О кривом асфальте СДЮШОР–3 БФСО «Динамо», на котором начали свой разбег Александр Хацкевич, Валентин Белькевич и Александр Глеб, только за последние несколько лет написано столько материалов, что собери их кто под одним переплетом — получился бы большой многотомник. «СБ» тоже обращалась к этой теме, например, в статье «Дети асфальта», датированной 28 мая 2009–го. Однако за прошедшие с тех пор годы воз так и не сдвинулся с места. Воспитанники детско–юношеской спортивной школы все это время, как и много лет до этого, тренировались в далеко не самых подходящих для спорта условиях... Закрытие стадиона «Динамо» на долгожданную реконструкцию эту проблему как бы сняло с повестки дня. Но взамен появились другие... Сейчас какого–то одного «дома» у футбольной школы нет, из–за чего тренерам, образно говоря, приходится мотаться по съемным квартирам в разных частях Минска.
Ориентирование на местности
До 1 декабря школе предписали освободить те помещения, которые она занимала до этого. Администрация временно «переселилась» в кассовый павильон стадиона «Динамо», но сейчас готовится к новому переезду (куда именно пока решают). Что касается детей, то они где только ни «прописались». Занимаются на стадионе «Атлант», в игровом зале Республиканского института профессионального образования, на запасном поле стадиона «Трактор», на «Динамо–Юни» и много где еще. Только успевай загибать пальцы. Во многом разъездной образ жизни, конечно, несподручен, но в школе стараются не унывать. Алексей Кузнецов, ставший первым тренером для Александра Гутора, как и другие работающие в СДЮШОР–3 специалисты, рассуждает философски: «Конечно, раньше, когда все находилось под боком, организовывать тренировочный процесс было проще. У каждого тренера в инвентарной комнате был свой шкафчик, где хранились мячи, фишки, манишки и т.д. Зашел туда, взял, что надо, — и начинай тренировку. Сейчас весь необходимый для занятий инвентарь приходится таскать из одной части города в другую. Это, что и говорить, неудобно. Но мы не жалуемся, потому что детям в любом случае стало лучше. Тренироваться на асфальте и, скажем, на стадионе «Динамо–Юни» — это, сами понимаете, небо и земля».
Первый заместитель председателя центрального совета БФСО «Динамо» Игорь Бородич также старается смотреть на нынешнее положение дел под оптимистическим углом зрения. Хотя и не скрывает, что трудностей, которые приходится решать, хватает:
— В похожую ситуацию, как футбольная школа, попала и наша комплексная СДЮШОР–1, в которой обучаются девяти видам спорта. Все помещения, которые она занимала на стадионе «Динамо», нам предписали освободить. Сейчас осваиваем новые базы. Кстати, подыскать их было очень непросто. По закону школы, находящиеся на гособеспечении, аренду не платят, только возмещают коммунальные платежи. Поэтому, естественно, собственникам, которые хотят как можно больше зарабатывать, идти нам навстречу невыгодно. Бизнес есть бизнес. Тем не менее проблемы мы решили. При этом в поиске подходящих баз нам очень сильно помогли родители наших воспитанников.
— Многие из них, наверное, без особой радости отреагировали на переселение? Все–таки стадион «Динамо» находится в центре города — удобно...
— Сейчас мы тоже стараемся каждый возраст посадить на какую–то одну базу, чтобы ребята не катались по разным адресам, а тренировались в одном конкретном месте. Конечно, дети привыкли к тому, что они занимались на «Динамо», родители подстроили свой ритм. Сейчас им приходится перестраиваться... Но со временем, когда тренеры осядут по базам, думаю, наше присутствие в «спальных» районах даст большой положительный эффект. Главный из плюсов — новые группы можно будет формировать, грубо говоря, по местному принципу. То есть какие дети где живут — там и тренируются. Это особенно удобно для малышей, которых при наличии футбольной школы под боком родителям не надо будет постоянно возить неизвестно куда. Мое глубокое убеждение: по крайней мере, группы начальной подготовки должны базироваться при общеобразовательных школах. Давно просил тренеров СДЮШОР–3: ищите базы, переезжайте. Хоть на окраинах занимайтесь, зато в нормальных условиях, а не на асфальте.
Сохранить и преумножить
Кстати, о наболевшем... Говорят, когда Александр Глеб, еще выступая в бундеслиге, заглянул в родную для себя футбольную школу вместе со знакомым детским тренером из Штутгарта, тот грустно пошутил, что, видимо, в Германии тоже надо тренировать детей в подобных условиях, чтобы такие классные игроки, как Глеб, росли. Шутки шутками, но вообще–то вся эта многолетняя сага с тренировками на латаном асфальте смеха совсем не вызывает. В 2007 — 2008 годах, когда «Арсенал» и «Барселона» в соответствии с механизмом солидарности ФИФА перечислили БФСО «Динамо» около 600.000 евро (в сумме), много говорилось о том, что эти деньги пойдут, в частности, на укладку в СДЮШОР–3 искусственного поля. Но от слов к делу так и не перешли. Почему? В динамовском обществе предпочли положить деньги на депозитный счет, а начисления по процентам с него использовать для оплаты текущих расходов футбольной школы.
Впрочем, уверяют в «Динамо», не за горами день, когда полученные за воспитание Глеба деньги все-таки пойдут на большое дело. А именно: на покрытие некоторой части расходов при строительстве нового «дома» для футбольной школы. Планируется, что он появится в Степянке. Игорь Бородич курирует этот вопрос:
— Нам выделили площадку на территории бывшей военной части. Мы приняли на свой баланс шесть помещений, футбольный стадион... Сейчас комплекс, конечно, не в лучшем состоянии, но, по крайней мере, нам есть от чего отталкиваться. И мы — будем. Частично за свои деньги, частично за счет инвесторов хотим создать на этом месте базу для СДЮШОР–3. Там планируется открытое футбольное поле, всепогодная площадка с искусственным покрытием, частично накрытая крышей, плюс игровой зал, кабинеты для администрации... Эскизный проект с комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома мы согласовали. Думаю, уже в этом году начнутся строительные работы.
— Значит ли это, что со своей «асфальтовой базой» СДЮШОР–3 распрощалась навсегда?
— На мой вопрос, будет ли нам выделено место на территории стадиона «Динамо» после реконструкции, заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко ответил, что 70 процентов строительства финансируется из бюджета, стадион после окончания работ должен быть самоокупаемым, а для этого предполагается много коммерческих сооружений. Какая–то тренировочная зона не предусматривается. Детальная проработка проекта еще ведется. Тем не менее уже сейчас можно почти наверняка говорить: наши СДЮШОР (и первая, и третья) на свои прежние места не вернутся. Что ж, будем двигаться дальше.
Одно из проявлений этого движения — наведение мостов между футбольной школой и ФК «Динамо» (Минск). Прошлой весной они подписали договор о сотрудничестве на пять лет. По нему клуб доплачивает работающим в СДЮШОР–3 тренерам, помогает в укреплении материально–технической базы (в минувшем году была куплена форма, мячи на общую сумму около 50 миллионов рублей), а школа, со своей стороны, обязалась передавать воспитанников в первую очередь в структуру «Динамо». 15 юных футболистов уже пошли по этому маршруту.
Есть мнение
Валерий Мельников, ветеран белорусского футбола, выпускник динамовской школы:
— Одной из причин закрытия известной футбольной школы № 5 стали строительные работы на стадионе «Камвольщик». Сейчас вот реконструируется главная арена страны... Не хотелось бы продолжать аналогию дальше. Но вообще за будущее родной для меня школы тревожно. Такое ощущение, что она финансируется чуть ли не по остаточному принципу (иначе разве тренировались бы дети много лет на асфальте?), и для меня очевидно, что этот подход надо менять. Нужна нормальная инфраструктура. Откуда взять деньги на ее создание? Вижу два пути. Первый: внутри БФСО «Динамо» должны пересмотреть отношение, оптимизировать свои расходы, например, за счет отказа от массового набора легионеров в хоккейный или гандбольный клуб. И второй вариант: школа должна слиться в одну структуру с ФК «Динамо».
Геннадий Мардас, главный тренер юношеской команды гродненского «Немана», выпускник динамовской школы:
— Мой тренер Анатолий Иванович Боговик, чтобы уменьшить количество мелких повреждений, постоянно вывозил нас тренироваться на песчаное поле недалеко от трамвайного депо по улице Ботанической. Однако в основном мы все равно занимались на асфальте. Сколько раз я и другие ребята из СДЮШОР из–за этого обдирали колени, бедра, подворачивали голеностопы — и не сосчитаешь... Сейчас условия у детей стали лучше, что для них, безусловно, плюс. Хотя то, что у них нет какого–то одного «дома», конечно, неправильно. СДЮШОР «Динамо» — школа с именем, традициями... Не понимаю, почему нельзя предусмотреть проектом реконструкции стадиона базу для школы.
Виталий Володенков, полузащитник футбольного клуба «Сморгонь», выпускник динамовской школы:
— В СДЮШОР–3 выросло не одно поколение хороших футболистов, у школы — большие традиции... Думаю, было бы правильно, если бы для нее оставили место на территории стадиона «Динамо» и после окончания всех работ она туда вернулась. Сейчас же школу разбросали по всему Минску, родителям теперь надо возить детей на окраины — и это наверняка многим не нравится. Очень не хотелось бы, чтобы так произошло, но боюсь, не исключен вариант, что в ближайшее время некоторая часть детей из СДЮШОР–3 может разойтись по другим школам. Пусть их в городе и не так много, но они есть.