"Минские кухни". Архитектор дома у Троицкого: "Большинству мое здание нравится, но несколько человек влезли в интернет и пишут там". 21.by

"Минские кухни". Архитектор дома у Троицкого: "Большинству мое здание нравится, но несколько человек влезли в интернет и пишут там"

22.11.2014 17:40 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Все предыдущие герои "Минских кухонь" называли дом "У Троицкого" одним из самых некрасивых зданий столицы. Мы посчитали справедливым дать слово архитектору этого сооружения и отправились в мастерскую к Олегу Ладкину. Собеседник рассказал, каким этот дом был по первоначальному проекту, почему он вписывается в композицию города, а также поразмышлял о противниках своего здания.




"Вместо чердака в доме на Сторожевской я сделал 6 мастерских для архитекторов"

Наш герой родился на Алтае, учился в Новосибирске, а после университета работал архитектором в Ташкенте и Алма-Ате. В 1971 году он с женой перебрался в столицу БССР, которая тогда нуждалась в таких специалистах. Здесь он работал в Минскпроекте, а в 1989-м открыл свою творческую мастерскую на мансарде известного дома на Сторожевской, который он же и проектировал.

- А вообще, здесь всего 6 мастерских архитекторов. Это была наша общая идея с Крамаренко и Виноградовым – создать вместо теплого чердака мансардный этаж с мастерскими.


Собеседник говорит, что интерьер мастерской не сильно изменился с 1989 года

Рабочее помещение Олега Ладкина представляет собой двухуровневую квартиру с комнатами и подобием кухни.

- Здесь у меня микроволновка, в которой я разогреваю то, что приношу из дома, а ем в большой комнате. Обычно это какая-нибудь каша или запеченная картошка.


Плиты в рабочей кухне нет, только микроволновка


"Цены на продукты в Минске обгоняют рост зарплат даже обеспеченных людей"

Архитектор говорит, что он абсолютно не привередлив в еде, поэтому в рестораны практически не ходит. К тому же, по словам собеседника, после посещений минского общепита у него появляется изжога.

- А вот, например, в Финляндии у меня изжоги после ресторанов не было. Там совершенно другой уровень, и никто не позволит себе, например, использовать масло для жарки по несколько раз. Но я не могу судить обо всех ресторанах, ведь бываю в них крайне редко.

Намного чаще он ходит в магазин за продуктами. Обычно это, по его словам, "Корона" в ТЦ "Замок" и "Евроопт" у дома.

- Да, в "Евроопте" часто бывают очереди, но я хожу в такое время, когда их уже нет. Ассортимент меня абсолютно устраивает, и закупаюсь я там тысяч на 300. А вот в "Рублевский" я не хожу: там и дороже, и меньше товаров.




Но цены на продукты не радуют нашего героя не только в "Рублевском". Он рассказывает, что в 1989 году на небольшую зарплату главного архитектора проектов в 250 рублей он мог позволить себе больше, чем на свой нынешний заработок директора творческой мастерской.

- Отдельные фрукты сейчас стоят уже 100 тысяч, а чищенные грецкие орехи вообще стали по 200 тысяч за килограмм продавать. Цены обгоняют рост зарплат даже вполне обеспеченных людей.

"Нельзя так быстро менять людей, как это делают в минском Комитете архитектуры"

Олегу Александровичу абсолютно хватает того, что продается в минских магазинах. Не хватает ему некоторых качеств у жителей столицы.

- Уступать место в транспорте – это вообще проблема. Как маменькины сыночки садились в детстве, а мама стояла с авоськами, так и сегодня они, уже взрослые, садятся на эти места и никому не уступают.

Определенные минусы видит наш герой и в работе городских чиновников.

- В Минске не хватает правового государства и правового поведения чиновников. Не хватает им доброжелательности в приеме граждан, ведь даже мне – почтенному по возрасту человеку – иногда и заговорить с ними трудно.

Есть, по наблюдениям собеседника, в столице и очень достойные примеры чиновников, которых, правда, не оценили.

- Нельзя так быстро менять людей, как у нас это делают в Комитете архитектуры Мингорисполкома. Нельзя как перчатки менять специалистов на должностях, которые требуют огромного опыта. У нас были асы – тот же бывший главный архитектор города Чадович, который был талантливейшим человеком, но его не оценили.


Из окна мастерской Олега Ладкина открывается не самый лучший архитектурный вид

Собеседник приводит пример и более высокого по рангу неоцененного чиновника.

- А министра строительства Ничкасова зачем-то отправили послом в Казахстан. Да это же интеллигентнейший, деликатнейший человек высокой квалификации и большого вкуса. Его надо было беречь.

Но даже без Чадовича и Ничкасова современная минская архитектура, по убеждению собеседника, вовсе не плоха. Неплохи на данном этапе, говорит он, даже такие массовые панельные застройки как, например, в Каменной Горке.

- Правда, стены в этих домах делают из пенополистирола, которые через некоторое время нас не удовлетворят даже по шумоизоляции. Мы все-таки будем немножко богаче и, возможно, будем сносить эти дома, как Москва сносила хрущевки. А сегодня я молчу, ведь это надо для расселения людей.

"Дом на Сторожевской был, как обрезанный кусок колбасы, и требовал продолжения"

Многих минчан волнуют не столько жилые панельки, сколько многоквартирный дом у Троицкого предместья, именуемый в народе "Домом Чижа". Как оказалось, компания "Трайпл" вообще не имела отношения к этому объекту на первоначальном этапе.

- В 2005 или 2006 году ко мне обратился один из владельцев магазина "Панорама" и предложил спроектировать дом. Он с партнерами посчитал правильным, чтобы новое здание проектировал тот же человек, что и дом на Сторожевской.


Один из проектов дома на Сторожевской Олега Ладкина из середины 80-х имеет элемент, отдаленно напоминающий нынешний дом "У Троицкого"

Олег Александрович говорит, что сразу же согласился на предложение, ведь "дом на Сторожевской был, как обрезанный кусок колбасы, и требовал продолжения".

- Правильным было и решение строить здесь именно жилое здание, а не гостиницу, потому что так у домов на Сторожевской и Богдановича появлялся общий двор. Это начинало походить на маленький жилой квартал.

Наш герой достаточно быстро спроектировал жилой дом, отличавшийся от того, который сейчас стоит на Немиге. По первоначальному проекту он состоял из двух частей, а улица Заборского проходила не под высокой частью здания, как сейчас.


Дом "У Троицкого" образца 2006 года

- Мы прошли все экспертизы, и можно было начинать строить. Но грянул кризис, и заказчики поняли, что не потянут по деньгам такой проект. Изначально они не очень посчитали, во сколько это может обойтись.

"Если бы Чиж меня услышал, то дом у Троицкого был бы не таким, как сейчас"

В итоге, по словам собеседника, участок под строительство был передан "Трайплу". Правда, говорит Олег Александрович, по каким-то причинам Юрий Чиж не купил у бывших заказчиков готовый и согласованный проект, а решил делать все заново.

- И я со своей группой сделал за 3 месяца новый проект, который опосредованно согласовывался и с Чижом. У него тогда было столько спортивных объектов к чемпионату, что ему было не до того, чтобы работать со мной лично.

Наш герой говорит, что общался с Юрием Чижом буквально пару раз и его реакции на "У Троицкого" не слышал. Но Олег Александрович думает, что если бы крупный бизнесмен выслушал его лично, то дом был бы, например, другого цвета.

- Проект согласовывали очень второстепенные люди, и применили керамогранит не белого, как на проекте, а бежевого цвета. А дом ведь продолжает белое здание на Сторожевской… Но мне сказали: "Ты маленький человек, не лезь сюда".


По проекту дом должен был состоять и из белых элементов


На деле здание оказалось бежевым и контрастирующим с соседним домом

К тому же архитектор не очень понимает, почему сейчас подсветка его дома направлена не на стены, как в проекте, а в землю. Он советует тем, кто настраивал лампы, хотя бы почитать инструкцию. Но эта подсветка, говорит Ладкин, далеко не главное световое решение дома у Троицкого.

- Совсем по-другому дом будет смотреться, когда в нем загорятся все окна квартир. У этого здания все впереди, ведь квартиры купили богатые люди, которые делают ремонт и не спешат туда заселяться.

"Большинству мой дом нравится, но несколько человек залезли в интернет и пишут там"

Вряд ли красота огней в квартирах повлияет на мнение людей, которые говорят, что дом придавил собой Троицкое предместье.

- Все мои знакомые, а также знакомые моих друзей-архитекторов, наоборот, говорят, что этот дом стоит на своем месте и прекрасно вписывается в композицию. Даже бывший главный архитектор Минска Петров как-то сказал, что этот дом, наоборот, деликатно подошел к предместью такими же объемами и высотой. Он также отметил, что раньше Троицкое было изолировано, а сейчас оно включено в пространственную композицию города.




Архитектор считает, что все разговоры вокруг его дома спровоцированы активным меньшинством.

- Просто все люди, которым этот дом нравится, живут и живут, и не лезут в этот интернет, куда залезли несколько человек и пишут там. Думаю, в этом замешан и национальный вопрос. У нас есть максимум 11% людей, которые считают себя нацией, а остальных быдлом. И они не принимают все, что делается для города. Им чем хуже – тем лучше.

Олег Ладкин говорит, что его несколько раз приглашали на круглый стол люди "пропольского склада с другим взглядом на архитектуру". Он каждый раз соглашался, но эти мероприятия, отмечает собеседник, так и не состоялись.

- А еще мне говорили, что беседки на доме это перестроечный элемент. Да, в 80-е похожими вещами украшали здания, но в этом доме беседки – не украшение, а эксплуатируемый объект. И за эти беседки драка была при распределении квартир. Даже на 2 части их делили. Выходит, что дураки их расхватали?







Также архитектор не понимает тех жильцов соседнего дома по Богдановича, которые протестовали против строительства.

- Раньше у них во дворе все замусорено было, проломанный асфальт лежал, а теперь там находится прекрасная спортивная площадка и благоустроенный дворик.

Да, но раньше они видели из окон Свислочь, а сейчас – окна дома у Троицкого.

- Знаете, они видели большую захламленную территорию и хозяйственные постройки, пришедшие в негодность. И сюда бы в любом случае пришла какая-то стройка. Но, например, гостиница бы им ничего не дала, а этот дом дал им и прекрасный двор, и в 1,3 раза повысил стоимость их жилья на вторичном рынке.


Архитектор по-своему видит весь район у Свислочи. Он говорит, что тут не хватает высотки со шпилем, которая изображена на его наброске


"Дворец Независимости создан под ту идею, которую смог осмыслить Лукашенко"

Кроме дома "У Троицкого" Олег Ладкин создал около 200 объектов по всей Беларуси, включая знаменитую библиотеку в Чижовке, построенную в 1982 году рядом с кинотеатром "Дружба". Были у него и альтернативные проекты уже воздвигнутых зданий.

- У меня был эпохальный и нестереотипный проект Дворца Республики, который представлял собой летающую тарелку на опорах. Это было очень высоко оценено, но при принятии решения подумали, что в моем проекте нет колосниковой коробки. Она же там была, но они этого не поняли, а догнать я же их не могу.


Один из черновых эскизов Дворца Республики

Современный Дворец Республики наш герой считает добротным, шикарным и лучшим в своем роде, но аналогичным другим. Он поясняет, что оно представляет собой развитие стереотипа, а не что-то оригинальное. Не отличается оригинальностью, по мнению собеседника, и недавно построенный Дворец Независимости.

- Это здание также стереотипное. Оно ни в чем не сделало никакого открытия, и было создано чисто под идею, которую смог осмыслить наш президент. Я не знаю, китайцы его сделали или нет, но оно не оригинальное ни в чем. Да, сделано оно очень богато, технологично, но это не наш стиль. Я даже больше соглашусь с библиотекой, чем с этим.

"Гостиница у цирка - наша общая ошибка. Мы мало звонили в колокола"

Библиотека, по словам архитектора, - красивое, но не доведенное здание.

- Если бы оно было в зеркальном исполнении, мы бы не видели все внутренности – кишки этого объекта. А вообще, поскольку она включена в 100 хоть и не лучших, но оригинальных сооружений мирового уровня, – это тоже что-то значит.


Набросок реконструкции гостиницы "Беларусь" от Олега Ладкина

А вот по поводу гостиницы у цирка архитектор более категоричен. Говорит, что не принимает ее на этом месте.

- Понимаете, есть такие места, где ничего не надо. На отрезке от Площади Победы до цирка все было настолько складно, что нужно было проходить не дыша. Это было шикарно, ведь редкий город имеет такие места, куда нельзя внедряться. Новая гостиница чужда нашему городу, и то, что она появится на этом месте – наша общая ошибка. Наверное, мы все мало звонили в колокола.

Зато Олег Ладкин с большой надеждой смотрит на молодых архитекторов. Говорит, что видит в них огромный потенциал и очень надеется, что их проекты будут реализованы в жизнь, ведь это лицо его родного города.

- С первого дня, как я тут оказался, Минск мне стал родным. И я остаюсь патриотом этого города.



4 минских вопроса Олегу Ладкину

- Какое здание или сооружение вы бы снесли в Минске в первую очередь?

- Когда-то я думал снести Белпромпроект, но теперь я все делаю в пользу созидания. Ведь если нам что-то и не нравится, то все можно декорировать или реставрировать.

- Кому бы вы поставили в Минске памятник?

- Памятник, это вопрос сложный. Я бы, скорее, обратил внимание на то, что очень много улиц мы назвали в честь великих россиян, а своих как-то забыли.

- Кого вы считаете самым значимым минчанином?

- Всех коммунистических руководителей Минска со времен моего приезда. Они назначали всех людей на должности очень обоснованно, а не так, как сейчас берут на работу своих детей и племянников.

- Куда вы ведете в Минске иностранных гостей в первую очередь?

- На проспект Независимости. Но мои родственники из России восхищаются всем в Минске. И это справедливо.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Все предыдущие герои "Минских кухонь" называли дом "У Троицкого" одним из самых некрасивых зданий столицы. Мы посчитали справедливым дать слово архитектору этого...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика