“Такой «роскоши», как пустые залы, себе не позволяем!”. 21.by

“Такой «роскоши», как пустые залы, себе не позволяем!”

Размер текста:
A
A
A
Национальный академический театр имени Янки Купалы - старейший театр Беларуси. Он много гастролирует по республике и за ее пределами, участвует в международных фестивалях и конкурсах... С 13 июля гастроли театра проходят в Бресте. Открылись они фарсом-водевилем «Пинская шляхта», который режиссер Николай Пинигин поставил по одноименному произведению белорусского писателя XIX века Винцента Дунина-Марцинкевича. Оглушительные аплодисменты зрителей заставили артистов выходить на поклон несколько раз.
“Пинская шляхта” в исполнении купаловцев - очень смешная и познавательная история о влюбленных Марысе и Гришке, а также о шляхетских нравах. Здесь много музыки, танцев, актерской фантазии... И совершенно неожиданные образы главных героев.

Вряд ли Дунин-Марцинкевич представлял Марысю такой, какой мы сейчас видим ее на сцене. Эта семнадцатилетняя девушка, роль которой исполняет актриса Виктория Чавлытко, уж точно «коня на скаку остановит» со всеми, как говорится, последствиями... Очень обаятельным получился образ Харитона Куторги (Николай Кучиц), который в свои почти 80 лет набивался Марысе в мужья. Или, например, взяточник-вымогатель становой пристав Крючков. Лауреат Государственных премий СССР и Республики Беларусь Виктор Манаев (на фото слева) сыграл эту роль просто бесподобно, заслужив особую благодарность зрителей. К слову, 30 июня ведущий мастер сцены Национального академического театра имени Янки Купалы получил почетное звание «Народный артист Беларуси». С ним, а также с заслуженным артистом Республики Беларусь Александром Подобедом, которого зритель узнал в образе Ивана Тюхай-Липского, обозревателю «Зари» посчастливилось пообщаться всего за час до спектакля. Говорили о гастролях, об актерах и о театре вообще.

- Брестчане с нетерпением ждали гастролей Купаловского театра, поэтому в первую очередь хочется поблагодарить труппу за радость новой встречи...

Виктор Манаев: - Брест - один из любимых городов нашего театра. Когда-то мы приезжали сюда очень часто - через 2 - 3 года. Брест, Гродно были самые популярные в наших гастролях.

- Национальный академический театр имени Янки Купалы сейчас закрыт на ремонт. «Гастролировать» приходится и по Минску... Наверное, труппа уже устала выступать в таких условиях...

Виктор Манаев: - Идет ремонт с реконструкцией... Театр закрыли на два с половиной года. Негде хранить декорации, поэтому много спектаклей списано. Через год надеемся вернуться в свое здание.

Александр Подобед: - Актерам в таких условиях трудно. Бывает, даже рассыпается труппа... Вы не представляете, что это такое! Дом офицеров с театром не сравнишь! Это и другая акустика...

Виктор Манаев: - ...А потом после спектакля спишь дня два. Наш театр был построен еще в 1890 году по проекту архитектора Караля Козловского с уникальной акустикой. В свое время мы поездили по Советскому Союзу и лучшей акустики еще не встречали. Мы все очень озабочены, чтобы сохранить эту уникальность. Но будет уменьшено количество мест (на 100).

- Куда направляетесь после Бреста?

Виктор Манаев: - Домой. У нас начинается отпуск. Здесь мы закрываем наш театральный сезон.

- Жаль, что не приехал главный режиссер Николай Пинигин. Его «Пинская шляхта» открывала гастроли, его же спектакль «Ужин с придурком» будет их закрывать...

Виктор Манаев: - Художественный руководитель театра Николай Пинигин обычно ездит с нами, проводит репетиции, следит за качеством спектаклей... Но сейчас он набирает курс в Белорусской академии искусств. Там с сегодняшнего дня (с 13 июля. - Е.Г.) начинаются вступительные экзамены. Поэтому у него и не получилось приехать...

- Что изменилось в театре с приходом нового руководителя?

Виктор Манаев: - Николай Пинигин пришел в театр еще в 1984 году и уже тогда принес свежесть какую-то, новое дыхание, когда для актера работа превращается в праздник! Он еще и как педагог незримо действует. Не в том смысле, что учит, но с ним «закостенеть» очень трудно. Он не просто занимается режиссурой. Пинигин все делает для того, чтобы актер оставался «живым». Это очень важно, потому что если актер не «акт», на него не интересно смотреть.

- Каким вообще постановкам отдает предпочтение Купаловский театр?

Виктор Манаев: - В первую очередь - национальной драматургии. Это и «Тутэйшыя» Янки Купалы, и «Идиллия», «Пинская шляхта» Дунина-Марцинкевича... И «Черная панна Несвижа» Дударева. Этот спектакль уже очень-очень много лет идет. Пока зритель есть, но не будет зрителя - «Черную панну...» не будут держать, потому что финансовые условия не такие, как раньше... Такой «роскоши», чтобы были пустые залы, уже себе не позволяем... Сейчас у нас идет ирландская драматургия. И современная мировая драматургия представлена, и русская классика...

Александр Подобед: - Нравится - не нравится, но народ должен тянуться к искусству, а не театр должен тянуться к народу. Театр никогда не был и не будет для всех! И это нормально. Опера не для всех - уши надо иметь, балет не для всех - глаза нужно иметь, язык танца понимать... Попса - для всех, но я ее терпеть не могу.

- Верна ли публика театру в наше экономически непростое время? Не стало ли меньше зрителей?

Виктор Манаев: - Хвалиться не будем, но Купаловский театр любят. К нам ходят даже те, кто не говорит по-белорусски.

- А что для вас Купаловский театр?

Виктор Манаев: - Можно я за Александра Станиславовича скажу? Его называют «Рыцарь театра». Театр в каком-то роде жизнь ему спас. Александр Подобед не хочет просто об этом говорить, но бывают такие моменты очень важные. Например, то, что ты очень нужен, что тебя ценят, тебя ждут в театре... Однажды Александр Станиславович серьезно заболел, и режиссер сказал, что будет ждать его возвращения и другого артиста на роль назначать не будет. Ничего не оставалось, как поправиться и вернуться на сцену! Это потрясающий факт! Человек ведь больше сорока лет работает в театре, и у него в трудовой книжке после института одна запись: «Театр имени Янки Купалы...».

Александр Подобед (улыбается): - Я еще в армии был...

Виктор Манаев: - Мы здесь застали с ним великих артистов. Это и Станюта, и Макарова, и Стома, и Еременко-старший... И многие другие. Они ведь не только актеры хорошие, но еще и личности! Просто люди удивительные! Я в театре 30 лет работаю. Как и для Александра Станиславовича, он стал мне родным. Вообще все, кто приходит сюда, попадают в атмосферу «семейности», и она, думаю, передается из поколения в поколение. Здесь никто не «выпендривается», нет никакой заносчивости... И здесь невозможно по-другому!

Александр Подобед: - Галина Макарова могла приехать в Пинск, сидеть возле гостиницы с тяпкой (великая Макарова!) и цветочки пропалывать!

- Каковы вообще тенденции современного театра?

Александр Подобед: - Вообще грустные. Театры превращаются в перфоманс и инсталляцию. Сегодня академические театры существуют в ограниченном состоянии. К сожалению, сегодня из Испании приезжают учиться сюда. На трехмесячные курсы! Начинают умирать школы. Вот трагедия в чем! Они частично сохраняются в Польше, в Швеции в академическом театре, частично во Франции... Это действительно серьезная проблема современного театра!

Виктор Манаев: - Надо, чтобы театр «человеческим» был! Не авангардный какой-то, чтобы форма не довлела над содержанием, чтобы не режиссерские выпендрежи... Чтобы все-таки актер главный...

Александр Подобед: - Люди устают от умозрительной, интеллектуальной литературы, драматургии и всего остального... И драматургия сейчас меняется! Опять идет чувственная литература.
Беседовала Елена ГАРМЕЛЬ
 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Национальный академический театр имени Янки Купалы - старейший театр Беларуси. Он много гастролирует по республике и за ее пределами, участвует в международных...

Комментарии


 
 
 


Архив (Новости Культуры)

21.by в социальных сетях


Яндекс.Метрика