Сжиженная альтернатива. 21.by

Сжиженная альтернатива

29.07.2010 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Требуются другие технические решения.   Фото БЕЛТАСможет ли Беларусь профинансировать строительство терминала СПГ в Литве?

Предложения по строительству терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Литве белорусские чиновники должны внести в правительство к 1 ноября.Такую задачу содержит распоряжение № 90р, которое премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский подписал 13 июля.

Подготовить и внести предложения о строительстве СПГ должны белорусские специалисты, вошедшие в состав недавно созданной двусторонней белорусско-литовской рабочей группы по сотрудничеству в вопросах топливно-энергетического комплекса.

Руководителем рабочей группы от белорусской стороны назначен первый вице-премьер Владимир Семашко, его заместителями - первый заместитель министра энергетики Эдуард Товпенец и заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков. В состав группы также вошли представители Минэкономики, Минюста, Минтранса, Госкомимущества, ОАО "Белтрансгаз", ЗАО "Белорусская нефтяная компания".

Договоренность о создании двусторонней рабочей группы по сотрудничеству в вопросах ТЭКа была достигнута в ходе встречи 28 июня в Минске премьер-министра Беларуси С. Сидорского и премьер-министра Литвы Андрюса Кубилюса.

Беларусь собирается построить терминал СПГ мощностью около 8 млрд. куб. м в год, - об этом сообщил на минувшей неделе А. Кубилюс в интервью ПРАЙМ-ТАСС. По его словам, заявленные белорусские объемы в СПГ "требуют других технических решений по сравнению с тем, что мы сами для себя готовим".

Между тем правительство Литвы 21 июля уже приняло решение о строительстве терминала сжиженного газа мощностью около 3 млрд. куб. м. Госпредприятию "Клайпедос нафта" поручено к сентябрю разработать его проект, а Минэнерго - подготовить необходимые правовые акты.

Наиболее предпочтительно для Литвы использовать в качестве терминала СПГ танкер, из которого с помощью соединительного оборудования сжиженный газ можно перекачивать на берег, считает литовский премьер. Однако окончательное решение будет принято после изучения альтернативных вариантов, которые будут представлены в сентябре.

Если Литва остановится на идее танкера, то на его оснащение потребуется около 2 лет.

Одновременно, как отметил литовский премьер, анализируются и возможности строительства в Литве белорусского терминала сжиженного газа. По словам А. Кубилюса, Литва понимает стремление Беларуси искать альтернативу российскому газу. Он предположил, что терминал СПГ для Беларуси может быть построен в Бутинге.

Сколько могут стоить оба проекта, официально не сообщается.

Ранее в СМИ отмечалось, что приблизительная стоимость строительства терминала в Литве пропускной способностью около 2 млрд. куб. м в год может составить более 600 млн. EUR.

Очевидно, что за терминал СПГ мощностью 8 млрд. куб. м Беларуси придется заплатить больше. Ценовым ориентиром в данном случае может служить польский проект.

Правительство Польши 18 июля подписало соглашение с инвесторами о строительстве в балтийском порту Свиноуйсце терминала СПГ. Реализация инвестпроекта должна начаться в сентябре этого года. Победитель тендера - консорциум фирм из Италии, Канады, Польши и Франции - должен построить терминал для приема судов с газом, резервуары для его хранения и припортовую инфраструктуру для прокачки газа потребителям до июня 2014 года.

На начальном этапе мощность терминала СПГ в Польше составит 5 млрд. куб. м газа в год с последующим увеличением объема импорта до 7,5 млрд. куб. м (отметим, Польша потребляет около 14 млрд. куб. м газа в год: немного добывает на территории страны, а львиную долю импортирует из России). Объем инвестиций в проект оценивается примерно в 1 млрд. USD.

Таким образом, белорусский проект по предполагаемой мощности сравним с польским. При этом Беларуси, помимо терминала, придется построить 285-километровую трубопроводную систему для транспортировки газа в Беларусь. По экспертным оценкам, только на строительство трубопроводной инфраструктуры потребуется более 300 млн. USD.

В целом же стоимость проекта может превысить 1 млрд. USD. Очевидно, что это большие деньги для страны. Просчитаны ли возможности его финансирования, пока совсем не очевидно.

Напомним, о необходимости срочного поиска газовой альтернативы официальный Минск спешно заявил сразу после завершения июньской "газовой войны" с Россией. Правда, С. Сидорский, отвечая на вопросы журналистов в конце июня, заявил, что Беларусь уже длительное время ищет альтернативные пути поставок энергоресурсов в страну, и один из таких проектов - строительство терминала СПГ в порту Клайпеды.

Как было сказано, выбор в пользу этого варианта Минск сделал в том числе и потому, что аналогичный проект реализует Литва. В связи с этим С. Сидорский заметил: "Мы можем объединить финансовые ресурсы, чтобы в порту Клайпеды поставить такой завод по разжижению газа и его доставке через Литву". По его словам, это валютоокупаемый проект - "с этим проектом мы сможем участвовать в спотовых сделках на европейском рынке".

Чего в этих подходах больше - эмоций или трезвого расчета, покажет время. Поскольку Литва уже приняла решение о строительстве терминала СПГ для собственных нужд, непонятно, оправдан ли белорусский оптимизм относительно "объединения финансовых ресурсов" с литовской стороной.

Не исключено также, что в строительстве терминала СПГ в Литве может финансово поучаствовать и Евросоюз. Еврокомиссия еще в конце прошлого года предложила странам Балтии построить совместный газовый терминал. Перспективы строительства терминала СПГ обсуждались в начале июня в ходе визита в Вильнюс главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу.

Беларусь, которая не является членом ЕС и даже не заявила о своем желании в него вступить, не может рассчитывать на финансирование проекта из европейского бюджета. Возможна ли его поддержка в рамках программы "Восточное партнерство", неясно.

В то же время самостоятельно осилить финансовую нагрузку по строительству терминала СПГ в Литве Беларуси будет весьма проблематично. Ведь еще недавно Минск не мог найти 200 млн. USD для оплаты долга за российский газ и вынужден был просить кредит.

Справка "БР"
Сжиженный природный газ - природный газ, сжижаемый при охлаждении или под давлением для облегчения его хранения и транспортировки.
Сначала происходит трансформация природного газа в СПГ на заводах по сжижению газа, которые обычно располагаются рядом с районами добычи природного газа. Затем СПГ транспортируется на специализированных танкерах странам-потребителям, где происходит его разгрузка и регазификация.
На специальных регазификационных терминалах СПГ преобразуется в газообразное состояние и затем доставляется конечным потребителям по трубопроводам.
К примеру, Катар поставляет сжиженный газ на европейский спотовый рынок по цене от 90 до 115 USD/тыс. куб. м.
В 2009 году доля торговли сжиженным газом в международных газовых перетоках достигла 27,6%.
За последние 6 лет страны Европейского Союза построили в своих портах 9 регазификационных установок суммарной мощностью 130 млрд. куб. м в год.
По экспертным оценкам, средняя стоимость строительства регазификационного терминала мощностью 9-12 млрд. куб. м в год составляет 700-800 млн. USD. Срок строительства - 2-4 года. Европейские, японские и американские компании готовы выполнить такой заказ под ключ.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сможет ли Беларусь профинансировать строительство терминала СПГ в Литве?Предложения по строительству терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Литве...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика