Что происходит в Гродненском филиале Института фармакологии и биохимии НАН Беларуси?. 21.by

Что происходит в Гродненском филиале Института фармакологии и биохимии НАН Беларуси?

29.09.2011 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Общественность заинтересовалась тем, что происходит в Гродненском филиале Института фармакологии и биохимии НАН Беларуси

Информация о судьбе Гродненского филиала Института фармакологии и биохимии вызвала большой резонанс. Первыми на телефоны редакции стали звонить научные сотрудники. «Мы работаем в соответствии с планом научных исследований», – утверждали они. Простые обыватели недоумевали: «Где результаты труда некогда известного за пределами республики института?». Эмоционально, но немногословно говорили о низкой эффективности учреждения его бывшие сотрудники. И только представители вышестоящих минских организаций проявляли дипломатическую сдержанность: «Происходит реорганизация, подождите…»

Ступени в науку
Пока суть да дело, решила сама сходить к ученым. Корпус на БЛК, 50 только издали выглядит внушительным. Фасад изрядно поврежден, ступени разбиты, большинство окон давно не крашены, за ними – старые занавески. Внутри здания время, кажется, остановилось лет 20 назад. Лишь ноутбук на столе руководителя возвращает к современности.

– Заявки на ремонт подаем регулярно, но они не финансируются в том объеме, в котором просим, – поясняет причины серости заместитель директора по научной и инновационной работе института, руководитель Гродненского филиала Павел Пронько.

«От каждого по потребностям, каждому по труду», – невольно вспоминаю подзабытый принцип, но тут же гоню от себя эти мысли.

– Вижу, окна меняете?

– Стеклопакеты уже стоят на пятом этаже и в виварии. Планируем, что в следующем году выделят средства для замены на четвертом, потом на третьем…

Путем нехитрых подсчетов упираюсь в 2015 год и удивляюсь терпению руководителя.

– А сами зарабатывать не пробовали?

– Деньги, выделенные на научные исследования, нельзя тратить на ремонт. Можем, конечно, расходовать поступления от аренды помещений, работ по хоздоговорам, но этого абсолютно недостаточно, – неспешно рассуждает Павел Пронько.

Решаю оставить в покое материальную базу. Как обстоят дела с научной? Руководитель заверяет, что она обновляется. Но увидеть оборудование, как и специалистов, работающих на нем, не удалось. На часах было начало шестого, рабочий день закончился, и Павел Пронько предложил встретиться в следующий раз. Через несколько дней ни меня, ни фотокорреспондента в филиал уже не впустили. Рассчитывать на «экскурсию» мы могли только после немедленного (!) опубликования письма, направленного в редакцию исполняющей обязанности директора Института фармакологии и биохимии Ларисой Николаевич. Вот текст письма:

«Информация, помещенная в газете «Гродненская правда» от 14 сентября в заметке «Безрезультатный институт», не соответствует действительности. Институт фармакологии и биохимии НАН Беларуси работает в соответствии с утвержденным планом научных исследований. В настоящее время сотрудниками Гродненского филиала проводятся исследования по 7 заданиям ГППИ «Фармтехнологии», 1 заданию ГКПНИ «Наноматериалы и нанотехнологии», 1 заданию ГПНИ «Конвергенция», 1 заданию подпрограммы «Аминокислоты» ГНТП «Фармацевтические субстанции и лекарственные средства», 4 грантам Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, договору с фирмой «Доктор Фальк Фарма» (Германия).

Для увеличения вклада Национальной академии наук Беларуси в разработку новых лекарственных средств и увеличения доли препаратов отечественного производства на фармацевтическом рынке Республики Беларусь в соответствии с постановлением президиума НАН Беларуси от 2 сентября 2011 г. №45 создается новая мощная структура, в состав которой планируется вхождение Государственного учреждения «Институт фармакологии и биохимии Национальной академии наук Беларуси», и будут определены вопросы развития Гродненского филиала».


Но если «Институт фармакологии и биохимии НАН Беларуси работает в соответствии с утвержденным планом научных исследований», как значится в письме, то что в таком случае решили скрыть от взора журналистов?

Кадры вне кадра
У мемориальной доски Юрию Островскому, что на здании филиала, утратившие привлекательность искусственные цветы. Вряд ли о таком внимании со стороны последователей мечтал выдающийся ученый-биохимик, академик Академии наук БССР. Более двадцати пяти лет минчанин по рождению Юрий Островский жил и трудился в нашем городе. Под его началом всего за шесть лет Институт биохимии АН БССР получил не только известность во всем мире, но и заслуженный авторитет. После смерти Юрия Михайловича в 1991 году руководители научного учреждения стали меняться со средней периодичностью раз в три года. Подобная нестабильность не на пользу любому коллективу. Судя по всему, не сумела противостоять ей и интеллектуальная элита Гродно.

– Не хочу говорить о том, чего нет, – отреагировал на просьбу рассказать об институте его бывший сотрудник. Многие из тех, кто оставил научное учреждение, успешно продолжают исследовательскую работу вне его стен.

– В филиале сегодня 106 человек, – рассказывает Павел Пронь-ко. – В их числе 74 научных сотрудника, 22 кандидата наук, 3 доктора наук.

Для сравнения: среди преподавателей факультета биологии и экологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы 7 докторов и 24 кандидата наук.

– В Гродненском филиале много пожилых сотрудников, – признается исполняющая обязанности директора Института фармакологии и биохимии Лариса Николаевич.

Значит ли это, что о термине «гродненская биохимическая школа», возникшем при Юрии Островском, скоро придется забыть? Под научным руководством Юрия Михайловича выросли свыше 70 докторов и кандидатов наук. Аспирантуру Гродненского филиала Института фармакологии и биохимии НАН Беларуси в этом году заканчивает один аспирант.

Вместе с тем площадь гродненские ученые занимают более чем внушительную – свыше 7600 квадратных метров. Даже при самых грубых подсчетах за вычетом арендуемых «квадратов» на одного сотрудника выходит около 60 законных метров. Каждый ученый может похвастаться тем, что один работает в двухкомнатной квартире, содержать которую не в состоянии?! И при этом высказывать недовольство необходимостью потесниться!

Терапевтический эффект
Исследования по 10 заданиям госпрограмм, 4 грантам Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, сотрудничество с немецкой фирмой «Доктор Фальк Фарма». Так на языке сухих слов и цифр звучит объем работы, выполняемый большим коллективом филиала в этом году.

– Трогать ученых просто непорядочно, – эмоционально реагирует на просьбу дать оценку эффективности труда гродненских ученых Лариса Николаевич. Права самой выносить заключения у меня нет.

Но почему бы не оттолкнуться от очевидного?

Предприятие «Белмедпрепараты» представило новое лекарственное средство биеносилим, разработанное сотрудниками Гродненского филиала Института фармакологии и биохимии. В аптечной сети Гродно его нет.

– Только заказали первую небольшую партию, – пояснили специалисты РУП «Фармация».

– А такие препараты, как тавамин, триптофан, лейцин охотно покупаются? – интересуюсь спросом на лекарственные средства, разработанные филиалом ранее.

– Заявки на лейцин и триптофан не полностью удовлетворяются, а тавамин предприятие «Гродненский завод медпрепаратов» с апреля не отгружает.

Факт удивляет. В создание завода в 2001 году вложили миллиарды. Он предназначался для выпуска препаратов на основе аминокислот, разработанных учеными Гродно.

В Скиделе коммерческой тайны делать не стали: тавамин в 2011 году не производят, выпуск лейцина сократили в десять раз и только триптофана увеличили почти в два раза. В ноябре прошлого года завод присоединили к концерну «Белбиофарм», и теперь его специалисты определяют перечень производимой продукции. Если они уменьшили выпуск препаратов, на то, видимо, были веские обоснования.

К фармакологии. И обратно?
Не в первый раз прослушиваю запись и осознаю, что в разговоре о филиале у Павла Пронько проскальзывают глаголы прошедшего времени.

«Учреждение занималось», «планировали организовать»…

– Институт завершает задания по программам, – обронила Лариса Николаевич, еще сильнее зародив сомнения.

Института не станет?

В Национальной академии наук Беларуси пояснили: согласно постановлению президиума НАН Беларуси от 2 сентября 2011 года создается новая структура, которая вберет в себя Институт биоорганической химии, Институт фармакологии и биохимии, предприятие «Академфарм».

– Что станет с Гродненским филиалом, пока сказать не могу, – вежливо уточнила пресс-секретарь НАН Беларуси Мария Житкова.

С иными нотами в голосе, но тем же сомнением говорит о родном учреждении заведующий отделом Гродненского филиала Института фармакологии и биохимии, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Андрей Мойсеёнок.

– Я выступил против ликвидации филиала на собрании в Академии наук. Попросил сохранить учреждение в том или ином виде. Переход от фундаментальной науки к прикладной не лучшим образом сказался на деятельности филиала. Нам лучше вернуться к прежнему профилю – витаминологии и нутрициологии. Считаю, что много пользы можем принести как филиал научно-практического центра по продовольствию НАН Беларуси.
Будет у ученых Гродно возможность пойти в новом направлении? Вопрос риторический. Равно как и тот, кто довел некогда славившееся «отменным здоровьем» учреждение до «состояния обморока». Кому, как не ученым, работающим в области фармакологии, следовало помнить: болезнь проще предупредить, чем лечить. И кто знает, вспомни минчане о филиале на периферии несколькими годами ранее, может сегодня не пришлось бы тратить так много слов для доказательства его состоятельности.

Арина ЛЕТОВА
 
Теги: Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Информация о судьбе Гродненского филиала Института фармакологии и биохимии вызвала большой резонанс. Первыми на телефоны редакции стали звонить научные...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика