Людмила Казанцева: «Не забывается такое никогда…». 21.by

Людмила Казанцева: «Не забывается такое никогда…»

10.02.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Война – дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому и, разумеется, не случайно: на протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Между тем в войнах участвуют и женщины… Среди них, добровольно ушедших на войну в Афганистан, и Людмила Казанцева – фельдшер городской поликлиники, которая в далеком 1987 году сама написала рапорт с просьбой отправить ее в Афганистан. Людмила ни разу не пожалела, что подвергла себя риску. Она убеждена: то, что она и ее сестры по крови делали там, за речкой, было крайне важно и необходимо.

45863

– Медицинская сестра – это не столько профессия, сколько образ жизни. Там, где идет война, в нашей помощи нуждается гораздо больше людей, чем здесь, в мирной жизни. И я тогда подумала, что должна быть там, должна помогать солдатам выжить, – делится Людмила Казанцева.

Родилась она в Сибири, в Тайшете. Здесь же окончила медицинское училище, работала в больнице старшей медсестрой. Когда ей было чуть больше тридцати, она с дочерью переехала в Жодино, поближе к старшей сестре.

Сразу по приезду в наши края Людмила устроилась в здравпункт стройтреста № 29. А в 1987 году решила для себя (уж так была воспитана!), что должна ехать в Афганистан. Отправив дочь к родственникам в Сибирь, Людмила пошла в военкомат.

– Меня уговаривал офицер: поезжай в Польшу, в другие соцстраны, но не в Афганистан. Помню как сейчас свой ответ: «Я там принесу больше пользы!»

И уехала. С первыми трудностями столкнулась еще на пересылке в Ташкенте, когда самолеты не могли лететь из-за обстрела на афганской территории. Дело в том, что Людмила никогда не курила, неприемлемо для нее было и употребление алкоголя. А тут от скуки и ожидания отправки все дымили и бездельничали.

Рассказывает Людмила Казанцева:

– Прилетели мы в Кабул. Здесь дали распределение в штаб армии – старшей медсестрой в медроту в Джелалабад. Прилетела, думала, что меня тут ждут… Ночь, темень. Подъезжает летучка, что-то выносят из нее. Позже узнала, что это был «груз 200». Назавтра, кое-как умывшись холодной водой, прибыла в штаб. Иду, кругом – страшная грязь. Как пояснили, сезон дождей. Выясняется, что моя должность старшей медсестры занята. «Хочешь, возвращайся в Кабул», – сказали мне в штабе. Но я была готова на любую работу, лишь бы никуда больше не лететь. Меня назначили медсестрой в терапевтическое отделение. А когда в отпуск уходила старшая медсестра операционно-перевязочного отделения меня поставили на ее место.

Людмила знала свою работу и любила в ней порядок. Первое, что сделала, заставила ободрать пузырящуюся краску на стенах и все покрасить. Чтобы оборудовать моечное отделение, пришлось… украсть ванну и срочно ее приварить. Когда обнаружилась пропажа, то было уже поздно.

Людмиле Казанцевой было 36 лет, когда она попала в Афганистан. Она сразу всем объявила: «Я старая, больная женщина. Я ваша мать». И ее действительно называли Мать. Неудивительно, ведь всех солдат она воспринимала как сыновей, чувствовала ответственность за каждого.

Из воспоминаний:

– Я очень любила этих мальчишек. Казалось, все отдала бы, чтобы они выжили. И старалась помочь, поддержать боевой дух. Я и сегодня помню каждого раненого, помню, где он лежал, какое было ранение. Такое не забывается. У меня в отделении с бронхитом лежал мальчик Ваня из Витебской области, беленький такой, хороший, добрый, все двери в отделении отремонтировал. Вылечился, ушел на войну. Как-то прилетела «вертушка» с ранеными. Бежим, разбираем их, чтобы быстрее оказать помощь. Слышу: «Людмила Макаровна, вы меня не узнали?». Это был Ванечка. Увы, ему пришлось отнять руку. Разве можно это забыть…

И таких рассказов о своих подопечных у Людмилы множество. Вот один из них. Юра из Запорожья сначала лежал в хирургии, затем был переведен в инфекционку – обнаружили гепатит. Приходит к Людмиле медсестра и говорит: «Мать, сегодня у Юры день рождения – 20 лет!» Собрали ему подарки и пошли проведать парня. Потом он уехал, поступили другие. А тут на воинскую часть приходит письмо. Командир говорит: «Ты, Казанцева, всегда умеешь отличиться. На тебя тут письмо пришло…» И зачитывает благодарность от имени родителей Юры, который вернулся в родное Запорожье и рассказал своей маме о другой Матери, которая помогла ему выжить. Такое дорогого стоит.

Людмила Казанцева жалеет сегодня лишь об одном: очень уж строго относилась к своим медсестричкам. «У нас в хирургии тяжелая была работа. Бывало, прилетает вертолет к вечеру, привозят раненых. И все – хирурги, медсестры – становятся и делают свою работу, не считаясь со временем, не жалея сил», – делится она.

А вообще, когда Людмила была старшей медсестрой, она многое изменила в отделении. Так, не гнушалась приготовить завтрак хирургам, ведь они, выходя из операционной, буквально валились с ног от усталости. Прошло полгода, один из них и говорит: «Мы думали-думали, что этой женщине от нас надо? А теперь поняли: ты просто уникальный и добрый человечек, который любит людей и заботится о них».

– Было ли страшно на войне? Я не могу сказать этого, так как в боевых действиях мы не участвовали. Приказ по штабу 40-ой армии гласил: женщин за пределы части не выпускать. Так что охраняли, дай Бог каждому. Почувствовала страх, когда выводили нашу часть из Афганистана. Я не полетела самолетом, а пошла со всеми колонной.

Вот тогда-то и поняла, что эти юные мальчики испытывали каждый день, каждый час. Когда мы колонной шли через зеленку (цитрусовые сады после Кабула), когда со всех сторон обстреливали, солдаты стали грудью, чтобы защитить нас. А ведь эти мальчики рисковали жизнью каждый день.

…После Афганистана Людмила вернулась в родной стройтрест, где и трудилась до его реорганизации. Затем некоторое время работала сиделкой и нянечкой в Польше. Сегодня, будучи на пенсии, она по-прежнему в строю – работает фельдшером в поликлинике. И не представляет свою жизнь без людей, без коллектива. «Пойду уборщицей, если меня уволят. Только бы находиться среди тех, с кем давно работаю и дружу», – сказала она. Людмила Казанцева в Афганистане была удостоена медали «За доблестный труд» и считает эту награду самой значимой в своей жизни.

Лилия АЛЕХНОВИЧ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Война – дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому и, разумеется, не случайно: на протяжении человеческой истории война действительно была...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика