Детство формирует личность, и эта личность о детстве нам постоянно напоминает... Кочка зрения Сергея КАНАШИЦА
Детство формирует личность, и эта личность о детстве нам постоянно напоминает. В том розовом возрасте, когда большие не только деревья, но и футбольный мяч кажется размером с планету, а шайба напоминает загадочный космический корабль, моими любимыми командами были футбольный московский "Спартак" с Федором Черенковым и сборная Чехии по хоккею. И за это им спасибо, в плане эстетического восприятия спорта и выработки вкуса - лучше не придумаешь. За чехов я вообще болел даже больше, чем за советскую команду, за что не раз ловил на себе косые взгляды товарищей и их обещания съездить мне за такой выбор в ухо.
Любимым хоккеистом я всегда считал нападающего Иржи Шейбу. Это довольно странный выбор, и я, признаться, не могу его себе объяснить до сих пор. Он никогда не был звездой первой величины, ничем особым не выделялся на фоне своих партнеров, но вот чем-то привлек внимание пацана и ничего с этим поделать я не мог. Возможно, фамилией, схожей по звучанию со словом "шайба", а может, приятным для слуха сочетанием слов - Иржи Шейба. Согласитесь, красиво. Не знаю, но так сложилось, что фамилии тройки нападения Лала - Пашек - Шейба я до сих пор произношу нараспев. За клубом "Пардубице", в котором Шейба начинал свою карьеру в 1982-м вместе с Домиником Гашеком, Франтишеком Мусилом и Отакаром Янецки и в который потом вернулся из армейской "Дуклы", я пытался следить, ловил о нем каждое слово, но времена тогда были другие и кроме "Советского спорта" да "Футбола-Хоккея", которые писали в основном о своих, черпать информацию было неоткуда. Поэтому образ чешских хоккеистов я создал для себя сам, соткал его из своих грез и смутных представлений, и он вышел чистым и благородным. Чехи мне всегда представлялись хоккейными рыцарями, эстетами, отважно сражающимися за чистоту игры с канадскими и американскими варварами.
Это представление живо до сих пор, только вместе со мной повзрослело, обросло щетиной и стало бриться, загрубело слегка, избавилось от наивности и слегка утолило аппетит нехватки информации. "Пардубице" оказался клубом очень известным, а после нынешнего сезона минского "Динамо" в КХЛ и вовсе нам не чужим. Оттуда вышел Томаш Мойжиш, например, там поиграл Петер Подхрадски, это родной клуб и город Петра Сикоры и еще многих-многих знаменитых чехов и словаков. Что говорить, если в Мареке Сикоре, этом немного странном чехе, который лепил динамовскую игру в прошедшем сезоне, я все пытался увидеть Людека Букача. Того неповторимого стратега и тактика, который в 1985-м сумел привести сборную Чехословакии к победе на чемпионате мира, оставив не у дел многих, но главное, сборную СССР в ее лучшем виде, а всего у него медалей высшей пробы со своей командой - пять! У меня в памяти отпечатались имена хоккеистов чешской сборной: Доминик Гашек, Игор Либа, Ян Яшко, Иржи Кучера, Иржи Долежал, Владимир Ружичка, Ладислав Лубина, Давид Волек, Петр Влк, Душан Пашек, Иржи Шейба, Иржи Грдина, Ростислав Влах... И этот свой внутренний зал славы я бережно храню.
Чешский хоккей - это стиль. Это как хороший дорогой костюм в полоску, как элитный виски или добрая кубинская сигара. Это как аргентинский футбол или бразильская самба. Чешский хоккей никогда не выйдет из моды, как и местное пиво, вкуса совершенно неповторимого, он, как классика на граммофонной пластинке, как книга в кожаном переплете, как изящная дубовая мебель, которая, однако, не к каждому интерьеру подойдет, но каждый ее оценит. В антураже "Минск-Арены" да при 15 тысячах зрителей, кажется, чешскому хоккею будет самое место.
Это чудно, но хоккеисты нашей сборной на самой большой площадке страны еще не играли ни разу! Кого здесь только не было: и "Евровидение", и "Рамштайн", и Стинг, и "Роксет", а те, для кого арену построили, на ней пока не играли. Дебют случится в нынешнюю пятницу, 8 апреля, в 19.00. И я рад, что нашим соперником будут именно они - чехи. Пусть не в звездном составе, но тем не менее с девятью чемпионами мира в составе, что уже немало. Обязательно приходите посмотреть.