Не "Теслой" единой: как водители электрокаров приспосабливаются к суровой белорусской реальности. 21.by

Не "Теслой" единой: как водители электрокаров приспосабливаются к суровой белорусской реальности

23.09.2016 08:10 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Владельцы немногочисленных пока в Беларуси электрокаров рассказывают, как дорабатывали свои машины, чтобы приспособить их к белорусским реалиям: отсутствию инфраструктуры и холодным зимам. AUTO.TUT.BY разузнал, какие радости и хлопоты сопровождают тех, кто ездит за рулем экологически чистого транспорта.

Вадим и его Opel Ampera


В семье Вадим пока один ездит на электромобиле Opel Ampera, но планирует пересадить всех своих домочадцев именно на такие машины. Вадим заряжает Ampera на территории загородного дома, а также, при необходимости, на своей СТО.

Для него Ampera — не просто личный автомобиль, но еще и поле для экспериментов. Озадачив мастеров СТО, он удвоил количество тяговых батарей: дополнительный пакет просто разместили в багажнике, подключив его параллельно штатным аккумуляторам.

— Меня не совсем устраивал запас хода в 70 км, я захотел увеличить дальность перемещения на электротяге до 140 км. «Бэушные» оригинальные батареи купил в Минске за 1200 долларов, — рассказывает Вадим.

На СТО электромобиль практически разобрали, чтобы не просто подсоединить второй пакет батарей, но и провести к нему штатную систему обогрева и охлаждения. Теоретически, запас хода этой Opel Ampera увеличился вдвое. Но есть проблема: электроника «не видит» дополнительной емкости батарей.

— Сейчас на борту 32 кВтч энергии. Но когда я израсходую 20 кВтч, машина останавливается, полагая, что энергии больше нет. Приходится делать остановку на полчаса. Потом я снова запускаю машину: она думает, что подзарядилась, и «видит» оставшуюся часть энергии, — делится подробностями Вадим.

Все дело в программном обеспечении, и специалисты уже работают над этим. Оказалось, что «софт» в Opel Ampera не засекречен и не закрыт производителем, а потому элементарно подвергается скачиванию «умелыми ручками». Теперь дело в программистах, которые смогут переписать программу и научить электромобиль пользоваться удвоенным запасом энергии.

Еще Вадим планирует сделать быструю зарядку, чтобы пополнять запас энергии за час-полтора. Как и другие счастливчики, он заряжает Opel Ampera по 8 копеек на 1 кВтч. Следовательно, 100 км на электротяге обходятся примерно в 1,3 рубля.

— Но мой экологичный автомобиль успел сжечь тонну бензина, так как на нем я езжу по делам в Прибалтику. Хотя после установки дополнительных батарей расход бензина в трассовом режиме снизился до 5,7 л/100 км.

Вадим рассказал AUTO.TUT.BY, что инфраструктура зарядных станций в Прибалтике просто отличная. В Литве есть зарядные станции на парковках, их предостаточно на трассах, особенно по «треугольнику» Вильнюс - Каунас - Паневежис. Тут электричество бесплатное. А вот в Эстонии, где живет 1,2 миллиона человек, несколько сотен зарядных станций, но все они платные.

— Мне приходится возить с собой несколько переходников для вилок зарядных станций — такова специфика гибрида Opel Ampera.

Вадиму непонятно, почему Беларусь не предпринимает активных мер по развитию собственной сети зарядных станций.

— Ко мне на электромобиле приезжал товарищ из Литвы. Он смог зарядиться только на моей СТО. Он настоял на том, чтобы я взял деньги за потраченную энергию, — рассказывает Вадим и добавляет, — передавая те 1,5 рубля, литовец пустил скупую мужскую слезу, не припоминая, когда в последний раз платил за энергию для своего электромобиля.

Нам стало интересно мнение Вадима о надежности электромобилей: все-таки свою «Амперу» он знает до последнего винтика.

— Если все пересядут на электромобили, то я как владелец СТО лишусь работы. Тут нечему ломаться, нечего менять. На моей машине до сих пор «ходят» тормозные колодки и диски, установленные на конвейере.

Краткая характеристика Opel Ampera

Год выпуска

2011

Пробег общий

210 000 км

Пробег по Беларуси

40 000 км

Андрей и его Mitsubishi i-MiEV


Андрей и его Mitsubishi i-MiEV: «Заряжаю авто во дворе пиццерии. Дома „питаю“ от розетки, и по домовому счетчику плачу около 25 рублей»

Mitsubishi i-MiEV Андрей купил и доставил из США 2 года назад. На i-MiEV он ездит каждый день и даже подрабатывает на доставке пиццы в Минске. Машина заряжается от розетки возле дома Андрея или во дворе пиццерии.

— Расходы на электричество минимальные, я их даже не учитываю. За «свет» по домовому счетчику, от которого питается и электромобиль, ежемесячно плачу около 25 рублей, — рассказывает Андрей.

На электротяге Mitsubishi i-MiEV проезжает до 140−160 км. Раньше зимой запас хода снижался, потому что энергия тяговых батарей расходовалась на обогрев салона.

Но Андрей нашел кардинальное решение, установив автономный отопитель Webasto. Говорит, что и зимой не имеет проблем с запасом хода: даже в 20-градусный мороз электромобиль проезжает полторы сотни километров. А дизтоплива для отопителя салона требуется минимум.

— За 2 года эксплуатации кроме отопителя, купленного в России на фоне падения курса рубля всего за 650 долларов, я не потратил ни копейки на запчасти для электромобиля. Купил комплект шин и поменял масло в редукторе — там его всего 250 граммов.

Самая большая регулярная статья расхода — страховка ОСАГО, тариф которой для электромобиля больше, чем для здоровенного пикапа с 6-литровым мотором.

— Отсутствие поддержки государства печалит. Причем владельцы электромобилей не просят каких-то льгот и поблажек. По факту, заряжаться в Минске можно только у знакомых на СТО, шиномонтажах и мойках, — делится своим взглядом Андрей.

Краткая характеристика Mitsubishi i-MiEV

Год выпуска

2012

Пробег общий

40 000 км

Пробег по Беларуси

30 000 км

Андрей и его Chevrolet Volt


«Андрей пересел на Volt c электромобиля Leaf, т.к. ему не хватало запаса хода. Да и в Минске, по факту, негде зарядить электромобиль»

Красный Chevrolet Volt прибыл в Беларусь из США. На момент разговора с его владельцем Андреем машина еще не стояла на учете. Но для Андрея это не первый электромобиль. До этого он ездил на Nissan Leaf, который его во всем устраивал, кроме ограниченного запаса хода.

— Я живу в Молодечно, а работаю в Минске. На дорогу туда и обратно на Nissan расходуется значительная часть энергии, особенно зимой. А зарядиться в столице фактически негде. Поэтому решил пересесть на электромобиль с «увеличителем хода», — поясняет Андрей.

В Молодечно Андрей живет в многоквартирном доме, однако заряжает электромобиль от розетки, расположенной там же во дворе. Владелец «Амперы» масштабно подошел к решению вопроса с отсутствующей инфраструктурой: провод протянут во двор к запираемой коробке, в которой находится розетка. Причем это не самоуправство — решение согласовано со всеми возможными городскими службами.

— Проект обошелся мне в 200 рублей, еще 100 рублей стоил ящик. На монтаж, с прокладкой и закладкой провода от квартирного счетчика во двор, потратил еще 500 рублей, — Андрей рассказывает о своих инвестициях в инфраструктуру для электромобилей. Энергия для Volt обходится по 7 рублей за 1 кВтч. С запасом хода нет проблем благодаря бензиновому мотору, приводящему генератор: Chevrolet Volt является клоном Opel Ampera. Эти машины даже сходят с одного конвейера на заводе GM в США.

Автомобиль тихий, причем даже в том случае, когда в дело вступает бензиновый двигатель. А уж на электротяге он тише даже многих электрических собратьев.


«Андрей инвестировал свои средства в развитие зарядной инфраструктуры. Провод во двор проведен прямо от квартирного счетчика. Это решение согласовано со всевозможными службами»

Краткая характеристика Chevrolet Volt

Год выпуска

2013

Пробег общий

42 000 км

Пробег по Беларуси

1000 км

Григорий и его Ford Focus


«Григорий и его Ford Focus Electric: Электромобиль позволил в 10 раз уменьшить расходы на ежедневные перемещения по привычным маршрутам»

В Беларуси всего два электрических Ford Focus — оба автомобиля привез Григорий. Первую машину он уже успел продать, а вторую эксплуатирует сам. Меньше чем за год на новом Focus Electric Григорий уже проехал около 25 тысяч км. В основном мужчина ездит по Минску.

В реальных условиях Focus Electric при полной зарядке батарей проезжает до 180 км. По словам Григория, на такой запас хода можно рассчитывать, пока температура воздуха не опускается ниже +5°С. А вот зимой в морозы порядка 20 градусов пробег на одной зарядке уменьшается вдвое: половина энергии батарей уходит на обеспечение работы нагревателя «печки».

Можно было бы установить Webasto, как это делают другие владельцы электрокаров, но этот трюк на электрическом Focus не прошел. Работу автономного отопителя и штатного ТЭНа не удалось согласовать. Но даже в два раза меньшего запаса хода хватает для поездок по привычным маршрутам, тем более что на парковке рядом с офисом в центре Минска Григорий оборудовал зарядную станцию.

«Заправка» там обходится в 37 копеек (30 копеек — тариф, плюс НДС) за 1 кВтч — это минимальная сумма, по которой владелец офисного здания может продавать электричество потребителям. В частном доме электромобиль заряжается по 7 копеек за 1 кВтч. У Григория расходы на «топливо» по сравнению с поездками на машине с бензиновым мотором сократились в 10 раз. Но бензиновую машину он пока не продает: она нужна для дальних поездок по Беларуси.

— Количество электромобилей стремительно растет в Европе и Америке, их владельцы пользуются разнообразными льготами и субсидиями. Например, в США за то, что покупаешь электрокар, государство дает тебе субсидию в виде налогового вычета в размере 10 тысяч долларов. В этом случае выгодно менять автомобиль каждый год, и рынок переполнен у них слегка подержанными авто. Причем инфраструктура зарядных станций развивается на основе имеющихся мощностей электросети. В Беларуси же скоро запустят АЭС, но тема электротранспорта не развивается, — как и другие владельцы электромобилей, Григорий не понимает, почему наша страна так сильно отстает от соседей.

Электромобиль существенно дешевле в эксплуатации и содержании.

— Если есть желание, раз в 2 года можно поменять антифриз и салонный фильтр. Больше никаких хлопот электромобиль не вызывает. Ни этот Focus, ни предыдущий, не потребовали никаких вложений, — сообщает Григорий.

Краткая характеристика Ford Focus Electric

Год выпуска

2013

Пробег общий

28 500

Пробег по Беларуси

24 500

Считалка AUTO.TUT.BY

Мы сравнили, сколько придется потратить водителю электрического и бензинового автомобилей за 50 000 км пробега. Расходы брались из расчета владения автомобилем в возрасте до 3-х лет с первоначальным пробегом 5000 км. Стоимость нормо-часа берем одинаковую — 40 рублей — как если бы машины обслуживались на одной СТО.

Техобслуживание при пробеге

15 000 км

30 000 км

45 000 км

Автомобиль

Focus 1.6

Focus Electric

Focus 1.6

Focus Electric

Focus 1.6

Focus Electric

Норма времени

2,3 н/ч

1 н/ч

2,5 н/ч

 

2,3 н/ч

1 н/ч

Проверка концентрации охлаждающей жидкости и ее уровня (долив при необходимости)

да

да

да

да

да

да

Замена салонного фильтра

да (20)

да (20)

да (20)

да

да (20)

да

Замена свечей зажигания

да (24,8)

нет

да (24,8)

нет

да (24,8)

нет

Замена воздушного фильтра

да (23,7)

нет

да (23,7)

нет

да (23,7)

нет

Слив отработанного масла и замена масляного фильтра

да (14+58)

нет

да (14+58)

нет

да (14+58)

нет

Замена моторного масла

да

нет

да

нет

да

нет

Замена тормозной жидкости

да (13)

да (13)

да (13)

да (13)

да (13)

да (13)

Стоимость работ при ТО, руб.

92

40

100

40

92

40

Стоимость запчастей

153,5

33

153,5

33

153,5

33

Итого

245,5

73

245,5

73

245,5

73

Расходы на регламентное обслуживание (3 ТО), руб.

Ford Focus 1,6

736,5

Ford Focus Focus Electric

219


Электромобиль устроен гораздо проще, чем аналогичная машина с бензиновым мотором. Больше половины регламентных работ при ТО его не касаются

Расходы на топливо/энергию/страхование

Средний расход топлива бензинового Ford Focus по городу — 9 л/100 км. В этой цифре учтено также небольшое повышение расхода топлива в зимний период.

Расход электроэнергии электрическим Ford Focus принимаем за 15,4 кВтч. Пока температура не опускается ниже +5°С, можно рассчитывать на потребление энергии на уровне 12,5 — 13,5 кВтч/100 км. В течение четырех холодных месяцев в году расход энергии повышенный — 20−22 кВтч/100 км. Средний годовой расход энергии — 15,4 кВтч/100 км. При расчете стоимости электроэнергии берем средний тариф 9 коп/кВтч. Эта цифра получилась из каждодневной зарядки по реальному субсидируемому тарифу 7 коп/кВтч и нескольких экстренных подзарядок в морозные недели по тарифу 30 коп/кВтч плюс НДС.

Расходы на бензин/энергию на 50 тысяч км

Автомобиль

Расход

Стоимость единицы

Итого стоимость

Ford Focus 1,6

9 л/100 км

1,19 руб/литр

5355 рублей

Ford Focus Focus Electric

15,4 кВтч/100 км

9 коп/кВтч

693 рублей

Предположим, что эти 50 000 км автомобили проедут за три года. Расходы на ОСАГО для бензиновой машины составят 105 евро, а для электромобиля — 192 евро.


Электромобиль гораздо дешевле в содержании, чем аналогичная по размерам и мощности бензиновая или дизельная машина

Итого с точки зрения обслуживания электрический Focus выгоднее бензинового в 3,4 раза, а с точки зрения расходов на топливо/энергию он выгоднее в 7,7 раза. Цифры очень красноречивы. Единственное, за что переплатит владелец электромобиля — это страховка ОСАГО.

Выгода электромобилей очевидна не только нашим западным соседям, но и Украине, где уже не менее 2500 электромобилей. В Беларуси их всего несколько десятков (даже с учетом «гибридных» Volt/Ampera). Нам же остается надеяться, что увеличение количества электроавто в Беларуси — вопрос временный.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Дорогая страховка, ограниченный пробег, отсутствие инфраструктуры - все это не пугает белорусских владельцев электрокаров. Своим опытом "выживания" они поделились...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика