Организация чемпионата мира по хоккею по масштабам подготовительной работы сравнима с пуском крупного предприятия, где все цехи, отделы и подразделения должны слаженно функционировать по заранее утвержденной технологии. Для решения этой проблемы существует регламент, где, как в инструкции, все прописано в деталях. Ну а чтобы все проходило на достойном уровне и оргкомитет чемпионата мира–2014 смог правильно выполнить подготовку, ИИХФ организовала для дирекции минского чемпионата специальную поездку в Стокгольм.
Необходимо отметить, что сегодняшний чемпионат мира по хоккею настолько длинное спортивное мероприятие, что интерес к нему у болельщика проявляется амплитудный: сначала смотрим старт всех команд, через несколько дней ежедневные заботы позволяют следить за выступлением только своей сборной, а потом уже — в конце — проявляем интерес к матчам плей–офф.
И это неудивительно. Тяжело на протяжении 16 дней (а именно столько длится первенство лучших команд мира) держать в напряжении даже самого ярого поклонника вида спорта. Хоккейный чемпионат длится дольше, чем Олимпийские игры! А ведь на Олимпиаде медали разыгрываются в 28 видах спорта. А здесь — один вид, по восемь команд в двух группах, календарная система отборочного этапа, много матчей, которые болельщик даже по телевизору смотреть не успевает...
Учтем и еще один немаловажный фактор: Олимпиады проходят раз в четыре года, как и футбольное первенство планеты, а чемпионат мира по хоккею — соревнование ежегодное! Зритель наелся хоккея... Отсюда и падение интереса болельщиков к матчам. Игр за время турнира проходит аж 64! В Стокгольме зритель не пошел и на поединки лидеров мирового хоккея. Арена не была заполнена полностью даже на матчах с участием Канады, Чехии, России, США. Только поединки родной шведской сборной собирали полные трибуны...
А ведь известно, что главный доход от чемпионата — это не деньги туристов, оставленные в магазинах, а количество проданных билетов на матчи. С играми плей–офф особой проблемы не бывает, а вот квалификационный этап шведский оргкомитет откровенно провалил. Причем дважды! Первый раз — в 2012 году, когда в погоне за большими деньгами установил заоблачные цены на билеты, а второй раз — уже на этом чемпионате, когда болельщики просто не покупали билеты, ожидая, что оргкомитет опять сделает большую скидку... Но оргкомитет этого не сделал, и свободных мест на «Глобен–арене» на квалификационных матчах было хоть отбавляй. Во время своего выступления на семинаре ИИХФ представитель компании «Инфронт» Кристоф Мауэр сказал, что «после чемпионата мира 2012 года, когда цены на билеты были просто заоблачные, мы потеряли доверие хоккейного общества». Через год в Стокгольме мы увидели, что доверие не восстановлено...
Кстати, необходимо отметить, что в Стокгольм приехали сотрудники оргкомитетов чемпионатов мира 2015 года (пройдет в Чехии) и 2016–го (состоится в России). Чехи и россияне приехали перенимать опыт за два и три года до старта. Перенимать, конечно, было что, но, честно говоря, от шведов ожидалось большее...
В аэропорту Стокгольма и в целом в городе нигде не удалось увидеть ни афиш, ни плакатов, посвященных чемпионату! Нет никакой рекламы в фирменном стиле чемпионата и на общественном транспорте (для сравнения: в Минске уже давно курсируют автобусы с логотипом ЧМ–2014). Только в отеле стояли временные невысокие стойки–афишки с логотипом спортивного события мирового масштаба...
Как рассказали организаторы, вся нагрузка по проведению чемпионата легла в основном на федерацию хоккея, поэтому многое сделать не получилось или не успели. Например, не удалось оргкомитету чемпионата договориться с мэрией города о бесплатном проезде в общественном транспорте официальных (!) лиц чемпионата. Проездные выдали только... волонтерам.
Что касается самой арены, то, построенная еще 24 года назад, она морально подустарела. Но тратить деньги даже на краску, которая стерлась почти до основания на ступеньках лестниц вдоль трибун и у входов, шведы тоже не стали...
Экономия на всем особенно заметна на местах работы прессы и телекомментаторов. Если бы наша служба МЧС увидела, как выполнены работы с электрическими кабелями, то, наверное, пришла бы в ужас и забила вселенскую тревогу! Основные кабели просто брошены по полу, прихвачены скотчем, а разводка по местам работы журналистов и комментаторов выполнена простыми удлинителями, которые были прикручены к столикам клейкой лентой и свисали между столиками. В общем, «времянки» сделаны по принципу «чемпионат пройдет, все быстро уберем». Кабели от передвижных студий и видеокамер просто подвешены под потолком на прибитых к стенам металлических держателях...
Расстановка телевизионных камер на арене, оборудование мест для комментаторов, организация пресс–центра, место для интервью с хоккеистами также выполнены с отклонениями от требований регламента. Честно говоря, ожидали увидеть более солидный уровень подготовки. Даже не верилось, что Швеция проводит чемпионат мира второй год подряд...
Отдельная глава — работа общественного транспорта. Уж он-то в Стокгольме уж точно работает как часы. В этом довелось неоднократно убедиться после окончания хоккейных матчей — более 10 тысяч болельщиков «исчезали» с территории арены за каких–нибудь 15 — 20 (!) минут. Этому способствуют находящаяся рядом линия метро, конечная автобусная станция, высокие скорости транспорта и трехуровневые развязки. У нас в этом вопросе похвастать нечем. А ведь на предварительном этапе чемпионата будут дни, когда на аренах в Чижовке и Веснянке будут проходить по три игры...
Напомним, что минский чемпионат начнется 9 мая будущего года. Его слоган уже известен: «Вместе мы — праздник!» И теперь от всех нас зависит, чтобы через год именно так и было. Чтобы в белорусской столице был настоящий хоккейный праздник. Пусть только наши хоккеисты сыграют в Минске лучше, чем в Стокгольме...
Петр РЯБУХИН, менеджер дирекции по проведению чемпионата мира по хоккею–2014.
Советская Белоруссия №88 (24225). Пятница, 17 мая 2013 года.