Сегодня граждане Венесуэлы отмечают один из самых значимых государственных праздников своей страны — День Армии. Редакция газеты «7 дней» разделяет праздничное настроение дружественного народа и поздравляет всех, кто сопричастен к нему. Поделиться с нашими читателями размышлениями по случаю торжественной даты выразил желание Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарианской Республики Венесуэла в Беларуси Америко Диас Нуньес.
Боливар боролся за мир и политическое равновесие
В 1821 году после десятилетней войны против Испанской колониальной империи и благодаря массовой военно-гражданской интеграции, Венесуэла под руководством Симона Боливара обрела национальную независимость.
По заранее спланированной стратегии, согласно которой на месте решающей битвы за независимость Венесуэлы должно было находиться минимальное количество испанских войск, главный руководитель этой продолжительной борьбы Симон Боливар выбрал место, день и время военного столкновения: утро 24 июня 1821 года — день летнего солнцестояния, который в Южном полушарии является самым длинным днем в году. Фронтальное столкновение должно было состояться на поле Карабобо, недалеко от Валенсии.
Двенадцать тысяч человек, среди которых были как мужчины, так и женщины, сражались в тот день на историческом месте, где уже происходили другие сражения той войны, которая за десять лет унесла более 200 тысяч жизней (1811 — 1821 гг.). Родина одержала победу. Так появилась освободительная армия всей Южной Америки.
Отвлекающий маневр, стратегия победы
Боливар мобилизовал свои отряды в разных частях страны с целью нанесения врагу отвлекающего удара, в то время как главные военно-патриотические силы двигались с юго-востока к центру, в сторону Каракаса, который с 1814 года находился под властью монархистов.
В то время путь в Каракас и его окрестности был полон опасностей, часть города была оккупирована испанскими войсками. Таким образом, чтобы противник не обратился за помощью к главному командующему королевской армией Маршаллу Ла Торре, необходимо было отвлечь его с помощью внезапных нападений с самых неожиданных позиций и не дать проникнуть в тыл патриотов или на поле Карабобо, где планировалось провести сражение, которое должно было решить судьбу Венесуэлы.
Битва продолжалась недолго, так как испанская артиллерия была быстро нейтрализована пехотой, а кавалерия «жителей равнин» наступала с таким воодушевлением и решительностью, что враг вынужден был отступить и обратиться в бегство, оставляя на поле боя нечто большее, чем растоптанную честь, хотя отступление было организованным, а борьба продолжалась вплоть до укрытия в Пуэрто-Кабельо, который был освобожден от испанских войск в 1823 году.
Соотношение сил меняется
Народ Венесуэлы превратился в Национальную освободительную армию, которая к 1821 году стала неудержимой моральной и военной силой. После битвы при Карабобо эта армия под руководством Симона Боливара двинулась на юг континента, освобождая Новую Гранаду, Кито, Перу и Альто Перу (который впоследствии получит название Боливия). Войска прошли тысячи километров с неблагоприятными топографическими условиями, на их пути встречались горы, леса, бескрайние равнины и другие природные препятствия.
Осуществив за трехлетний период несколько военных кампаний, это войско под руководством Симона Боливара разгромило Испанскую колониальную империю в Южной Америке и в период с июня 1821 года по декабрь 1824 года сформировало несколько республик.
Высока цена независимости
Народы Южной Америки заплатили высокую цену за свою свободу и независимость: кровопролитная война унесла много жизней и оставила следы разрушений. Симон Боливар с горечью сказал, что единственным результатом всех жертвоприношений стало обретение независимости.
Боливар, который стремился к равновесию и миру на земле с несколькими центрами власти, одним из которых должна была стать независимая и сплоченная Латинская Америка, умер, так и не увидев воплощения своей мечты.
Национальная буржуазия присвоила себе достижения латиноамериканских наций. Она завладела властью или осуществляла политическое манипулирование, чтобы сохранить свое буржуазное господство в экономической сфере и продолжать сеять нищету и неравенство.
Представители правительства США, которые стремились разделить Великую Колумбию на три республики и превратить латиноамериканское единство лишь в ложную риторику, всячески поддерживали олигархов.
Отсутствие социальной справедливости
Очень скоро все вернулось на круги своя — к тому, что было до обретения независимости. Общество разделилось на два антагонистических класса: богатых и бедных, на смену испанским колонизаторам пришли богачи — креолы и служащие им иностранные политики.
Самое бедное население — индейцы, метисы и негры, которые были основной силой освободительных войск, из героев войны вновь превратилось в батраков, поденщиков и рабов белых креолов или чужеземцев.
200 лет спустя Боливарианская революция пытается поставить точку в этой трагедии, которая также объясняет агрессивную и лживую позицию буржуазной оппозиции и североамериканских империалистов по отношению к настоящей социальной, мирной, демократической революции, основанной на активном участии венесуэльского народа и осуществляемой под руководством президента Уго Чавеса, который получил наибольшую поддержку со стороны избирателей на протяжении всей истории нашей республики.
Америко Диас НУНЬЕС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарианской Республики Венесуэла в Республике Беларусь