Отдых с аппетитом: почему Россия обречена на гастрономический туризм. 21.by

Отдых с аппетитом: почему Россия обречена на гастрономический туризм

15.07.2014 16:30 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Прав был тот, кто сказал: нельзя отдыхать «вообще» – отдыхать можно лишь от того, от чего устал. Утомленные коллективом сбегают в одиночество индивидуального сервиса. Уставшие от самих себя – в заполняющее чувства и мысли фестивальное буйство. Но при этом всех роднит одно и то же – мы уезжаем от однообразия. От навязшего в зубах распорядка, от скрипа колеса, по внутренней поверхности которого мы бегаем по девять часов в сутки.

При этом многие уверены, что настоящий отдых должен быть торжеством духа, а не тела. А если в твоей программе стоят пляж и гастрономический гедонизм, то это практически сандалики на носочки. И что настоящий атлант духа будет тратить время на то, чтобы открыть для себя страну. Хотя на деле между этими двумя позициями вообще нет никакого водораздела. Уж коли мы – это то, что мы едим, то страна – это то, чем она кормит.

Подсчитано – в любом путешествии порядка 30% трат приходится на еду. А что в России является тем самым гастрономическим продолжением матрешки и балалайки? Где она – кулинарная Россия – начинается и где она же заканчивается? И стоит ли вообще еда в списке приоритетов туристов, которые проводят свой отпуск на 1/7 части суши?



Первый Международный Форум-фестиваль, посвященный перспективам гастрономического туризма в России, как раз и искал ответы на эти вопросы. Точнее искали их люди, приехавшие на мероприятие в Великий Новгород. Рестораторы и ресторанные критики, повара журналисты и менеджеры, отельеры и чиновники – всего же гости представляли 9 стран и 15 регионов России. Мероприятие стало возможным благодаря поддержке правительства Новгородской области, администрации Великого Новгорода, Федерального агентства по туризму и прошло под эгидой Всемирной туристской организации (UNWTO). И вот до чего они договорились.





ЦИФРЫ

Пирог велик и потому бороться за него просто необходимо. В прошлом 2013-м году число туристов по всему миру составило 1 млрд человек – фактически, речь о каждом седьмом жителе планеты. В совокупности все эти люди оставили в своих поездках порядка 1,4 трлн долларов. Более того – именно благодаря им создано каждое 11-е рабочее место в мире. Это более чем показательно, если вспомнить, что в 1950-м году число туристов составляло лишь 25 млн человек.

Отдельно растет сегмент путешественников, ищущих приключения, ориентированные на экосреду и близость к природе – сегодня их, как минимум, 20% от мирового турпотока. Размер этого рынка только в пределах ЕС и США составляет 263 миллиарда долларов и растет на 65% в год.

Как отмечает президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман, вопрос о том, должна ли Россия бороться за своего и иностранного туриста вообще не стоит. Должна, вопрос как именно. Да, у страны нет круглогодичных пляжей, нет февраля, похожего на июль, зато у нее есть, что посмотреть и чем накормить, причем и с тем, и с другим - явное изобилие на протяжении всех девяти часовых поясов. И, быть может, правильный ответ кроется в том, что Россия может быть разной, у нее в запасе полным-полно историй и главное – суметь эти самые истории рассказать.





ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ КУХНЯ

Русская кухня, как и любая другая – это продукт синтеза самых разных культур, - напомнил замглавы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Дмитрий Амунц. Он же цитировал современника Александра Пушкина - журналиста и издателя А. П. Башулинского, который так описывал в 1830-м году петербургскую кухню: «Русская Петербургская кухня, сформированная иностранными поварами, приятна, сытна, хотя для непривычного к ней желудка может также быть вредна, как и всякие другие. Русская сырая ботвинья, потаж, кулебяка, гречневая каша, французские сыры, страссбургские пироги, пудинг, капуста, трюфли, пилав, рост-биф, кисель, мороженое нередко встречаются за нашими обедами, где квас стоит рядом с дорогим и душистым вином, бургундским, рейнским, шампанским, которых выпивают здесь не менее, как в месте их рождения».





Те, кто решат придраться и обвинить список в избыточной «иностранщине» пусть вспомнят, что само понятие «традиционной кухни» тоже весьма условно. Вычленить из нее только свое и автохтонное, вычистить от примесей – все равно, что запрещать заимствования в языке. При этом, даже если ради эксперимента попытаться русскую кухню дистиллировать, то вряд ли результат вам понравится.

В одной из статей журналист Сергей Пархоменко упоминал о том, что три четверти любой кухни – это консервирование, сохранение избыточного продукта. Сыр – это попытка сохранить молоко, вино – это попытка сохранить виноградный сок. Даже фуа-гра – это ничто иное, как побочный эффект попыток евреев, переехавших из Испании в Польшу, решить проблему жира для готовки – в отсутствие оливкового масла, дороговизны сливочного и недопустимости свиного сала. Раскармливали гусей и уток на жир, а в качестве бонуса получилась фуа-гра, внезапно ставшая деликатесом.

Так вот – перед той самой традиционной кухней задачи «чтобы было вкусно» вообще не стояло. Поэтому вся наша кухня – во многом синтетичная, смешавшая разное и по-разному. В 18 веке, например, иностранные блюда иммигрировали в Россию (котлеты, сосиски, муссы, омлеты, компоты). А в 19-м французы корректировали уже блюда самой русской кухни.

Именно отсюда – всевозможные отбивные, антрекоты, бифштексы, эскалопы. Многие блюда смягчали, стремясь убрать их тяжеловесность. Например, французские повара исключили мучную подболтку из русских щей, сохранявшуюся в рецепте в силу традиции. А для русских пирогов они же предложили использовать вместо кислого ржаного теста умеренно дрожжевое слоеное из пшеничной муки. Они же ввели безопарный способ приготовления теста, позволивший сократить время приготовления с 10-12 часов до двух.

Поэтому надо понимать – нет какой-то «идеальной» русской кухни, которая не знала никакой иностранщины – вся наша реальность это продукт синергии, взаимопроникновения, унификации и оптимизации. Но в то же самое время все вышесказанное не отменяет русскую кухню - совсем напротив, оно ее утверждает. Как ту, которую можно и должно продавать в качестве отдельного туристического продукта.





ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ РОССИЯ?

Специфика в том, что у каждого российского региона есть своя кулинарная традиция, которая способна быть турпродуктом. Гурьевская каша и корюшка в ленинградской области, квас в новгородской, баранки и пастила в московской, пряники в тульской, арбузы и горчица в волгоградской, пельмени в Челябинске, грибы в Кирове, крабы на Камчатке, пироги в Осетии, чак-чак в Татарстане. Впрочем, перечислять все – дело заведомо проигрышное, пустая трата времени. Вопрос в том, что эти самые конкурентные преимущества пора осознавать, формулировать и создавать соответствующее эногастрономическое предложение.

Гастрономический туризм не заменяет прочий туризм, но он способен придать ему глубину и коммерциализировать события, - подчеркивает руководитель агентства по туризму республики Коми Юлия Рыбакова. Но для этого в регионе нужно создавать интернет-магазины фермерской еды, ресурсы о местной гастрономической традиции, рестораны домашней и местной кухонь, фермы, брендировать локальные продукты. Например, в республике Коми пошли еще дальше – там не просто делают ставку на местную кулинарную традицию, но и проводят фестиваль «Люди леса», который вписывает эту традицию в куда более глобальный контекст.

Во многом, именно по этому пути пошла та же Сербия – сегодня это регион, который способен накормить не только гостеприимством. При этом у России есть дополнительное преимущество – это разнообразие, уверен советник по локальному туризму Всемирной туристской организации Гевин Белл. Именно оно вполне могло бы стать национальным кулинарным брендом. А если учесть, что еда – это всегда еще и история, то российским регионам осталось лишь понять, какие именно истории они могут рассказать людям, готовым приезжать за разнообразием.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Психологи будущего будут разбирать коллективное бессознательное по географии нашего отдыха. Именно потому, что выбирая путевку, каждый неосознанно дает ответ на...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика