадь, где такое вообще ни к чему. Должна быть логика. В современном Минске, признается Сергей Сизый, ему не нравится освещение двух фасадов в районе станции метро «Восток». Первое — на торговом центре Dana Mall. — Это освещение не отвечает современным возможностям и статусу объекта, который позиционируется. Второе — на Национальной библиотеке. — То, что на библиотеке — разновидность медиафасада, причем он был достаточно ранним в Беларуси. Его особенность — пиксели в изображении далеко друг от друга находятся, поэтому нельзя собрать очень четкую картинку. Повышенная яркость помогает хорошо видеть изображение издалека, что удобно для коммерческих целей, но такой фасад сильно светит в окна. В Москве пришли к тому уже, что все медиафасады вынесли за третье транспортное кольцо, кроме одной улицы — Нового Арбата, потому что там нет жилья. Там, где такие фасады выходят в сторону жилых кварталов, должны быть очень строгие ограничения. Все-таки дизайн в городе должен помогать, а не вредить. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорус, который разрабатывал освещение для фасада Дворца независимости в Минске и для штаб-квартиры «Газпрома» в Петербурге, рассказал TUT.BY, как свет может...
|
|