Из-за острова на стрежень
Из-за острова на стрежень
Иван КАХНОВИЧ Рафтинг, рафтинг… Все словно помешались на этом увлечении. Кто ни приедет с берегов Антальи, будто сговорившись, начинает рассказывать, как преодолевал горную реку на байдарке. Но ведь все удовольствия от водной прогулки, и даже большие, можно получить и в Беларуси. А шашлычок, уха, песни под гитару, а по-го-во-рить?С Турцией все понятно: организму, измученному местным «нарзаном», ярким солнцем и лежанием на пляже, ночными дискотеками с непременным танцем живота, конечно же, требуется встряска, смена обстановки и пополнение запаса адреналина! И водная прогулка по незнакомой и непривычной местности, естественно, обогатит впечатления туриста. Особенно, если неуклюжий «чайник» где-то на очередном пороге вылетит из своего «челна» и, кувыркаясь, как Шурик в «Кавказской пленнице», поплывет в спасательном жилете от камня к камню, от берега к берегу, пока орущее и матерящееся «тело» не вынесет на мелководье. Такие случаи также были. А если «берег турецкий», действительно, не нужен? Плот – это по-нашему! Сооружения из бревен для сплава по реке, то есть плоты, в наших краях умели строить всегда. Так что плотогоны – это исконно белорусская профессия. Благо рек хватает: хоть к Черному морю отправляйся, хоть – к Балтийскому. Плавают люди и сегодня. Правда, плоты нынче не такие, как прежде. «И если вы думаете, что это связанные вместе в один или несколько рядов бревна, бочки для сплава по реке или перевозки грузов, – говорит мне Василий Свирин, большой любитель водных путешествий, – то глубоко ошибаетесь». А я и не возражаю. Тем более, что представленные Василием Тимофеевичем фотосвидетельства со всей очевидностью доказывают мою дремучесть и несостоятельность познаний о данной сфере человеческой деятельности. Плот, хотя и не изменил своему предназначению перевозить людей и грузы по воде, нынче совсем другой. В духе времени: из современных материалов, легкий, приятный глазу и в меру комфортный. Такими плавсредствами нынче оснащены современные морские суда. А в силу того, что Беларусь всегда имела выход к морю, то и спасательные плоты у наших туристов совсем не редкость. – Вообще-то они одноразового пользования, – уточняет мой собеседник. – Но мы используем их по пять-шесть лет. Конечно, мы смотрим за плотами, если нужно, ремонтируем по мере необходимости, приобретаем новые. Как? Через рекламные объявления в газетах. Везут плоты в Беларусь, как правило, из Мурманска или Калининграда. Правда, если раньше предложений о продаже этого товара хватало, то в нынешнем году – ни одного. Главное преимущество походов на плотах то, что от участников здесь не требуется хорошая физическая и специальная подготовка. Это просто идеальный вид семейного отдыха. – А как вы выбираете маршруты для своих походов? – На первых порах, когда начинали, выбирая реки, обязательно «привязывались» к железной дороге. Ведь в поход идет много народу, снаряжение громоздкое. Теперь начальную и конечную точки маршрута выбрать проще. Сервис в стране развивается. Заказываем автобус. Конечно, стараемся выбрать красивые и интересные места, чтобы по дороге увидеть исторические памятники. Например, в нынешнем году начинали поход в Гольшанах, осмотрели сначала местный замок. Кстати, не так уж велик, как кажется, и выбор рек в Беларуси. Во-первых, их список сократил Чернобыль. Вот и остаются, в основном, Вилия, Неман, Березина, Щара. Хотя и говорят, что нельзя дважды войти в одну реку, но приходилось по два-три раза проходить по одному маршруту. – Что самое сложное в таком водном походе? – Теперь стало легче. Люди перед походом уже знают, что и как делать. Скажем, плоты подходят к берегу – все их разгружают, ставят лагерь. А раньше – стояли и смотрели. Конечно, много организационных проблем. Сегодня довольно много желающих путешествовать. Например, в этом году было более ста человек. А у нас четыре плота. Приходится делать четыре смены по пять дней. В принципе, людям удобно. Кто-то плывет одну смену, кто-то все двадцать дней. Нужно только все просчитать и состыковать. Все время есть опасность, что разминемся во время пересменки на маршруте. Выбор места стоянки – тоже искусство. Плоты идут медленно. Вроде пора ставить лагерь, а берег не нравится. Пока нашли подходящую точку, стемнело. В этом году «попались» на Гольшанке. Она так заросла, что приходилось топорами прорубать путь. Трудно, когда встречный ветер, дождь. Досталось нам однажды на Западной Двине в такой ситуации. У плотов большая парусность, трудно. На Немане однажды заплутали в старицах… Плотоводец Да уж, опытному туристу всегда есть что вспомнить. Тем более что Василий Свирин начинал почти тридцать лет назад с горного туризма. Причем дошел до маршрутов самых высоких категорий. Ходил в водные походы на байдарках, теперь плоты «водит». Уже больше десятка лет. Начинать было трудно. Потом он пришел к «Оптималистам». Точнее – в Белорусское общественное объединение «Трезвенность-оптималист» имени Геннадия Шичко. Его руководителя Валентина Толкачева Свирин знал раньше. А после этого энтузиастов прибавилось. И, между прочим, походы на плотах стали «трезвыми». Что Василий Тимофеевич только приветствует. Ведь все остальное – песни и беседы у костра, задушевные разговоры, спортивные состязания – в программе походов осталось. И хотя путешествуют со Свириным теперь не только «оптималисты», о выпивке и речи нет. Тем более что всегда рядом со взрослыми немало детей. Для детворы водный поход, сами понимаете, – приключение сродни Гарри Поттеру. Впрочем, что рассказывать? Сами сходите и убедитесь! А Василий Свирин и «оптималисты» дадут вам возможность почувствовать себя «плотоводцами». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рафтинг, рафтинг… Все словно помешались на этом увлечении. Кто ни приедет с берегов Антальи, будто сговорившись, начинает рассказывать, как преодолев |
|