Положительный имидж в восприятии мировой общественности — важный фактор взаимодействия страны с внешним миром. Экономическое процветание напрямую зависит от того, что думают зарубежные бизнесмены, инвесторы или туристы. Впервые в Минске в рамках международного форума «Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов» собрались не только отечественные специалисты, но и профессионалы из России, Германии, Великобритании, Швеции, США. Каково место Беларуси в конгломерате народов мира? На вопросы корреспондента «7 дней» ответил директор Берлинского Вест-Ост института (ФРГ) Александр Крылов.
— Процесс продвижения имиджа предполагает использование пиар-технологий. Самое обсуждаемое в Беларуси событие осени 2010 года — президентские выборы. К политическим процессам, происходящим в нашей стране, приковано и внимание международных экспертов. Нет сомнения в том, что отдельные игроки будут использовать так называемый «черный пиар». Он вряд ли будет способствовать положительному позиционированию страны...
— По-моему, ни «черного», ни «серого», ни «белого» пиара не бывает. Пиар бывает «прозрачный». Продвигать информацию — вот его основная идея. Все остальное — клевета, пропаганда и тому подобное. Я не очень хорошо знаком с особенностями политической ситуации в Беларуси. Однако определенное время перед экраном телевизора все-таки провел. Обратил внимание на большое количество зарегистрированных кандидатов в Президенты. Не берусь рассуждать об имидже Беларуси, но для действующей власти наличие такого внушительного перечня конкурентов, безусловно, выгодно. Во-первых, таким образам им предоставляется возможность своими же силами в пух и в прах оспорить идеи друг друга. Во-вторых, это демонстрация того, что люди допущены к участию в президентской кампании и могут критиковать власть.
— Каковы способы продвижения имиджа страны?
— Однозначных рецептов никто вам не даст. Они бывают только у знахарок. Но начинать надо с себя. Это касается не только Беларуси, но и, скажем, России. Взять хотя бы используемый словарный запас. Даже на бытовом уровне. На вывеске одного магазина написано «время работы», на вывеске второго — «режим работы». Какие подсознательные ассоциации может вызвать слово «режим»? Оно вроде и нормальное, цензурное, но отражает издержки тоталитарной системы. Лексика многих чиновников как будто бы заимствована из 70-х годов эпохи СССР. Если на фоне современных реалий люди изъясняются в такой стилистике, им не поможет никакой пиар. Представьте, какое впечатление произвели бы немецкие политики, если бы начали говорить на языке 30-х или даже 80-х годов ушедшего века. Я посмотрел в Интернете рекламный фильм о Беларуси. Картинка хорошая, а музыка, интонация изложения звучат отголоском социалистического прошлого.
— Что первично — имидж или маркетинг?
— Имидж формируется вследствие маркетинга. Прежде всего, необходимо четко определиться с приоритетами. Туристы и инвесторы — разные целевые категории. Например, по немецкому телевидению был показан репортаж о трудных подростках. Авторы сюжета рассказали о том, как тинейджеров отправляют на перевоспитание в сибирские семьи, как эффективно действует такая практика. Через полгода подростки-уголовники возвращаются в Германию законопослушными гражданами. Они начинают ценить преимущества немецкого общества. Можно, конечно, и преступников привлекать, но этого ли стоит добиваться? Важно отдавать себе отчет в том, кого вы хотите у себя видеть и под эти цели последовательно создавать конкретный образ страны.
— С чего начинается формирование имиджа?
— На пустом месте создать имидж невозможно. Скажем, прежде чем привлекать путешественников из-за рубежа, для начала целесообразно создать хорошую инфраструктуру для внутреннего туризма, чтобы сами белорусы могли с комфортом знакомиться с разными регионами своей страны. Затем распространить такую практику на туристов, например, из СНГ, ближнего зарубежья. Французы вряд ли сразу откликнутся на приглашение посетить Беларусь, но если они приедут и разочаруются, это будет хуже, чем если бы они не приезжали вовсе. То же самое можно сказать о бизнесменах или инвесторах. С точки зрения маркетинга, обмануть можно только один раз, пообещать привлекательную, но не соответствующую действительности картинку. Однако люди быстро убедятся в наличии несоответствия. Голословность может повлечь еще более пагубные последствия.
— Вы комфортно себя чувствуете в нашей стране?
— Я второй раз в Беларуси и у меня сложилось положительное впечатление от пребывания в ней. Белорусы очень доброжелательные люди. Атмосфера — дружественная. Минск — ухоженный, красивый город. Берлин не такой ухоженный. Здесь я чувствую себя как дома. А вообще-то, считаю себя гражданином мира, по крайней мере, Европы.