Социальный антропоморфизм
Социальный антропоморфизм
Кем беременна Беларусь? И даже пень в воскресный день березкой снова стать мечтает... Песня из кинофильма “Весна” Кoнcтантин CКУPАТOВИЧ Тянет вспоминать классиков. Что-то типа такого: революция, о необходимости которой говорили большевики, свершилась. Или: Россия была беременна революцией. Или: вчера было рано, завтра будет поздно, сегодня — в самый раз. В общем, решение о сроках президентских выборов принято, и срок этот, как утверждают, самый оптимальный для того, чтобы обеспечить важной политической процедуре необходимую для демократического общества стабильность и неукоснительное следование установившимся за последние годы традициям. Как всегда, значительная часть публики экзальтирована, как обычно, не скрывают своих чувств дамы, которым по всему надлежит вести себя более сдержанно. Одна из них, депутат ПП НС Валентина Качан, приветствовала решение о сроках президентских выборов процитированной нами стихотворной строкой, написанной Михаилом Вольпиным, “омузыченной” Исааком Дунаевским и впервые исполненной блистательной Любовью Орловой. От себя г-жа депутат добавила, что именно весной аисты приносят детей, и, если желать порядка в доме, то именно весной надо дела делать. С этим мнением можно соглашаться, можно его оспаривать, мы же отметим, что оно являет собой типичный пример проявления антропоморфизма, приписывающего вещам и животным человеческие качества. В нашем случае неодушевленному предмету — желание возвратиться во времена молодости. А о том, что не аисты приносят детей, а папа с мамой, и каким образом, сегодня знают даже дошкольники. К тому же весна традиционно (это хорошо продемонстрировали советские кинофильмы с их поэтизацией ледоколов и ледоломов) ассоциируется с революционными изменениями. У нас, насколько можно судить по сообщениям в газетах и аналитических телепрограммах, взят курс на сохранение преемственности. И если вслед за классиком задаться вопросом, кем беременна Беларусь, ответ может быть единственным — стабильностью. Поэтому для анализа ситуации (хотя в памяти следует держать все остальные) целесообразно применять тот далеко не всеобщий закон диалектики, согласно которому утверждение нового осуществляется за счет такого отрицания старого, в ходе которого из этого старого “снимаются” лучшие качества и переносятся на новую ступень. То есть брошенное в землю зерно должно умереть, но, возродившись, оно даст полноценный колос, а все посеянные зерна — урожай, из которого испекут хлеба, изготовят комбинированные корма для коров-рекордисток и племенных производителей, чем будет обеспечена сытая жизнь народу и продовольственная безопасность его стране. Это всем известно. Однако почему этот прекрасный закон функционирования и развития имеет далеко не всеобщий характер? Если встать на позиции теории эволюции, то окажется, что, во-первых, естественное снятие лучших качеств, присущих низшим ступеням, и перенос их на высшие требует очень длительного времени. Ожидать их — никакой жизни не хватит. Во-вторых, развитие множества субъектов эволюции отклонилось от генеральной, скажем так, линии и пошло по боковым, завершившись тупиками. Они, например змеи, достигли совершенства, но в простоте, в определенной нише. Где, правда, им нет равных. А единственное универсальное существо, в котором природа осознает самое себя, — человек, к сожалению, тоже не совершенен. Ну, например, преследуя свои сиюминутные цели, он часто на месте березовых рощ оставляет унылые пни, прерывая тем самым возможность их дальнейшего развития в направлении Универсума. Есть такие эгоисты и в политике, норовящие, подобно сорной траве или повышенной кислотности почвы, задушить брошенный заботливым хлеборобом злак. А это антагонистическое противоречие, носителей которого надо уничтожать, посыпая дустом и другими химикатами, или же безжалостным и планомерным известкованием почвы, памятуя о том, что иначе культурное, соответствующее нашим природно-климатическим условиям растение не вырастишь. А тем более ребенка — синеглазую, в бантиках, с пионерским галстуком на нежной шейке трогательную девчушку, которая поэтически ассоциируется с образом нашей страны и обещает вырасти в сильную и процветающую Беларусь. А это цель достойная, на всю человеческую жизнь. Что называется, до последней березки. Диалектика, знаете ли... Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
И даже пень в воскресный день березкой снова стать мечтает... Песня из кинофильма “Весна”
|
|