Продюсер: Успех «Легенды №17» обеспечила любовь всего коллектива к своим героям. 21.by

Продюсер: Успех «Легенды №17» обеспечила любовь всего коллектива к своим героям

12.06.2014 16:54 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

- За продюсерскую работу в фильме «Легенда №17» вам присудили госпремию за выдающие достижения в области литературы и искусства за 2013 год. Это уже третья госпремия в вашей жизни. За какие фильмы вы получили прошлые две награды?

Л. В.: Первую премию я получил за фильм «Утомленные солнцем», который снял Никита Михалков, и я был в числе награжденных. Вторую премию я получил опять за фильм Михалкова «Сибирский цирюльник» в 1999 году. Хочу сказать, что за примерно 25 лет существования нашей студии «Три Тэ» Никиты Михалкова это пятая наша госпремия: еще была одна за фильм «Урга: территория любви» и премия за издательскую деятельность «Российский архив». Но поскольку эта премия носит персональный характер, то для меня это третья премия.

- Примите мои поздравления. Вас называют лучшим организатором съемок в России. В чем вообще заключается роль современного продюсера в кино?

Л. В.: Во-первых, я отношусь достаточно спокойно к таким испытаниям, когда ты бежишь стометровку или поднимаешь тяжести: судья смотрит на секундомер, и все ясно: кто первый, кто второй, кто третий. А когда говорят, что я лучший – ну, сегодня мне что-то удалось, завтра удастся другим. Здесь нет таких градаций, и я не кокетничаю и не скромничаю. Я действительно считаю, что каждый делает свое дело, и здесь нет таких градаций.

- Но очень многие желают с вами работать…

Л. В.: Ну, кто-то желает, кто-то нет. Они ориентируются на кассовые сборы или на награды на международных фестивалях. Кино становится событиям в одном из двух случаев: либо ты признан международным сообществом на мировых кинофестивалях, или ты обеспечиваешь огромные кассовые сборы, а если и то, и то – то это суперсобытие. Если брать «Легенду», то она была признана и профессионалами (мы получили главный приз за лучший фильм от Академии киноискусств России – академики проголосовали за этот фильм), и кассовые сборы были очень большие, и сейчас Государственная премия – в общем, все сложилось.
Когда мы говорим о роли продюсера, она не меняется, она была всегда одинаковой. Продюсер в идеале – это человек и группа людей, которые берут в руки инициативу, берут на себя ответственность за весь проект. И все по-разному может складываться – либо ты сам сгенерировал проект. Таковы все фильмы Никиты Михалкова – ведь он сам придумал и сюжет и сам набирал сценаристов. Мы работали вместе как производственная команда, и финансировал и все сами. Бывает, тебе принесли проект или сценарий, ты начинаешь это развивать, и у тебя образуется какой-то коллектив. Есть идеальная ситуация, классическая, про которую я рассказал, а в жизни всегда бывают разные вариации.

- Вы начинали работать в качестве продюсера (если это так называлось при Советском союзе) в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Есть ли разница, как организовывались съемки в советское время и сейчас?

Л. В.: Да, и принципиальная. Во-первых, я не был там продюсером, а заместителем директора картины это была моя первая картина на «Мосфильме».

- А тогда не было должности продюсера?

Л. В.: Вообще не было продюсеров. Что это за понятие? Тогда был директор картины – человек, который возглавлял фабрику по производству данной конкретной картины, например на киностудии «Мосфильм». Я был там директором картины. Нас было около 50 человек, и руководство Мосфильма распределяло картины среди продюсеров в нашем понимании – они назывались директорами картины - и среди режиссеров. Директор отвечал тогда за организацию производства, потому что кино – это синтез творчества и производства. Производственными задачами занимался директор.

- То есть Вы занимались сугубо организацией?

Л. В.: Да. Но при этом я считаю, что продюсер был – им было государство, оно решало, какие темы освещать, что снимать, распределяло средства. Уже внутри киностудии «Мосфильм» осуществлял примерно те же функции: распределял фильмы по кинообъединениям, давал это в руки производственникам (т.е. директорам картин) и режиссерам. Предшественниками нынешних продюсеров были и директора картин и режиссеры постановщики, потому что такие режиссеры как Михалков, Рязанов, Матвеев, Озеров, Райзман – сами придумывали идеи для фильмов, зачастую сами участвовали в создании сценариев, сами выбивали государственное финансирование и собирали съемочную группу. На стыке этих двух профессий и появились сегодняшние продюсеры.

- То есть, в советское время государство было продюсером, а сейчас режиссер?

Л. В.: Нет, режиссер, конечно, может совмещать обязанности продюсера, но он остается режиссером. Он нанимается на работу, выполняет свои функции, безусловно, важные. Именно сердце режиссера стучит и гонит кровь по тем сосудам, которые мы называем кинематографическим организмом. Но режиссер это вовсе не продюсер, а зачастую наоборот - между ними бывают споры, бывают творческие конфликты, разногласия, но это вполне нормально.

- С кем из современных выдающихся отечественных режиссеров вам доводилось работать?

Л. В.: Мне посчастливилось, я бы даже так сказал, работать с выдающимися мастерами. В начале своего творческого пути я попал к Эльдару Рязанову, работал с ним около семи лет на нескольких картинах. Я всегда с благодарностью вспоминаю это время – не то, чтобы многому научился, но мы были как одна семья, один организм. Там я познакомился с Никитой Михалковым - на фильме «Вокзал для двоих». Потом это перешло и в дружбу и в партнерство, и мы создали впоследствии студию «Три Тэ». Я работал с Сергеем Соловьевым, Александром Адабашьяном, Владимиром Хотиненко. С Джайником Файзиевым мы работали при создании телесериала «Остановка по требованию» и мы вместе делали «Турецкий гамбит». Я работал с Алексеем Андриановым на «Шпионе»,с Николаем Лебедевым на «Легенде», с Андреем Малюком. Все это требовательные люди, и что очень важно, договорившись о каких-то правилах, мы всегда их соблюдали. Со всеми, с кем я работал, у меня сохранялись вполне человеческие отношения, что дает надежду, что с ними можно работать впоследствии.

- Сегодняшнюю госпремию вы получили за работу над фильмом «Легенда № 17». На ваш взгляд, что является главным секретом успеха этого фильма?

Л. В.: Мне кажется, любовь, которой наполнен этот фильм. Любовь всего коллектива к нашим героям. Любовь к тому времени – эпохе нашей молодости. Любовь к нашей Родине, если угодно. Любовь, энергетика огромного количества людей и создала такой эффект. Мы увидели это в залах, когда люди ходили по нескольку раз, когда хлопали каждой шайбе.

*- Можно ли сказать, что в последние годы государство повернулось лицом к отечественному кинематографу.
*
Л. В.: Государство никогда не поворачивалось к нему спиной, на самом деле. В нашей стране, как и во многих других государствах, кино существует при частичной господдержке. Могу абсолютно точно сказать, будучи председателем экспертного совета Фонда кино и членом Совета по развитии кинематографии при правительстве России, что государство придает большое значение кинематографу. Это абсолютно правильно, потому что это мощнейший инструмент при создании идеалов. Аудитория, особенно молодая, хочет подражать экранным героям. В последнее время в 2002году был создан Фонд кино, и начали оказывать адресную финансовую поддержку компаниям-лидерам – всем поровну и делите как-то там. Государство стало оказывать такую поддержку, но еще раз повторю – это помощь частичная. Второе – сейчас государство системно наращивает объемы господдержки, изменилось ее качество. Государство должно решать две задачи – сохранить наше культурное наследие, транслировать наш культурный код, грубо говоря. Вторая задача – чтобы наши фильмы были представлены на международных площадках, с Неделями русского кино мы могли бы ездить по разным странам, и организовать этот прокат. Еще один момент - улучшить количественные показатели отрасли – кассовые сборы. Мы в Фонде кино смогли переломить ситуацию, когда катастрофически падало количество людей на сеансах русского кино.

- Расскажите, над чем вы сейчас работаете?

Л. В.: Наш самый главный проект сейчас – фильм «Солнечный удар» Михалкова. Мы уже готовим его к выходу. Мы надеемся, что он вызовет сильный отклик в сердцах наших зрителей. Это экранизация двух произведений Бунина – «Окаянных дней» и «Солнечного удара». Мне кажется, это очень сильная картина. Она еще не закончена, но это будет настоящее событие.

Мы работаем с Николаем Лебедевым над фильмом «Экипаж» - история о романтической любви летчиков гражданской авиации. Это не ремейк, но отдельные мотивы, конечно, навеяны фильмом Митты. Мы хотим рассказать о сегодняшней жизни нашей авиации. Мы решили уйти от героических плакатных образов и снять кино про обычных людей, которые работают каждый день, зарабатывают, кормят семью. В 90-е гг. понятие «труженик» как-то вымылось, для нас он стал каким-то неудачником – если ты не стал банкиром, значит, жизнь не состоялась. Но на этих людях держится вся страна.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Президент России Владимир Путин сегодня вручил Государственные премии в области в области науки и технологий, литературы и искусства, а также гуманитарной...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика