«Еще» или «уже»?. 21.by

«Еще» или «уже»?

28.06.2011 08:03 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Еще» или «уже»?

«Еще» или «уже»?

Примерно года полтора назад пришлось прочитать в одном из официальных документов критический укор, мол, спортивные СМИ страны мало пишут о грядущем чемпионате мира по хоккею, который, как известно, состоится в Минске в 2014 году. Помню, журналисты нашей газеты, курирующие этот вид спорта, с обидой принялись оправдываться: чемпионат мира в столице Беларуси состоится только через четыре года и потому ЕЩЕ рано активно раскручивать данную тему.

Признаться, автор этих строк по данному поводу имел схожие позиции со своими коллегами, пока по воле случая не попал в ситуацию, красноречиво утверждающую: о грядущем ЧМ-2014 и о сопутствующих испытаниях всех столичных служб на гостеприимство УЖЕ давно пора говорить и поднимать соответствующие темы. А поводом для пересмотра личной информационной позиции послужил такой случай.

ЗАРИСОВКА С НАТУРЫ

Несколько дней назад оказался в торговом центре «Столица», по праву считающемся среди минчан одной из достопримечательностей города. Действительно, расположен в центре, недалеко от железнодорожного вокзала, здесь большой выбор товаров, с этажа на этаж можно добраться на эскалаторе, зимой тепло, а в летний солнцепек — прохладно и комфортно. По этим причинам в «Столице» всегда можно встретить не только минчан, но и иностранных гостей.

Так случилось и на этот раз. Зайдя в отдел кулинарии универсама, заметил, как одна из зарубежных туристок что-то пытается объяснить продавцу — дородной и невозмутимой женщине в алом фирменном колпаке, снисходительно наблюдающей за потугами покупательницы. Наконец, хозяйке прилавка это надоело, и в ответ на непонятные слова на незнакомом языке довелось услышать такое привычное:

— Вы можете сказать, что вам нужно? Кудахчут тут по-своему, а нам их понимай! — последние слова продавец адресовала своей коллеге в соседнем отделе.

Обе солидарно засмеялись, демонстрируя свое превосходство в сложившейся ситуации. На счастье иностранки, к ней подошла симпатичная молодая женщина и перевела специально для работников торговли закономерный вопрос гостьи. Оказалось — все просто. Подданная Великобритании приехала в нашу страну с туристическими целями и попросту пожелала отведать какое-нибудь белорусское блюдо. Случайная переводчица тут же посоветовала остановить выбор на драниках, что и было исполнено элегантно и благодарно.

Пока жительница туманного Альбиона знакомилась с национальной кухней и особенностями национальной торговли, автор этих строк принялся раскладывать по полочкам внезапно накатившие мысли и чувства по соответствующему поводу.

ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ…

Нет спору: страна активно готовится к грядущему хоккейному чемпионату мира, но все это пока сводится к строительству соответствующей инфраструктуры. Да, «Минск-Арена» — превосходное спортивное сооружение и, по мнению минчан и самих спортсменов, является одним из лучших в Европе. Нет сомнений, что к намеченному сроку появятся новенькая «Чижовка-Арена» и современные гостиницы. Как известно, к 2014 году в Минске построят 22 отеля, а это означает, что мы сможем принять на пять с половиной тысяч гостей больше. Современные пристанища для приезжих появятся от центра до микрорайонов, включая Чижовку и Каменную Горку. При этом некоторые гостиничные комплексы, в том числе «Беларусь» и «Октябрьская», будут реконструированы. Центр города украсят в основном 4—5-звездочные отели.

Но на слово в Европе и в мире никто никому уже не верит, поэтому и держат вопрос подготовки очередных международных турниров под жестким контролем. Грядущий минский хоккейный чемпионат исключением не является. Недавно к нам пожаловала делегация Международной федерации хоккея (ИИХФ) во главе с Эрнестом Альянчичем. Целью визита являлся контроль исполнения пунктов договора страны — организатора ЧМ-2014, укрепление взаимодействия между Федерацией хоккея Беларуси, Международной федерацией хоккея и ее коммерческим партнером компанией «Инфронт». В следующие три года представители ИИХФ планируют посетить Беларусь по меньшей мере еще трижды. И хотя инспекторы в целом остались довольны, не могу не отметить, что к массовому наплыву иностранных гостей наши люди еще не готовы. Более того, судя по увиденному в «Столице», о какой-либо целенаправленной подготовке специалистов из сферы обслуживания, речь пока, увы, не идет вовсе.

Похоже, необходимо объясниться. Грядущий чемпионат — это не блажь Минспорта, за которую он отвечает головой в единственном числе. Это общегосударственное мероприятие, в котором экзамен на четкую организацию и гостеприимство будет держать вся страна в целом и многие из нас в отдельности. В Беларусь в одночасье приедут по меньшей мере пятьдесят тысяч, а то и больше зарубежных гостей, которым необходимо не только предоставить право посмотреть матчи турнира, но еще и накормить, обогреть, разместить и предложить различные виды услуг. Иностранцы будут свободно разгуливать по городу и своим субъективным взглядом оценивать нашу объективную реальность. Допускаю, что кому-то из гостей западет в душу величественность спортсооружений страны. Они действительно таковы, и никаких сомнений по данному поводу быть не может. Но наверняка найдутся и те, кто станет предвзято и пристрастно выискивать недостатки. Для таких гостей невежество продавцов из «Столицы» и отсутствие в их лексиконе нескольких основополагающих для торговли иноязычных слов — ценная находка. Ведь когда мы заявляем о туристской привлекательности родной страны и создании комфортных условий, нередко упускаем на первый взгляд мелочи: возможность на распространенном во всем мире английском перекинуться с продавцом (таксистом, официантом, блюстителем закона) парой рядовых фраз.

Самое интересное, что в данном вопросе ничего не надо изобретать, поскольку многие страны уже прошли этот путь и благополучно переживают массовое приезды иноземцев. Побывав в прошлом году на Играх в Ванкувере, решил сопоставить некоторые моменты, тем более что проведение чемпионата мира по хоккею для маленькой Беларуси почти то же самое, что для Канады — зимней Олимпиады.

СУВЕНИРНЫЙ БУМ

Если мы гордо декларируем, что наша замечательная страна расположилась в центре Европы и к нам должны приезжать толпы туристов, то давайте для начала сделаем хотя бы элементарное: таблички с названиями улиц, бульваров, площадей и проспектов изготовим, как минимум, на двух языках: родном и английском.

Двуязычие должно присутствовать и на указателях, и на ценниках в магазинах столицы ЧМ-2014. Ведь никто и не скрывает: стать страной — хозяйкой крупных международных соревнований стремятся не только ради престижа и укрепления имиджа, но и для того, чтобы заработать для себя и государственной казны.

Опыт Ванкувера свидетельствует о том, что суммы, оставленные туристами в маленьких лавочках и огромном сувенирном супермаркете (почему-то единственном в этом канадском городе, куда каждый день выстраивалась очередь длиной в 4 квартала), исчислялись миллионами долларов. Несмотря на дороговизну продукции с официальной символикой (простенькая футболочка — 30 долларов, чашка с логотипом Игр — 20 долларов, брелок — 10 долларов, магнит на холодильник — 10 долларов), никого это особо не смущало: гребли все так, что к концу Олимпиады в магазинах остались полупустые полки. Кроме спортивной атрибутики многие старались приобрести на память «что-то канадское», пусть не связанное с Олимпиадой. Благо выбор был более чем широкий: шарфы, бейсболки, майки, джинсы и прочее.

А что из товаров с символикой грядущего чемпионата сегодня может приобрести турист в Минске? Пока ровным счетом ничего. Очень бы не хотелось, чтобы возражение, мол, еще рано торговать сувенирами, не превратилось в приговор: уже поздно, время упущено. Странно, почему-то в Беларуси никто не желает прибыльно начать раскручивать ЧМ-2014 и делать на этом деньги.

Впрочем, что говорить о сувенирах для иностранцев, если мы своих родных болельщиков не можем обеспечить товарами «широкого народного потребления». За исключением столичного хоккейного «Динамо», играющего в КХЛ, особых значимых сдвигов на данном поприще не ощущается.

В Ванкувере каждый второй магазин одежды предлагал хоккейную форму (у них это — спорт №1) сборной Канады, а на улицах в дни Олимпиады было красным-бело от свитеров цветов национального флага. Причем цены были отнюдь не детские. Просто у них считается хорошим тоном подчеркнуть свою национальную принадлежность, поддержать свою команду долларом, если хотите. Да и у нас таких желающих нашлось бы немало. Просто обеспечьте товаром!

Кстати, любопытный эпизод на тему, как победа влияет на экономику. Еще утром в день финала хоккейного турнира Канада — США свитер будущего автора золотой шайбы Сидни Кросби висел в любом магазине. Цена ему была — максимально 120 долларов. На следующее утро тот же товар можно было найти лишь в одной лавчонке, причем не менее чем за 200 долларов. Остальные свитера с фамилией хоккеиста буквально смели с прилавков.

DO YOU SPEAK ENGLISH?

Знание иностранного языка теми, кто станет непосредственно контактировать с зарубежными гостями — милиция, работники торговли, ресторанов, отелей, транспорта и т.д. — должно быть на уровне прочно усвоенной разговорной лексики. Даже обычно инертная Россия это уже поняла, и, как сообщается, власти Сочи в преддверии Олимпиады 2014 года организовали для жителей бесплатные курсы по изучению английского языка. В каждой школе и вузе после 24 мая открылись двухмесячные курсы для всех желающих. Если же наши местные власти посчитают такой бесплатный «ликбез» чрезмерным расточительством, то вот вам еще один пример. В некоторых ресторанах российского Сочи уже сегодня официантам за знание иностранного языка выплачивается 20-процентная прибавка. Хочешь больше зарабатывать — совершенствуйся.

Ведь все, казалось бы, элементарно. Если ты продаешь товар, обеспечиваешь порядок или иным другим способом взаимодействуешь с гостями столицы Беларуси в период грядущего ЧМ-2014, то будь готов, что к тебе с просьбой обратится и иностранец. Для общения с ним нужно владеть хотя бы несколькими расхожими фразами, ведь вся Европа поступает так давно. Недавно товарищ побывал в Чехии и привез свежие впечатления: там на нескольких языках общаются не только работники торговли, таксисты и полицейские. В Праге у коллеги даже тамошний нищий просил денег на трех языках: чешском, английском и немецком.

ПАРУ СЛОВ — И ТОВАР ПРОДАН

Работать на крупных спортивных мероприятиях одновременно и сложно, и просто. По личному опыту скажу, что все сопутствующие соревнованиям сувениры могут быть распроданы влет, но для этого необходимо самому немного поднапрячься. По данному поводу есть совет работникам торговли: выучите хоть несколько фраз на языках тех стран, болельщики из которых будут гостить в нашем городе. Рост продаж гарантирован в несколько раз! Вот один лишь пример. Канадцы-продавцы придумали хитрый трюк, на который попался и автор этих строк. Всем известно, что это — страна эмигрантов. Туриста, зашедшего в сувенирную лавку, неизменно спрашивали: мол, откуда вы? Узнав, что из Беларуси (России, Германии, Италии), продавец тут же расплывался в улыбке и восхищенно сообщал: «О! Не может быть! Мой папа (мама, бабушка, дедушка) приехал сюда жить именно из этой замечательной страны!» Дополнительный козырь — знание нескольких иностранных слов, как-то: «Каращо!», «Gutten Tag!» или «Buon Giorno!». Конечно, все это рекламный ход с целью навязать наивному покупателю побольше товара. Но вот что интересно: как правило, прием срабатывает. Слово за слово заводится разговор, и вот уже ты, обвешанный пакетами с покупками, покидаешь магазин. Ну не отказывать же почти землякам, в самом деле?

НЕБОЛЬШОЙ, НО ВАЖНЫЙ ВЫВОД

На первый взгляд, в данной публикации автор отходит от главного — игр самого чемпионата мира 2014 года — и фокусирует внимание читателей на житейских мелочах. Вместе с тем опыт навязчиво подсказывает, что именно мелочи и создают тот основополагающий фон, а от него напрямую будет зависеть успех организации хоккейного чемпионата, который уже сейчас многие справедливо называют мини-олимпийскими зимними Играми в масштабах компактной и уютной Беларуси. Так, может, пора перенимать соответствующий опыт у тех, кто уже напрямую соприкасался с подобной проблемой и не только все организовал путем, но и извлек из мероприятия солидную прибыль.

Иными словами, в 2014 году у нашей страны появляется очередной шанс, как говорится, и людей посмотреть, и себя показать. И, надо признать, шанс — шикарный. При всем при этом можно еще и хорошо заработать. Главное, не лениться и не раскачиваться, а воспользоваться предоставленной возможностью.

Канадцы своим шансом воспользовались сполна и настолько с хорошей стороны показали себя и свою страну, что туристический бизнес там наверняка в ближайшие годы испытает серьезный подъем. А это уже совершенно другие деньги! И не сезонные, а почти постоянная статья доходов.

По красоте природы синеокая Беларусь Канаде мало в чем уступит. Да и, считай, в центре Европы, что весьма немаловажно. Правда, в плане сервиса относительно приема гостей мы сейчас, будем откровенны, как мальчишки с клюшками во дворе пятиэтажки на фоне обожаемых канадцами звезд НХЛ! Тут, кроме традиционного белорусского радушия, мы туристам пока мало что можем предложить. Но у нас в запасе ЕЩЕ три года. Или УЖЕ три года?..

Евгений ВИКТОРОВ


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Примерно года полтора назад пришлось прочитать в одном из официальных документов критический укор, мол, спортивные СМИ страны мало пишут о грядущем чемпионате...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика