Накануне
Накануне
Дата президентских выборов — вынужденный результат политической “арифметики” За кратким рабочим визитом 15 декабря главы белорусского государства в Сочи для встречи с российским коллегой утром 16 декабря последовало внеплановое заседание Палаты представителей, на котором депутаты назначили дату президентских выборов на три месяца раньше крайнего срока. Павлюк БЫКОВСКИЙ, политический обозреватель “БР” Конечно, правы были римляне, предупреждавшие: post hoc, nоn est propter hoc (после этого — не значит из-за этого), но связь между сочинской встречей А. Лукашенко с В. Путиным и сроком назначения в Беларуси президентских выборов косвенно подтвердил и сам белорусский лидер. Перед тем как начались трехчасовые переговоры в формате один на один, А. Лукашенко успел сказать В. Путину в присутствии телекамер: “Вопросы есть, кое-что хотелось бы обсудить с глазу на глаз. Вы знаете, мы накануне президентских выборов. Вы знаете, что происходит вокруг нашей страны. Я хотел бы вас о многом проинформировать. А вы мне обещали кое о чем рассказать”. При подведении итогов переговоров предвыборная тематика не акцентировалась. Если бы слухи о возможном назначении президентских выборов не нашли своего подтверждения, то, возможно, этот аспект переговоров остался бы без внимания. Однако все, что заявлено в качестве официальных тем переговоров, не нашло своего решения или отложено во времени. Поэтому, представляется, что все это было поводом или фоном для решения какого-то более значимого вопроса. Впрочем, и некоторые “фоновые” вопросы важны. Сообщается, что В. Путин “проинформировал Александра Лукашенко о ситуации с назначением посла Российской Федерации в Беларуси”. Правда, фамилия посла в итоговых реляциях названа не была, так же как и дата, когда он, собственно, будет назначен и приступит к своим обязанностям. Маловероятно, что длящаяся уже полгода ситуация с пониженным уровнем дипломатического присутствия России в Беларуси завершится до Нового года, но к мартовским президентским выборам посол все-таки должен быть. Взаимоотношения наших двух стран реализуются в большей степени на уровне администраций президентов, а не внешнеполитических ведомств, однако даже при таком раскладе посол в стране пребывания в период президентских выборов является слишком значимой фигурой, чтобы от нее можно было отказаться. Правда, если белорусские выборы пройдут при пониженном уровне дипломатического присутствия России, в этом тоже можно найти свои резоны. В этом случае Москва будет иметь формальную возможность говорить коллегам по “большой восьмерке” (где россияне будут председательствовать), что не располагает достоверными сведениями о деталях политической ситуации в Беларуси. Тонкости дипломатического этикета при этом будут мешать говорить о “недостоверных деталях”. Параноидальное мышление услужливо подсказывает, что такой деталью может оказаться некий излишне грубый прием белорусского правящего режима по отношению к своим политическим оппонентам, но хочется надеяться, что реальность окажется проще и гуманнее. Однако вернемся к главному вопросу. Следует отметить, что приглашение В. Путина встретиться в Сочи последовало за телефонным разговором, инициатором которого была белорусская сторона. Соответственно, можно предположить, что наибольшую заинтересованность в сочинской встрече имел А. Лукашенко. Абсолютно нормально, когда лидеры государств-союзников советуются между собой перед принятием важных политических решений. Поэтому будет неправильным утверждение, что белорусский лидер поехал в Сочи получить некую “отмашку”, “ярлык на княжение”. На постсоветском пространстве Россия не является некой современной Золотой Ордой, да и В. Путин никакой не великий хан, а А. Лукашенко — не данник. Влияние России на белорусскую внутреннюю политику, вероятно, преувеличено, но и сбрасывать его со счетов тоже не стоит. Соответственно, есть основания полагать, что в Сочи А. Лукашенко стремился получить поддержку или, по крайней мере, заверение в благожелательном нейтралитете в отношении своих планов. Не приходится сомневаться, что искомое было получено. Но ценой каких уступок? Поскольку именно белорусская сторона являлась инициатором обсуждения вопроса, то она была “просителем”, а значит, должна была пойти на определенные уступки. Ценой вопроса может быть белорусская экономическая поддержка российского анклава в Калининграде, уступка “Газпрому” белорусской газотранспортной системы (против чего А. Лукашенко выступал все эти годы) и даже согласие на создание Союзного государства по российскому варианту. Обращение белорусского лидера к российскому коллеге (“А вы мне обещали кое о чем рассказать”) может означать, кроме прочего, намерение обсудить варианты развития ситуации в свете решения Кремлем собственной “проблемы 2008 г.”, когда В. Путин должен будет либо уступить президентский пост преемнику, либо найти вариант сохранения своей власти. Однако нет достоверных сведений о том, что состоялось обсуждение этого вопроса. Между тем, как сообщили официальные белорусские и российские СМИ, на встрече было принято решение о проведении Высшего госсовета во второй половине января 2006 г. в Санкт-Петербурге. В соответствии с графиком теперь уже объявленных белорусских выборов, после 20-х чисел января будут очевидны кандидаты в президенты, сумевшие набрать необходимое количество подписей. Вероятно, к этому времени также уже пройдет или будет назначено Всебелорусское собрание, на котором действующему президенту и его курсу будет оказана народом всемерная поддержка. Этот фон А. Лукашенко может весьма удачно использовать на переговорах с В. Путиным во время Высшего госсовета. (Окончание на 5-й странице.) (Окончание. Начало на 4-й странице.) А вопросы, которые там планируется обсуждать, будут весьма чувствительными для белорусского президента. Как сообщало БЕЛТА, помимо проекта Конституционного акта, к которому, судя по всему, у белорусской стороны остаются серьезные претензии, заявлено, что снова, как это ни парадоксально, будет обсуждаться “вопрос подготовки к введению российского рубля в качестве единого платежного средства на территории Беларуси”. Подчеркнем — российского рубля, а не некой единой валюты Союзного государства. Исходя из этого становится понятным и неожиданный ранний срок выборов. А. Лукашенко, вероятно, хочет получить мандат своего народа на пять лет еще до того, как вопросы принятия Конституционного акта и введения российского рубля перейдут в фазу технической подготовки соответствующего референдума. Такое событие, очевидно, всколыхнет политическую волну и в России, и в Беларуси, и на этом фоне проводить выборы в своей стране может оказаться весьма опасно. Впрочем, что бы ни случилось в Сочи за закрытыми дверями, будущие президентские выборы будут все-таки исключительно белорусским проектом. Тенденции последнего времени (планомерное ослабление сети распространения альтернативной информации, увеличение прессинга структур гражданского общества, срочное введение политических статей в Уголовный кодекс) свидетельствуют, что власть активно готовилась к предстоящему испытанию. Слухи о перенесении президентских выборов с июля на март появились на фоне внезапного усиления антиреволюционной терапии. Досрочные выборы обычно выгодны властям (они по сравнению с оппозицией получают фору при подготовке к кампании), но устойчивые авторитарные режимы их не используют. Здесь выборы существуют лишь для легитимизации правления, а не для реальной схватки за власть. А. Лукашенко сейчас имеет достаточную популярность для гарантированной победы на выборах. Однако его добровольный отказ от завоеванных в 2001 г. трех месяцев правления дает оппозиции основание говорить о некой неуверенности правящего режима. В чем причина возможной неуверенности белорусских властей, судить трудно, это не лежит на поверхности. Возможно, власти обладают информацией об угрозе кризисов (бойкот белорусских нефтепродуктов в Европе, банкротство неких крупных промышленных предприятий) или переоценивают потенциал оппозиции. При почти полном отсутствии достоверной информации на этот счет из Администрации президента судить об этом сложно, но, как утверждал Конфуций, каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Впрочем, не исключено, что власти элементарно решили перестраховаться и назначили сроки кампании, до предела неудобные для своих оппонентов. Теперь оппозиция должна провести необходимую формальную работу с большим количеством людей в тот период, когда население занято предновогодними хлопотами и собственно празднованием Нового года и Рождества. Лишь те, кто в этот период пройдут сито организации инициативных групп и сбора 100 тысяч подписей, получат возможность приступить в итоге к агитации за своего кандидата. Само голосование пройдет накануне украинских парламентских выборов, к которым будет приковано внимание основных акторов международной политики (эти выборы во многом определяют судьбу страны). Что касается потенциально возможных экономических санкций ЕС, то, даже если о них размышлять всерьез, в такие сроки Брюссель просто не успеет принять решение. Таким образом, можно отметить предусмотрительность белорусских властей и выбор ими действительно логичной линии поведения, обещающей победу. Вместе с тем политические технологии и административный ресурс не являются панацеей. И если страну действительно ждет серьезный кризис, политтехнологи не помогут. А поэтому в подаренной на Новый год избирательной кампании будем готовы к любым сюрпризам, в том числе и к тем, которые создает сам правящий режим, пытающийся исключить нежелательное развитие событий. Справка “БР” Кто может быть избран президентом Согласно ст. 80 Конституции, президентом Беларуси может быть избран ее гражданин по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Для регистрации гражданина кандидатом в президенты в его поддержку необходимо собрать 100 тыс. подписей граждан Беларуси, оформленных в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Основания для отказа в регистрации Основанием для отказа в регистрации может служить несоответствие кандидата требованиям, изложенным в статье 80 Конституции, а также нарушения избирательного законодательства при сборе подписей либо оформлении документов, необходимых для выдвижения кандидатом. Согласно Избирательному кодексу, проверке подвергается не менее 20% собранных инициативной группой подписей. В случае если 15% из числа проверенных подписей признаются недостоверными, все собранные инициативной группой подписи считаются недействительными. Недостоверными считаются: фиктивные подписи; подписи избирателей, оформленные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом; подписи лиц, которые не обладают избирательным правом; подписи избирателей, которые указали в подписном листе данные, не соответствующие действительности; подписи, собранные до установленного срока выдвижения кандидатов; подписи, при оформлении которых указаны не все предусмотренные Избирательным кодексом данные об избирателе (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, дата рождения, место жительства, подпись); оказавшиеся в одном подписном листе подписи избирателей, которые проживают не в одном населенном пункте, а в городах с районным делением — не в одном районе; подписи избирателей, если данные о них внесены в подписной лист не собственноручно или карандашом; все подписи, собранные не членами инициативной группы; подписные листы, не подписанные членом инициативной группы или подписанные членом инициативной группы, который не собирал эти подписи; подписи, не заверенные печатью исполнительного и распорядительного органа, на территории которого они собирались. Основанием для отказа в регистрации может также служить предоставление кандидатом недостоверной информации о себе, в том числе биографической или касающейся доходов и имущества. Календарный план >Содержание мероприятий >Срок исполнения >Выдвижение представителей в состав областных, Минской городской, районных, городских (в городах областного подчинения), районных в городах избирательных комиссий. Представление в органы, образующие комиссии, протоколов собраний (конференций), заседаний или заявлений граждан о выдвижении представителей в состав комиссий (не позднее чем за три дня до установленного Избирательным кодексом срока образования комиссии - п. 2.2 плана) >не позднее 25 декабря 2005 г. включительно >Образование территориальных комиссий (не позднее чем за 80 дней до выборов) >не позднее 28 декабря 2005 г. включительно >Образование участков для голосования (не позднее чем за 2 месяца до выборов) >не позднее 17 января 2006 г. включительно >Выдвижение представителей в состав участковых комиссий. Представление в органы, образующие комиссии, протоколов собраний (конференций), заседаний или заявлений граждан о выдвижении представителей в состав комиссий (не позднее чем за три дня до установленного Избирательным кодексом срока образования комиссии - п. 2.8 плана) >не позднее 29 января 2006 г. включительно >Образование участковых комиссий (не позднее чем за 45 дней до выборов) >не позднее 1 февраля 2006 г. включительно >Подача в Центральную комиссию списка членов инициативной группы избирателей по выдвижению кандидата в президенты (далее — инициативная группа) вместе с заявлением о регистрации группы (не позднее чем за 85 дней до выборов) >не позднее 23 декабря 2005 г. включительно >Регистрация инициативных групп и выдача членам инициативных групп соответствующих удостоверений и подписных листов >в пятидневный срок после подачи заявления о регистрации >Выдвижение кандидатов в президенты Республики Беларусь (начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов) >с 29 декабря 2005 г. по 27 января 2006 г. включительно >Сдача подписных листов в районные, городские, районные в городах комиссии (не позднее чем за 50 дней до выборов) >не позднее 27 января 2006 г. включительно >Представление в Центральную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата в президенты Республики Беларусь >с 28 января по 11 февраля 2006 г. включительно >Регистрация кандидатов в президенты Республики Беларусь (начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов) >с 12 по 21 февраля 2006 г. включительно >Предвыборная агитация (со дня регистрации кандидата до дня, предшествующего дате выборов) >возможно с 12 февраля по 18 марта 2006 г. включительно >Досрочное голосование (в течение пяти дней до даты выборов) >с 14 по 18 марта 2006 г. включительно >День выборов президента (I тур выборов) >19 марта 2006 г. установление Центральной комиссией итогов выборов (I тура выборов) президента (не позднее чем через 10 суток после даты выборов) >В случае если ни один из кандидатов в первом туре не набрал более 50% голосов избирателей, то — II тур выборов (не позднее чем через две недели после даты I тура выборов) >Возможно, 2 апреля 2006 г. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За кратким рабочим визитом 15 декабря главы белорусского государства в Сочи для встречи с российским коллегой утром 16 декабря последовало внеплановое
|
|