Недавно коллеги из Минска попросили меня разузнать секреты китайских спортсменов — как им удается завоевывать столько медалей на Олимпиадах? Задача оказалась неожиданно практически невыполнимой. Поговорить с китайскими спортивными чиновниками не удалось, к тренировкам нас и близко не подпустили. Последний (и лишь второй) раз мы были на тренировке перед Олимпиадой в Пекине — четыре года назад. Пустили нас туда исключительно из уважения — сборную по художественной гимнастике в тот момент тренировала белоруска Елена Гнездицкая. За четыре года до этого, перед Олимпиадой в Афинах, мы побывали на тренировке у женской сборной по спортивной гимнастике — после почти трех недель переговоров нам сказали: «Да, когда–то белоруски были серьезными соперницами, но теперь уже нет». Это показательно: журналистов из по–настоящему соперничающих стран не пустили бы. Так что вывод первый: китайские олимпийцы готовятся к рекордам вдали от любопытных глаз. Хотя в свое время китайские тренеры изучали методики подготовки и российских, и белорусских гимнастов, записывая все на видеокамеру. С тех пор ученики превзошли учителей и хорошо усвоили урок: не делиться методиками.
На мой взгляд, у успеха китайского спорта четыре главных секрета: возможности пополнения, мотивация, деньги и травы.
В стране, где живут 1,3 млрд. человек, всегда есть из кого выбрать. Отбор в детские спортивные школы идет жесточайший: поскольку выбор огромен, берут только тех, в ком потенциал виден с детства. Дети живут в спортивных школах — бывали случаи, когда они не виделись с родителями по нескольку лет. Выдающимися чемпионами становятся чаще всего не жители самых крупных городов, а таланты из глубинки — у них сильнее желание «выбиться в люди», а других возможностей, кроме спорта, практически нет.
Отсюда второй секрет — мотивация. Короткая спортивная жизнь может обеспечить того, кто поднялся на вершину, на долгие годы. Призовые за успешные выступления на Олимпиаде в некоторых случаях исчисляются сотнями тысяч долларов — большая часть приходит от спонсоров и местных властей. Но в этом случае деньги — действительно не главное. Китайскому спортсмену, выходящему на каждое международное соревнование как на бой, в спину летят слова: «Ты не можешь разочаровать полтора миллиарда человек!» Китайцы — патриоты до дрожи, и сделать нацию счастливой, сделать своих соотечественников гордыми — мощный стимул. В Китае проводится огромное количество соревнований на самом разном уровне — игры провинций, городов, районов, а Всекитайская спартакиада по важности уступает только Олимпиаде. На всех этих соревнованиях каждый спортсмен выступает за тот город или район, где родился, — считается, что это воспитывает чувство гордости, долга и ответственности.
Третий секрет — деньги. Не те, которые вручают спортсменам в качестве призовых, а те, которые тратит государство на их подготовку. Начиная с Олимпиады в Пекине особое внимание уделяется не традиционным для Китая видам спорта — выделены серьезные средства на подготовку в других видах, используется лучший международный опыт. Я уже упомянула белоруску Елену Гнездицкую, к соревнованиям по прыжкам на батуте китайцев тоже готовила белоруска — на хороших тренеров денег здесь не жалеют. Если не могут заманить к себе, отправляют своих спортсменов к ним — к лондонской Олимпиаде китайская сборная по плаванию готовилась в Австралии и в итоге посрамила знаменитых австралийских пловцов. Практически все спортсмены (за очень небольшим исключением), достигнув успеха и получив рекламные контракты, существенный процент доходов обязаны перечислять в пользу государства — потому что именно государство вывело их на такой уровень, где они могут побеждать и быть узнаваемыми.
Четвертый секрет охраняется особенно строго — это фармпрепараты, создаваемые на основе нетрадиционной медицины. В прошлом китайские спортсмены неоднократно попадались на допинге, но на пекинской и лондонской Олимпиадах они официально чисты. Международные эксперты говорят, что все дело в стимуляторах растительного происхождения, которые неизвестны западной науке (а потому не входят в список запрещенных), но китайской известны много сотен лет. Кто–то даже говорит о специальных разработках спецслужб и особой психологической подготовке. Насчет спецслужб ничего не скажу, а что у китайских спортсменов психология особая — это, конечно, факт, но я бы все же отнесла это к мотивации.
Так в чем же секрет олимпийского успеха Китая? Прежде всего — в желании побеждать, потому что победа на Олимпиаде для этой страны — вопрос не спортивный, а политический. Вот только не знаю, насколько это правильно.