В субботу нашей сборной предстоит матч, от которого, может так статься, будет зависеть, попадет ли команда в финальную часть первенства Европы. Пока Бернд Штанге и его ударный батальон готовятся к сражению с албанцами в Турции, обозреватель нашей газеты Сергей Канашиц и автор и ведущий программы «Время футбола» на телеканале «Лад» Николай Ходасевич в своем традиционном разговоре по четвергам решили обсудить: выросла ли команда под управлением немецкого специалиста и готова ли к новым свершениям?
Сергей Канашиц: Ты наверняка тоже помнишь тот матч: 17 ноября 2007 года. Отборочный поединок чемпионата Европы–2008. Тирана. Стадион «Кемаль стафа». Албания — Беларусь — 2:4. Первая победа Бернда Штанге у руля сборной Беларуси, которую он незадолго до этого возглавил. Для тех читателей, кто забыл, как это было, мы память освежим, приведя статистику той встречи и состав нашей команды. Да и нам с тобой для наглядности нелишним будет обратиться к протоколу той встречи. С тех пор прошло три с половиной года. Как много изменилось! В субботу, например, на поле Тираны вновь ступят лишь два человека из того состава — Сергей Омельянчук и Александр Кульчий. Да, если бы не травмы и дисквалификации, то прошедших сквозь немецкое сито бойцов было бы немного побольше, но суть дела это не сильно меняет. Тема для нашей сегодняшней беседы лежит на поверхности — Штанге и его команда. Как считаешь, отбросив все обстоятельства, какая команда сильнее: та или нынешняя? И почему?
Николай Ходасевич: Сборная образца 2011 года под руководством немецкого наставника выглядит привлекательнее. По многим причинам. Но на одной, мне кажется, самой значимой, сделаю акцент: эта команда имеет характер и знает, в каком направлении движется. В 2007 году, если вспомнить, было завершение очередного проваленного отборочного турнира, на тот момент все пребывали в расстроенных чувствах, что поход за путевкой не удался, давали о себе знать старые многочисленные бытовые болячки, болезненно проходила смена поколений. Пожалуй, единственным лучиком света в нашем депрессивном царстве стало приглашение иностранного тренера, Бернда тогда любили просто за то, что он приехал и элементарно излучал оптимизм. Все с нескрываемым любопытством наблюдали, как за сборную активно стали играть парни из чемпионата Беларуси. И не портили общей картины! Посмотри, Егор Филипенко перепрыгнул все возраста и надел футболку главной команды страны! Период знакомства с новым коучем при отсутствии турнирных задач напоминал просмотр кулинарного шоу — главный герой взялся за приготовление отменного блюда и принялся тщательно выбирать необходимые ингредиенты. Потом мы в процесс основательно вникли, заинтересовались, стали спорить, соглашаться, опять же просто наблюдать, и вот сегодня уже имеем полное представление, что должно получиться на выходе. Команда реально намерена попасть в финальный турнир чемпионата Европы и уже сделала неплохую запевку. Но мы очень хорошо знаем, что все в любой момент может пойти другим, неверным путем. При этом оптимизма не теряем, согласен?
С.К.: Мне понравилась твоя метафора о кулинарном шоу, на котором мы все присутствуем. Прямо представился румяный Штанге в поварском колпаке, который взялся приготовить нам омлет. А его, известное дело, не разбив яиц, не сделаешь. Вот он и крошил их одно за другим, улыбаясь и ободряюще подмигивая, — весь пол теперь в скорлупках. А омлет? На вкус попробуем его в субботу. Но оптимизма мы, конечно, не теряем, это наша врожденная черта, генная — так исторически сложилось, иначе всем было не выжить. И естественно, ждем в субботу только победы, не принимая никаких ссылок на травмы и дисквалификации. Во–первых, албанцы совсем не великая команда, чтобы на этом препятствии спотыкаться — это как готовить пюре, если уж продолжать кулинарную тему, и не суметь даже почистить картошку. А во–вторых, у них тоже состав неоптимальный. Но видится мне тут еще два важных аспекта, о которых хочу поговорить. Первый — психологический. Заметь, Штанге и его команда выигрывает только в тех матчах, когда нет груза ответственности, турнирных перспектив. В 2007–м в Албании, тогда же — дома у сборной Голландии. И таких примеров много. А вот когда нужна воля в кулаке — блин выходит комом: встречи со сборными Хорватии, Румынии, Англии, Украины... И это не зависит от соперника, если нужен результат, то для нас даже команды Андорры и Люксембурга предстают непростыми орешками. И это меня, признаться, немало тревожит, сейчас–то ведь турнирный градус очень высок.
Н.Х.: В решающие отрезки отборочного турнира тушевалась не только дружина Штанге, но и предыдущие сборные под руководством Эдуарда Малофеева и Анатолия Байдачного. Это действительно проблема нашей команды, и ее необходимо преодолевать в этом году. Каким образом? Не знаю. Может, игрокам стоит абстрагироваться от давления, не обращать внимания на категоричность родной взыскательной публики, не загоняться на результате. Банально говоря, выходить и играть в свой футбол. Правда, с другой стороны, понимаю, что главной сборной страны не суждено сбежать от болельщиков, которые пребывают в постоянном ожидании побед и успехов. В таком случае всем нам надо признать, что мы можем пробиться на топ–турнир только в одном случае: когда от рядового зрителя до главкома станем одной командой. Приблизились ли к такому состоянию и что ты думаешь о проблемах в ключевые минуты турнирной дистанции?
С.К.: Знаешь, я в этом и вижу как раз роль главного тренера сборной — сплотить команду, зажечь ее, увлечь идеей. Ведь он же не должен учить их обводке или удару «сухой лист». Штанге нужно суметь сделать то, что не смогли другие. Я не знаю, способен ли он на это, так как внутри коллектива не был и что там происходит, какая царит атмосфера, даже не догадываюсь. Но согласен с Камандаром Маджидовым, нашим олимпийским чемпионом Сеула в греко–римской борьбе, который сегодня тренирует национальную сборную. Мы с ним недавно разговаривали широко и всеобъемлюще, и он сказал такую вещь: «Знаешь, меня всегда убивает, когда спортсмены говорят: «Нам в команду нужен психолог». Объясните мне, как психолог может вселить в спортсмена дух чемпионства, если он никогда в этой шкуре не бывал? Лучший психолог — это тренер, который постоянно разговаривает, объясняет, приводит примеры. Мы же не с улицы пришли, ни один психолог не сделает то, что сделаю я. Потому что я знаю и прошел то, о чем он не догадывается. Тренер за спиной спортсмена должен стоять как скала!» Потому и бытует мнение, что выигрывает команда, а проигрывает — тренер. А болельщики? Мне кажется, их роль слишком преувеличена, никогда сборная и болельщики не станут единым целым, потому что они из разного теста, как мухи и котлеты. Болельщики, как и журналисты, — зеркало, но не более. Они не будут за футболистов ни играть, ни забивать, ни получать премиальные. А будут лишь требовать, критиковать и радоваться. Если есть чему радоваться, разумеется. И не нужно на это сетовать, мол, какие плохие у нас фанаты. Они не плохие — обычные, такие, которых заслуживает команда. Только и всего. Однако же еще один аспект мы не затронули. Проблема лидерства в коллективе. У нас лидера никогда не было и нет сейчас. Валентин Белькевич был личностью в себе, Виталий Кутузов больше о прическе заботился, Максим Ромащенко слишком большой индивидуалист, к тому же вспыльчив, Александр Глеб сперва взрослел, а потом сам знаешь, другие тоже не сильно–то хотели брать на себя ответственность. И это проблема. Кто, например, в Албании сможет выйти на поле и сказать: «Мужики, за мной!»?
Н.Х.: Большая потеря — Юрий Жевнов. Обидная травма лишила сборную не только основного голкипера, но и капитана. Мне кажется, именно в Юре команда обрела вожака на многие годы. По человеческим качествам, по возрасту, по опыту игры на высоком уровне. Наконец, его выбрала команда, и это очень значимо. Но против албанцев играть в воротах будет или Сергей Веремко, или Антон Амельченко, а с капитанской повязкой выйдет Сергей Омельянчук. Да, в Тиране не будет на поле ярко выраженного харизматичного лидера, зато мы увидим сборную нашего ближайшего будущего — на ведущие позиции должны выдвигаться вчерашние звезды «молодежки»: Кисляк, Кривец, Путило, Шитов. И у них имеются свои козыри: они голодны до матчей на высоком уровне, предельно мотивированны, в самом футбольном возрасте, и к тому же у них несколько другая психология. Эти парни привыкли в своей карьере играть только на победу, мы видели, как они могут справляться с трудностями, и что еще важнее, хотя, может, и прозвучит чересчур патриотично: они реально хотят играть за свою страну и писать новую успешную ее историю. Поэтому в какой–то степени с новым поколением игроков связываю надежды, что сборная избавится от ступора в решающих схватках и попадет на чемпионат Европы в Польшу и Украину. В субботу команде предстоит пройти первое в нынешнем году серьезное испытание. Необходимо побеждать албанцев, и это реально. В октябре прошлого года на минском стадионе «Динамо» подопечные Штанге добились красивой виктории благодаря голам Родионова и Кривца. Любопытно, что в предстоящей встрече из того осеннего состава не сыграют только четверо из семи ныне отсутствующих основных штыков: Жевнов, Калачев, Родионов и Юревич. Последний наравне с Кривцом и Глебом–младшим тогда вышел на замену. Так что паниковать нет повода — у нас осталась сбалансированная сборная. Правда, с одной важной оговоркой: далеко не все имеют в своих клубах игровую практику...