«Мне бы в небо»: самокат как экстремальный спорт. 21.by

«Мне бы в небо»: самокат как экстремальный спорт

11.08.2014 15:34 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 8 августа. Мода циклична - через несколько десятков лет возвращаются тенденции в одежде, музыке и даже спорте. Возвращаются другими - все-таки винтажное платье на девушке XXI века будет смотреться несколько по-иному, нежели на советской гражданке эпохи стиляг. Эти модные веяния и создают стиль современного города. Молодежь отращивает бороды, «реанимирует» олдскульные велосипеды, а последние пару лет все чаще на улице можно увидеть дяденек «за 40», в пиджачке, с портфелем и развевающимся галстуком, радостно катящихся на работу на самокате.

Самокат стал популярен как удобное средство передвижения по городу, а спортсмены сделали его экстримом. В России экстремальный самокат, или кикскутеринг, только на пути к становлению: в 2013 году была основана Российская федерация самокатного спорта, а совсем недавно, 27 июля, в Москве впервые прошел чемпионат России по самокату - Russian Scooter Championship. В нем приняли участие спортсмены из семи стран, первые два места заняли иностранные райдеры. Российский участник - 17-летний Петр Бондарь из Люберец - сумел взойти на третью ступень пьедестала и первым из россиян отправится на чемпионат мира ISA World Championsip 2014.

«МИР 24» поговорил с восходящей звездой кикскутеринга Петром Бондарем, а также с представителем Федерации самокатного спорта Москвы Михаилом Калькаевым.



Фото предоставлено Федерацией самокатного спорта Москвы

- Поздравляю с третьи местом на чемпионате России! Что подарили?

П.Б. - Подарили деньги и приглашение на чемпионат мира в Англию - ISA World Championsip 2014, который пройдет с 16 по 18 августа.

- Судя по именам, первые две ступени пьедестала Russian Scooter Championship 2014 заняли иностранные спортсмены?

П.Б. - По условиям Международной ассоциации самокатного спорта (ISA), в которую российская федерация самокатного спорта вступила около года назад, на чемпионате в России с целью привлечения сюда спортсменов из других стран разыгрывалась Wild Card – приглашение на ЧМ. Соответственно все победители получили возможность отправиться в Великобританию.

- Сколько всего было райдеров из других стран? В чем они тебя обошли?

П.Б. - Шесть, из Англии и Франции. Это спортсмены из стран, в которых есть производители деталей для самокатов, они и содержат свои команды. Обошли трюками, мастерством, умением кататься. Я планирую совершенствовать свою технику, чтобы выступления стали более стабильными и уверенными.

- По каким позициям судят выступления на соревнованиях?

М.К. - Есть четыре позиции: сложность, разнообразие, стабильность, стиль. Каждая позиция имеет 25 баллов, соответственно, идеальный результат – 100 баллов. Спортсмен стартует, а дальше судьи начинают снимать баллы за нечисто выполненные трюки, некачественные приземления. В итоге райдер получает за попытку определенное количество баллов. Больше 90 зарабатывают райдеры топ-уровня.

- Сколько баллов присудили тебе? Вообще, понравилась организация российского чемпионата?

П.Б. - 92.67 балла. Организация очень понравилась, никаких претензий.

М.К. - Прогресс Пети за последнее время достаточно значителен. Мы не ожидали, что он выступит настолько успешно и сможет конкурировать с райдерами из Европы. Первый экстремальный самокат был запатентован в 2001 году в Гонконге, все производители находятся за рубежом, и к нам в этом виде спорта все приходит из-за границы. На Западе начало развиваться раньше, Петя один из первых райдеров, которые появились в России.



Фото предоставлено Федерацией самокатного спорта Москвы

- На соревнованиях вы выступаете в защите? Ведь речь идет об опасных трюках…

П.Б. - Обязательно надо кататься в шлеме, все остальное – на усмотрение спортсменов, кто хочет, одевает наколенники и все остальное.

- Я смотрела много роликов в Интернете с экстремальным самокатом, в них большинство райдеров катаются без защиты. Наверное, выступать в наколенниках считается некруто?

П.Б. - Среди «выпендрежников» так считается. Люди, которые понимают, что это опасно, надевают защиту и не стесняются этого.

- Это травмоопасный спорт?

П.Б. - Травмоопасный, конечно, как и любой экстремальный спорт.

М.К. - У самоката же нет амортизаторов, приземление идет на жесткую поверхность: чаще всего у ребят страдают голеностопы и колени. При падениях бывают травмы головы, переломы ног, вывихи рук. Это экстремальный спорт – без травм никуда. Условия и опасности схожи с BMX-спортом: те же самые парки, грани, ступени, рейвы. Те же самые трюки, только самокат легче, он весит всего 4-5- килограммов, что дает больше вариаций, например, возможность вертеть его над головой.

- У тебя были серьезные травмы?

П.Б. - Я никогда ничего не ломал, но растягивал голеностоп, а также был серьезный вывих предплечья. Восстанавливался полгода.

- Расскажи, почему из всех видов спорта ты выбрал именно самокат и сколько лет уже занимаешься?

П.Б. - Я катаюсь пять лет, примерно с 13 лет. Раньше катался на горном велосипеде MTB (сокращение от английского mountain bike - прим. ред.), пытался делать какие-то трюки. Однажды мы с папой собрались на море, и я хотел взять велосипед с собой, но он не разрешил. Как раз в этот момент мы нашли сломанный самокат, починили его, я взял этот самокат на море, а там к этому моменту построили скейтпарк - это был город Приморск-Ахтарск , рядом с Краснодаром. Я начал кататься, хотя еще не знал, что существуют трюки и вообще есть такой вид спорта. Когда я вернулся с отдыха, начал интересоваться, познакомился с ребятами и начал ездить с ними.

- Где ты тренировался? В Москве есть хорошие площадки?

П.Б. - Хорошие скейтпарки есть в Кузьминках, в парке Горького, а также почему-то всеми забытый скейтпарк на Воробьевых горах. Его перенесли в другое место, и люди перестали приезжать.







Russian Scooter Championship 2014. Фото: Марат Соловьев

- Сколько времени на неделе занимают тренировки? Они не мешали тебе учиться в школе? Все-таки самый ответственный год.

П.Б. - Не мешало, катаюсь в свободное время – когда я хочу, я это делаю. Если, например, сегодня у меня нет желания, я не пойду. Самокатный спорт мне нравится еще тем, что все зависит от тебя, не как в других видах спорта, особенно в командных. Тут вся ответственность ложится только на тебя. В среднем катаюсь четыре дня в неделю.

- Чем экстремальный самокат отличается от обычного?

П.Б. - Он сделан целиком из высокопрочного алюминия или стали и не складной. Чтобы самокат можно было эксплуатировать в жестких условиях, внутри колеса железный диск, а сверху очень прочный гелий.

- Какие страны сейчас в лидерах по кикскутерингу? Можете назвать выдающихся райдеров?

М.К. - Экстремальный самокат развит в Австралии, Франции, Англии и США. Есть шоу Nitro Circus, одним из организаторов которого является Трэвис Пастрана (Travis Pastrana). В этом шоу огромные рампы, в нем участвуют мотоциклы, велосипеды BMX, самокаты. Есть даже райдер, катающийся на инвалидной коляске (Aaron Fotheringham). В этом шоу уже около двух лет принимает участие один из лучших райдеров самокатного спорта в мире - австралиец Райан Уильямс (Ryan Williams). Есть выдающийся американский райдер Дакота Шутс (Dakota Schuetz) - он двукратный чемпион мира последних лет.

- Можно выделить основные виды кикскутеринга?

П.Б. - В настоящее время в России развиваются только парк, стрит и флэт. В основном используются самокаты с колесами диаметром 100, 110 или 125 мм. Чемпионаты мира проводятся по дисциплине парк, то есть в условиях скейтпарка.

- Какие трюки самые популярные и какие ты считаешь своими коронными?

П.Б. - Из самых элементарных - barspin, когда руль перекручиваешь, есть tailwhip, когда прокручивается платформа. Из более сложных - briflip, когда самокат как бы делает сальто. Есть buttercup – прокрутка самоката, только с тремя випами. Можно трюки связывать, например, сделать briflip и потом перекрутить руль. Трюков бесконечно много, многие состоят из базовых (это вращение руля и доски в прыжке) и их комбинаций. Есть райдеры, которые могут в полете прокрутить доску до 8-10 раз. Мой коронный – сальто вперед с четырех ступеней.

М.К. - Кстати, Петя единственный райдер из самокатного спорта, участвовавший в экстремальном шоу «Прорыв», которое каждый год проходит в Олимпийском.









Russian Scooter Championship 2014. Фото: Марат Соловьев

- Зачастую спортсмены «прокачивают» под себя свои снаряды. Как улучшают самокаты?

П.Б. - Собирают по деталям. На рынке есть огромное количество запчастей, разных по весу, материалу, странам-производителям и разным тонкостям. Хороший самокат обойдется где-то в 20-25 тысяч рублей. Цена на базовые модели спортивных самокатов для детей начинается где-то от пяти тысяч. При выборе важны развесовка, длина и ширина доски самоката, а также - материал, из которого сделан руль.

- Как твои родители относятся к столь опасному увлечению?

П.Б. - Мама очень сильно переживает, каждый раз, когда я выхожу с самокатом, она говорит – аккуратней, без экстрима! А папа очень поддерживает и гордится мною. Вообще я хочу передать огромную благодарность своему папе, ведь именно благодяря ему я начал кататься.

- Тебе 17 лет, значит, ты должен был поступать этим летом в вуз. Куда поступил?

П.Б. - Поступил в Московскую академию физической культуры и спорта. Потом можно будет работать тренером, хотя я уже сейчас тренирую детей.

- Существует какой-то возрастной ценз в этом виде спорта?

П.Б. - Мы открыли свою самокат-школу Kickscooterschool. Старшим ребятам, которые сейчас занимаются, от 20 до 23 лет. Дети приходят тренироваться с 8-9 лет, а старшие выступают как инструкторы и обучают их базовым трюкам.

- Государство как-то поддерживает федерацию?

И.К. - Сейчас работаем с центром «Экстрим» Москомспорта. Так как федерация была создана год назад, сейчас только собираемся подавать документы на признание кикскутеринга видом спорта. Это тяжело, потому что надо изначально разрабатывать всю концепцию судейства, разрядов и всего остального. Но в конце концов мы всю эту бюрократическую машину сомнем - мы же энтузиасты и не останавливаемся! Московские власти поддерживают в плане выделения площадок под соревнования. У Москомспорта довольно тесные отношения с Мосгорпарком, а скейт-площадки в основном как раз в парках и находятся.

- Кикскутеринг станет когда-нибудь олимпийским видом спорта?

П.Б. - Мне кажется, нет.

М.К. - А с другой стороны, хафпайп в зимние виды спорта, BMX – в летние…

- Какую задачу ставишь перед собой на ЧМ-2014?

П.Б. - Точно не выиграть, потому что уровень еще не тот. Смотреть, мотать на ус, прогрессировать.

- Кроме Чемпионата мира есть еще крупные соревнования по кикскутерингу?

М.К. - В мае в Париже проводится всемирная самокатная тусовка – Dissidence Street Jam. Соревнования проходят прям на улице, на большой лестнице, и собирают примерно по 500 райдеров. Полиция уже не гоняет. Мы думаем принять участие на следующий год.









Russian Scooter Championship 2014. Фото: Марат Соловьев

Кикскутеринг можно назвать одним из самых молодых видов экстремального спорта, несмотря на то, что самокат как таковой был придуман еще в XVIII веке. Первое документальное свидетельство о его создании относятся к 1761 году, прародителя современного самоката изготовил в Германии каретный мастер Михаэль Касслер. Через 20 лет, в 1791 году самокат пришел во Францию: некий граф де Сиврак собрал похожую конструкцию и назвал ее «селярифер». Следующей страной в истории самоката стала Англия - Карл Дрез сделал переднее колесо управляемым, скоро самокат получил железную раму.

Россия всегда была богата на «левшей» - в нашей стране внедрение самоката принадлежит работнику Нижнетагильского завода мастеру Артамонову. Это был полностью железный самокат с большим передним колесом и маленьким задним. Конструкция была оснащена педалями, которыми самокат и приводился в движение. На таком агрегате Артамонов смог доехать от Урала до Петербурга.



Фото: Зотин Игорь, ИТАР-ТАСС

Новое дыхание самокату дали США в начале ХХ века: подростки устанавливали на него бензиновый двигатель, так и появились первые скутеры. Абсолютно неубиваемыми были советские самокаты, которые массово изготовлялись в СССР в 60-х годах прошлого века. Эти модели были тяжелыми и не очень маневренными, зато добротными: все детали производились из металла, а колеса - из каучука. Традиционная расцветка советского самоката - светло-зеленая с цирковым мишкой на рулевой стойке. Большее разнообразие самокатов в России появилось в 90-е годы.

Первый экстремальный самокат появился в начале 2000-х с в Гонконге - с этого момента принято отсчитывать начало кикскутеринга - в 2011-м образовалась Международная ассоциация самокатного спорта ISA Interational Scooter Association. Российская ассоциация появилась, как упоминалось ранее, в 2013 году. В России об этом необычном экстремальном увлечении знают пока немногие - самокат принято считать детским увлечением или городским модным атрибутом, однако, судя по старту, российские спортсмены могут добиться буквально головокружительного успеха!

Мария Аль-Сальхани

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«МИР 24» поговорил с восходящей звездой кикскутеринга, бронзовым чемпионом России Петром Бондарем о том, что такое экстремальный самокат. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика