833 погибших за раз. Как немецкая подлодка взорвала линкор в самой защищенной британской гавани. 21.by

833 погибших за раз. Как немецкая подлодка взорвала линкор в самой защищенной британской гавани

14.10.2019 16:20 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Шотландия, Оркнейские острова. База Скапа-Флоу, святая святых британского королевского флота и самая защищенная гавань в мире. Ночь с 13 на 14 октября 1939 года обещала быть вполне спокойной, как и все предыдущие. Вдруг в час ночи около линкора «Ройял Оук» раздался слабый взрыв. Никто не понял, в чем дело, и через десять минут второй страшный взрыв попросту разорвал линкор напополам. 833 человека погибли за считанные минуты. Рейд немецкой подлодки U-47 под командованием Гюнтера Прина закончился триумфом. 42.TUT.BY вспоминает, как это случилось.


Линкор «Ройял Оук». Фото: wikipedia.org

Кто вы, герр Прин?

Гюнтер Прин по рождению не имел никакого отношения к военной элите. Родился он в 1908 году, когда Германская империя была еще достаточно богатой и могущественной — но даже тогда его семья едва сводила концы с концами. А потом — Первая мировая, унизительное поражение, горечь Версальского мира и чуть не обнищавшая Германия.

Беспросветную жизнь скрашивали только книги о великом мореплавателе Васко да Гама и мечты о море. С 15 лет будущий ас подводного флота зарабатывал на жизнь сам и очень скоро сумел получить место в морской школе в Финкенвадере.Уже через несколько месяцев Рин стал юнгой на корабле «Гамбург». Карьера молодого человека быстро пошла вверх — отличная учеба, офицерское звание, капитанский диплом.

И быть бы Прину небедным капитаном торгового флота Веймарской Германии, но 1929 год и Великая депрессия внесли коррективы. Как и тысячи немецких моряков, Прин лишился работы — и квалифицированному морскому офицеру пришлось за еду работать землекопом на осушении болот.

Но вскоре отступил экономический кризис, закончилась Веймарская Германия, начался Третий рейх и с ним — возрождение немецких военно-морских сил. И Прин снова начал карьеру — на сей раз военную, на субмаринах. Начав учиться подводному плаванию в 1933 году, пятью годами позже он стал уже командиром лодки U-47 — и как раз успел ко Второй мировой.

Уже в первые месяцы войны немецкие подлодки наводнили Атлантику и топили торговые корабли, идущие в Великобританию. Сам Прин был среди лучших асов Кригсмарине, первый французский пароход он пустил на дно на пятый день войны, за ним последовали два британских судна, а дальше счет побед начал расти как на дрожжах. За первые пять месяцев войны на счету экипажа U-47 было 66 тысяч тонн потопленного тоннажа.


Фото: wikipedia.org

Успехи Прина привлекли к подводнику пристальное внимание командующего подводными силами рейха коммодора Карла Деница. Офицера вызвали в штаб и изложили практически невыполнимое задание: проникнуть на главную базу британского флота в Скапа-Флоу.

Неприступная гавань

Вряд ли Дениц действительно верил в то, что даже при полном успехе операции Прин сможет принести англичанам какой-то реальный серьезный вред. Одинокая подлодка была не «оружием Судного Дня», и ее максимумом стал бы удачный выпуск нескольких торпед. Однако пропагандистское значение такой акции могло стать серьезным: Скапа-Флоу была неприступной крепостью, даже во время Первой мировой войны, когда гавань была укреплена слабее, немецкие подводные асы так и не смогли пробраться внутрь.

А еще эта гавань была свидетельницей немецкого позора — именно в ней за 20 лет до того самозатопился взятый в плен германский Флот открытого моря. Таким образом, прорыв в «святая святых» английского флота мог оказать огромное влияние, развеяв миф о неприступности главной гавани британского флота. Всего перечисленного хватило, чтобы Дениц согласился рискнуть одной субмариной.

А риск был и вправду велик. Подходы к Скапа-Флоу перекрывались сетями, минами, затопленными судами-блокшивами, их стерегли сторожевые корабли флота. Кроме людей, постаралась и природа — сильные течения в районе Скапа-Флоу имели скорость выше подводной скорости субмарин, и была большая опасность, что лодку просто снесет, не дав приплыть в место назначения. Словом, шансов на удачный исход и возвращение почти не было.

Тем не менее, еще в сентябре подлодке U-14 удалось незамеченной провести разведку в районе гавани, и командир сделал однозначный вывод: проникновение в бухту теоретически возможно. Пролив Хокса-зунд, через который лежал прямой путь в Скапа-Флоу, был перекрыт лишь тремя затопленными судами — и в этом районе оставался крохотный проход менее чем в 20 метров шириной и 7 метров глубиной. Для его прохождения требовалось по настоящему ювелирная точность, но во время прилива попробовать стоило.

Временем операции выбрали ночь с 13 на 14 октября: луна в минимальной фазе, прилив в самое темное время суток — почти идеально с точки зрения незаметности. Самолет-разведчик полетал над Скапа-Флоу и обнаружил там огромное количество потенциальных жертв: авианосец, пять тяжелых кораблей и 10 крейсеров. Правда, Прину уже не успели сообщить, что большая часть этой группировки покинула гавань уже после того, как он вышел в поход. В гавани остались лишь два крупных корабля: не самый новый, но мощный линкор «Ройял Оук» с 15-дюймовыми орудиями и безнадежно устаревший авианосец «Пегасус» с околонулевой боевой ценностью. Возможно, эта внезапная передислокация уберегла британский флот от большой беды.

Поход на Скапа-Флоу

U-47 вышла в море 8 октября 1939 года. Лодка направилась к месту назначения — о нем знал только сам Прин. 12 октября субмарина наконец приблизилась к Оркнейским островам и погрузилась — база противника была близка, и скрытность решала все. Тем не менее, по дороге несколько раз пришлось всплывать — навигационные приборы не позволяли на глубине нормально определить расположение лодки. 13 октября капитан наконец сообщил экипажу, куда и зачем они идут.

Оставалась самая тяжелая часть операции. U-47 на малой глубине пошла во внутренний рейд Скапа-Флоу, при этом едва не проскочив мимо цели. Вечером Прин наконец увидел последнюю преграду перед входом в гавань — затопленные суда. Обойти их, учитывая силу течения, было страшно тяжело, но экипаж справился. Едва не разбившись о корпус одного из судов, чудом не сев на мель, U-47 прорвалась в Скапа-Флоу. Было около полуночи. База британского флота лежала прямо перед Прином — но самого британского флота там практически не было.

Только через час капитан смог обнаружить два больших корабля, оставшихся на рейде — «Ройял Оук» и дряхлый «Пегасус» (который он принял за линейный крейсер «Рипалс»). Атаковать было решено обоих. Две торпеды устремились к линкору, одна — к авианосцу. В итоге две из трех прошли мимо, и только одна взорвалась в носу «Ройял Оака». Казалось бы, конец охоте, сейчас лодку обнаружат…


Фото: wikipedia.org

Но нет. Англичане до такой степени не могли поверить в то, что в их главной гавани что-то делает враг, что даже не подумали, что взрыв могла вызвать торпеда. В конце концов, это могла быть бомба с самолета. Или вообще внутренний взрыв на самом линкоре. Словом, никаких действий по поиску субмарины никто не начал — на «Ройял Оуке» просто отправили к месту взрыва пожарные команды с приказом тушить. Повреждения, кстати, были не критичными, их устранили быстро и отправились спать. Тем самым дав Прину бесценный второй шанс.

Увидев, что ни один из атакованных кораблей и не думает тонуть, капитан проявил величайшую наглость. А именно отдал приказ на вторую атаку. Около 1:16 ночи лодка приготовилась нанести второй удар. На сей раз не распылялись: весь залп из трех торпед предназначался одному несчастному линкору. На сей раз мимо не прошла ни одна: три взрыва слились в один, и борт корабля вспороло как консервным ножом. Внутрь гиганта устремилась вода, рядом с которой бушевал огонь. Пламя вскоре добралось до погребов с боезапасом — и тот сдетонировал.


Фото: wikipedia.org

Взрыв окончательно добил линкор — несмотря на то, что «Ройял Оук» стоял меньше чем в километре от берега, спасти удалось мене чем трети экипажа. 832 моряка, офицера и один контр-адмирал Генри Бэлгроув, командир Второй бригады линкоров, погибли в считанные минуты. Спохватившись, наконец снялись с якорей британские эсминцы: началась охота на Прина.

Охота столь же хаотичная, сколь и безрезультатная: пока «Ройял Оук» быстро тонул, а остальные корабли шарили прожекторами по воде внутреннего рейда и наугад бросали глубинные бомбы, U-47 спокойно развернулась и ушла на дизелях. На обратном пути предстояла борьба с сильным течением, и лодку вновь едва не раздавило о затопленное судно, но грамотная работа рулей и механизмов вновь уберегла о смерти. Пройдя узкие места, U-47 ушла домой и 17 октября прибыла в немецкий порт Вильгельмсхафен.

А что потом?


Возвращение U-47 на базу. Фото: wikipedia.org

Как и следовало ожидать, поход Прина стал сенсацией, за одну ночь он из удачливого подводника стал национальным героем Третьего рейха. Весь экипаж лодки получил Железные кресты, а сам Прин — Рыцарскую степень этой награды, став первым подводником, удостоенным ее. Звание контр-адмирала получил и коммодор Дениц — можно сказать, что с рейда Прина началась его блестящая карьера, которая вознесла морского офицера до поста главнокомандующего войсками Германии и преемника Гитлера (и до девяти лет тюрьмы после войны).

А что англичане? Потеря линкора в главной гавани, конечно, стала позором. Лишился поста комендант Оркнейских островов, на время флот вообще перестал базироваться в Скапа-Флоу, уйдя на другие стоянки. Вместо затопленных судов построили подводные каменные «барьеры Черчилля», и гавань вновь стала неприступной. Рейд Прина, при всей его потрясающей эффектности, остался одиноким успехом — никто из лучших немецких подводников так и не сумел повторить его.


Эмблема с изображением быка появилась на рубке U-47 после рейда на Скапа-Флоу. Фото: wikipedia.org

А сам «ас номер один» подводного флота Гюнтер Прин, получивший после своего похода прозвище «Бык Скапа-Флоу», вернулся к тому, чем занимался до этого — продолжил топить торговые суда, подвозившие снаряжение в Великобританию. К началу 1941 года он имел уже баснословный боевой счет в 245 тысяч тонн потопленного тоннажа. Но «счастливые времена», когда немецкие подводники топили суда почти безнаказанно, уже кончались. Моряки антигитленровской коалиции учились противостоять асам кригсмарине, и те начали гибнуть.

Такая участь не минула и Прина. Однажды, в марте 1941 года, лодка U-47 просто не вернулась на базу. Что конкретно с ней произошло, как погиб экипаж и его командир, никто так и не узнал. Есть версия, что лодку обнаружил и утопил эсминец «Волверин», но она не подтверждена на 100% — что, впрочем, маловажно. Гибель первого кавалера Рыцарского креста почти неоспорима, другой судьбы у не вернувшихся на базу подводников и быть не могло.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Самоубийственный рейд стал одним из самых больших успехов подводников Рейха.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика