Мода — это дух времени. Это то, без чего нельзя представить жизнь в ее современном разрезе. Это то, чем обусловлены наши поступки, что диктует нам свою волю мода — это отпечаток времени на наших лицах. А если говорить сухим стилем энциклопедических строк — это временное господство определенного стиля в какой–либо сфере жизни или культуры.
Оглянитесь вокруг. Ничего не чувствуете? А между тем мода второго десятилетия XXI века уже отчетливо дает о себе знать. Она породиста и широка в плечах, мускулиста и благородна. Она пришла и настойчиво стучит своими железными кулаками в дверь. И ей открывают. Потому что попробуй не открыть, она вынесет дверь одним ударом, сорвав ее с петель. Я говорю о моде на здоровье, силу и характер, на те качества, что заключают в себе смешанные единоборства, они же «бои без правил», они же ММА (смешанные боевые искусства — от англ. Mixed Martial Arts).
Только не пугайтесь. Это в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб» и одноименном фильме все очень страшно и кроваво. В реальности оказалось куда культурнее. Клубов, которые культивируют сегодня ММА, у нас немало. Вне зависимости от возраста и физической подготовки вы приходите, платите деньги и пожалуйста — занимайтесь, выплескивайте негативную энергию, лупите грушу или спарринг–партнера. Хотите — ставьте перед собой чемпионские цели, хотите — просто сгоняйте жирок. Но под надзором профессионалов.
Выбираю наугад один из подобных залов, рекламу которого увидел в метро, и навещаю клуб с названием «Тай–мир».
Клуб существует полтора года и популярность среди населения завоевывает в острой конкуренции с другими, а одной из главных своих «фишек» считает тренерский состав. Он действительно внушает уважение. Среди наставников в «Тай–мире», к примеру, Василий Шиш.
Шиш — человек в мире спортивных единоборств авторитетный, заслуженный. Расцвет его карьеры пришелся на юный возраст, что говорит о большом таланте и неординарности как спортсмена. В 1998 году он, будучи 15–летним пацаном, стал чемпионом Европы по муай тай и получил приз за лучшую технику! К слову, на том чемпионате выступали Алексей Игнашов и Дмитрий Шакута, но именно Василия отметили почетным призом. Дальше — больше. Пояс чемпиона мира среди профессионалов в 17 лет, нокауты, красивые победы... Однако любой спортсмен рано или поздно понимает, что его время прошло. Оставив ринг, Шиш не ушел из единоборств, а по–прежнему в обойме. Теперь — в тренерской.
Я долго спрашивал, как отыскать этот зал. Бывший таксопарк, ветлечебница, парк, проходная, второй этаж... Здесь нет гламура, здесь во всем чувствуется аскетизм настоящего боя. Пахнет потом. Небольшой зал, ринг на возвышении, висят груши, турники, шведские стенки. И народ. Совершенно разношерстный. От девушек с явно лишним весом и юнцов с отчетливой сыпью переходного возраста на лице до солидных «бобров» (надо полагать, из припаркованных рядом «Лексусов» и «Мерседесов»). На часах 18.50. Люди подтягиваются после работы. Утром и днем здесь детские группы (есть даже ребятишки дошкольного возраста), а вечером приходит публика посерьезнее. До начала тренировки 10 минут. Задаю Василию Шишу первый вопрос.
— Вася, а вас–то самого что подвигло стать на путь воина?
— В 1996–м решил записаться на таиландский бокс. Почему? Объяснить не могу. Просто пошел, чтобы, грубо говоря, не болтаться на улице. До этого занимался коньками, футболом, хоккеем — со спортом дружил, но мыслей о больших победах не имел. В таиландском боксе — то же самое, чемпионских задач не ставил. Потом, правда, втянулся, понравилось. Спорт дисциплинирует. А единоборства дают еще и уверенность в себе, воспитывают в мужчине силу и характер. И, что самое интересное, никогда не поздно начать тренировки.
— Но вы–то уже в 15 лет стали матерым бойцом, сражались на ринге с мужиками. Не страшно было?
— Не боятся только дураки. Но я был уверен в себе, хорошо и много тренировался. А вообще уменьшить порог страха могут только опыт, постоянная практика. Занятия боевыми единоборствами, поверьте мне, этот порог уменьшают. Они повышают самооценку, придают уверенность в себе, делают человека менее раздражительным. Весь негатив он выплескивает на тренировке и никогда не станет проявлять агрессию в реальной жизни. Мы, к слову, очень не приветствуем синяки, которые получены вне стен этого зала. И ведем с учениками серьезный разговор по этому поводу. И с детьми, и со взрослыми.