Как выполняются минские соглашения на Донбассе
08.05.2015 09:44
—
Новости Мира
|
На Донбассе складывается парадоксальная ситуация: через три месяца после заключения в Минске
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей<…> с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года. Пункт был малореалистичным изначально. Середина февраля - пик противостояния самопровозглашенных республик с силами АТО вокруг Дебальцево - 18 февраля в ДНР отчитались о полном захвате города, а позже взяли Чернухино в Луганской области и еще несколько населенных пунктов. Однако и после выравнивания сепаратистами линии фронта говорить о полном прекращении огня было рано. Скорее конфликт был локализован, а столкновения стали позиционными. Самыми горячими точками остаются близкие к донецкому аэропорту Пески, не прекращаются бои за Широкино. ОБСЕ фиксирует обстрелы из автоматического и артиллерийского оружия. При этом и Киев и ДНР наращивают все это время военную мощь, готовясь к новому витку войны, пишет в своем ЖЖ военный аналитик и сторонник самопровозглашенных республик Борис Рожин (colonelcassad): "Обе стороны довольно оперативно накачивают военную составляющую, что в свете возобновившихся в апреле среднеинтенсивных боевых действий, становится все более актуальным. Если сравнивать период сентября 2014 года и начало мая, то кол-во советников, инструкторов и различных "отпускников" сторон (что официально обеими сторонами отрицается в рамках особенностей идущей гибридной войны. - Прим. Рожина), уверенно растет, причем сохраняется устойчивая тенденция к увеличению их количества". 2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности… Для украинских войск предполагался отвод от фактической линии соприкосновения, для сепаратистов - от линии соприкосновения по Минску-1. Невыполнение этого пункта вытекает из проблем с реализацией предыдущего. В мае представитель спецмониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг заявил об 3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр. ОБСЕ критически высказывается о реализации мирных пунктов, постоянно фиксируя локальные очаги столкновений, за что регулярно подвергается обвинениям в ангажированности с обеих сторон. Причем, в отличие от 4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Если технические пункты по прекращению огня снизили интенсивность конфликта и, пусть с натяжкой, их можно считать частично исполненными, то по политическим прогресс и вовсе выглядит нулевым, говорит "Газете.Ru" бывший замминистра иностранных дел ДНР Борис Борисов. Верховная рада в середине марта Петр Порошенко предложил увязать введение особого статуса с проведением Такая конфигурация, очевидно, невыгодна для Москвы, поскольку означает ликвидацию республик. С самого начала конфликта околокремлевские источники "Газеты.Ru" говорили о том, что для Москвы желательный вариант - автономизация областей с формальным подчинением Киеву, но реально с сохранением контроля со стороны России. Это позволит Донбассу остаться инструментом давления на Украину. 5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Закон об амнистии по итогам сентябрьского Минска-1 так и не применялся на практике. После Минска-2 украинские власти подобный закон не принимали. 6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода. Пункт не выполнен, в том числе и из-за расплывчатости формулировки. В ЛНР и ДНР считают политическими заключенными около 6 тыс. человек, говорит Борис Борисов. Глава следственного управления СБУ Василий Вовк в апрельском заявлении указал, что чекисты расследуют 4187 уголовных производств, под подозрением в сепаратизме находятся 1179 человек. В то же время председатель СБУ Валентин Наливайченко накануне заявил, что в плену самопровозглашенных республик находятся около 300 человек, а волонтер Виктор Майстренко рассказал в эфире "Громадського радио", что у республик около тысячи заложников - как военных, так и гражданских. Обе стороны жалуются, что под видом заложников к ним часто закидывают диверсантов или лиц, не имеющих отношения к конфликту. Об обмене "всех на всех" до сих пор речи не идет. 7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма. Пункт выполняется с некоторой натяжкой. Со стороны России в Донецк регулярно ездят Однако, учитывая сохраняющееся военное положение и опутывание линии фронта сетью блокпостов, многие грузы задерживают, а их пропуск зачастую превращается в бизнес для контролеров. Кроме того, часть грузов не доходит до граждан в ДНР и ЛНР и попадает на прилавки из-за коррумпированности местных властей. 8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты... Фактически провален. Еще с прошлого июля Киев прекратил соцвыплаты на территории ДНР, а осенью президент Украины Петр Порошенко поручил кабмину прекратить деятельность государственных учреждений, банков и предприятий в зоне проведения силовой операции и обеспечить вывод персонала. По данным источников "Газеты.Ru", дефицит бюджета республики покрывают "серыми" схемами с поставками угля и металла в Украину, а также траншами из России. При этом с февраля этого года Украина ввела жесткий пропускной режим для жителей территорий, подконтрольных ЛДНР. В середине апреля премьер Украины Арсений Яценюк заявил, что восстановление финансовых отношений с регионом возможно только после вывода чужих войск с территории, восстановления украинского контроля над границами Донбасса с Россией и выборов по украинским законам, что очевидно не устраивает Россию. Как показывает историческая практика, непризнанные образования не могут выстроить самостоятельную экономическую систему, поэтому им приходится полагаться на помощь извне. В случае с Донбассом одним из главных требований России остается перевод социальной ответственности за регион на Киев и прекращение финансовой блокады зоны АТО, подтверждают источники "Газеты.Ru". 9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования... к концу 2015 года... Выполнение этого пункта напрямую увязывается с проведением в Украине 10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп... Как и в случае с заложниками, на уровне официальной риторики каждая сторона имеет свое понимание, кого можно назвать "наемником" и "незаконной группой". Москва и ЛНР/ДНР говорят о действующих в Украине британских и американских инструкторах, а также добровольческих батальонах. А Киев - о российском "военторге" и добровольцах на фронтах "гибридной войны". "Война окончательно переходит в своеобразный "корейский" вариант, где основные игроки действуют за спиной армий Украины и Новороссии, поэтому собственно военные успехи или неудачи ВСН или ВСУ на фронте не могут привести к окончанию противостояния, так как фронт борьбы главных участников войны уже давно вышел за пределы Украины и одной только Украиной уже не ограничивается", - пишет аналитик Рожин. Возможное прямое военное вмешательство внешних сил остается гарантией сохранения статус-кво, позволяющего избежать полного разгрома любой из сторон, и, соответственно, предметом политического торга. 11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию... а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей... Это тот самый пункт, с которым увязано восстановление украинского контроля над границей. Украина готовится принять новую конституцию осенью 2015 года. Один из проектов, полученных изданием "Главком", предполагает создание волостей из нескольких городов и сел и уездов - из нескольких волостей. Причем, несмотря на регулярные заявления о необходимости децентрализации, влияние президента на местную власть в соответствии с этим вариантом основного закона только усилится. Так, он сможет прекращать полномочия выборных органов местного самоуправления, а срок полномочий местных депутатов уменьшится с пяти до трех лет. А главное, конституция не предлагает какого-то особого статуса для Донбасса, ранее признанного Радой "оккупированным", а Крым и Севастополь, согласно документу, "остаются в составе Украины". Этот вариант реформы очевидно неприемлем для республик Донбасса, и, соответственно, они обвинят Киев в невыполнении соглашений. 12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.... См. пункт 4. 13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений... В мае было решено создать рабочие подгруппы, которым предстоит разработать схему взаимодействия Украины с самопровозглашенными республиками по ряду направлений - безопасности, социальной и гуманитарной политике, а также по статусу отдельных территорий на Донбассе и выборов. Представитель ДНР Денис Пушилин накануне заявил о "прорыве", поскольку в рамках подгрупп с представителями самопровозглашенных республик будут контактировать в том числе и действующие украинские чиновники, а не только политические ветераны из команды бывшего президента Леонида Кучмы, не занимающие никаких официальных постов. Так, гуманитарными вопросами будет заниматься нардеп Ирина Геращенко, а социальными - действующий чиновник администрации президента Игорь Веремий. Определенные рокировки имеются и с российской стороны. Ранее представителя России в составе трехсторонней контактной группы посла в Украине Михаила Зурабова Насколько эти перестановки эффективны, пока судить сложно. "Итого"Политолог Алексей Макаркин заключает, что ситуация вокруг Донбасса остается нестабильной и может взорваться в любой момент: "Минск - это некоторая дорожная карта для как минимум стабильного замораживания конфликта, но сейчас и этого нет - в любой момент могут начать стрелять по-серьезному".По его словам, пока от широкомасштабных боевых действий спасает только то, что ни одна из сторон в них не заинтересована. Украина не имеет силы на крупные наступательные операции и понимает, что при такой попытке "в Донбасс войдут крупные контингенты". Россия же, по словам Макаркина, хоть и способна на крупные операции, но в руководстве страны преобладает точка зрения, что при нестабильности Украина сама "когда-нибудь развалится". Кроме того, сохраняется риск болезненных для Москвы экономических санкций, поэтому Кремль продолжает переговоры не только в рамках трехсторонней группы, но и на президентском уровне - так, в Москве с большой надеждой смотрят на визит канцлера Германии Ангелы Меркель. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как на практике реализуется каждый из пунктов минских соглашений и может ли война разгореться с новой силой?
|
|