ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих организацию бухгалтерского учета, является Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" в редакции, действующей с 1 января 2002 года. Но по мере развития экономических отношений возникает потребность в изменении отдельных его норм. Закон предоставил руководителям организаций право выбирать наиболее приемлемую форму организации бухгалтерского учета: - создание бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером; - введение в штат должности бухгалтера; - передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности; - передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета и отчетности специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем; - ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации, если это предусмотрено уставом предприятия. При передаче ведения бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по бухгалтерскому учету, в Законе необходимо уточнить, кто в этом случае руководит бухгалтерским учетом и подписывает документы обслуживающейся организации (заказчика), также какие должностные лица включаются в Государственный реестр плательщиков. В статье 7 Закона записано, что руководство бухгалтерским учетом при отсутствии в штате должности главного бухгалтера осуществляет главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета, отчетности, или индивидуальный предприниматель. Полагаем, что фамилия этого лица или бухгалтера, который непосредственно осуществляет ведение бухгалтерского учета, должна вноситься в Государственный реестр плательщиков. Решение вопроса о том, кто подписывает документы, надо оставить на усмотрение руководителя бухгалтерской фирмы. Требуют уточнения формулировки Закона о требованиях, предъявляемых к образовательному уровню главных бухгалтеров. В статье 7 Закона записано, что "на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет". Из приведенной формулировки не ясно, что является "специальным" образованием. В практике часто возникают конфликты небольших организаций с налоговыми инспекциями при получении справок, необходимых для открытия расчетных счетов в банках. Налоговые органы требуют, чтобы бухгалтеры, работающие на правах главного в небольших организациях, и руководители частных унитарных предприятий имели высшее бухгалтерское образование. В действующей редакции Закона четко записано, что высшее образование должны иметь только лица, назначенные на должность главного бухгалтера. Однако к другим лицам, которым может быть поручено ведение бухгалтерского учета, таких требований нет. Депутаты, принимая Закон, учли, что в малых предприятиях с небольшим объемом учетной работы нет необходимости и возможностей, чтобы нанимать высококвалифицированного бухгалтера и платить ему соответствующую зарплату. С такой работой вполне могут справиться члены семьи учредителя предприятия или он сам. Значительная часть унитарных предприятий, ООО и ОДО работают по упрощенной системе ведения бухгалтерского учета и налогообложения, что существенно сокращает объем учетных действий и требования к отчетности. Важным вопросом для бухгалтеров является регулирование применения форм первичных учетных документов. В ст.9 Закона предусмотрено, что эти документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Но не указано, вправе и обязаны ли использовать предприятия всех форм собственности и отраслевой направленности формы первичных учетных документов, помещенных в отраслевых альбомах. В постановлении Совмина от 15.10.2001 г. № 1493 "О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь" записано, что Министерство финансов разрабатывает и утверждает типовые унифицированные формы первичной учетной документации, а альбомы унифицированных форм первичной учетной документации и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики утверждают республиканские органы государственного управления. Республиканские органы государственного управления, разрабатывая и утверждая альбом, в своих постановлениях указывают, что они применяются организациями только их отрасли. Предприятиям, не имеющим вышестоящей организации, приходится решать, можно ли пользоваться формами первичной учетной документации, относящимися к другим отраслям, и не попасть при этом под санкции. Эту коллизию необходимо разрешить внеся соответствующие поправки в Закон. Необходимо уточнить и порядок разработки и применения регистров бухгалтерского учета. Установить, кто утверждает и разрабатывает Типовые формы регистров бухгалтерского учета и общие методологические принципы бухгалтерского учета при разработке их форм организациями при отсутствии типовых форм. Согласно ст. 14 Закона организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность: учредителям организации или собственникам ее имущества в соответствии с ее учредительными документами; органам государственного управления, если отчитывающиеся организации в соответствии с законодательством РБ подведомственны им (входят в их состав), или являются организациями государственной формы собственности, или имеют в уставном фонде долю государственной собственности. О представлении годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговые органы в Законе не упоминается. Но именно налоговые инспекторы принимают годовые отчеты организаций. Поэтому необходимо уточнить адресность бухгалтерской отчетности. Существование организаций в немалой степени зависит от оперативности принятия решений, соблюдения коммерческой тайны. Это требует определенности во взаимоотношениях руководителя и главного бухгалтера. Решение об оплате счетов, порядке заключения договоров и приемки выполненных работ руководитель часто принимает самостоятельно, иногда без учета мнения главного бухгалтера, не ставя его в известность об особенностях контрактов, в силу того, что главный бухгалтер, как наемное лицо, может в любой момент уволиться из организации, перейти на работу к конкурентам, владея информацией, являющейся коммерческой тайной. Поэтому в ряде частных фирм бухгалтер не имеет доступа ко всей информации. Несомненно, главный бухгалтер должен обеспечивать контроль за поступлением и перечислением денежных средств. Однако, по нашему мнению, главные бухгалтеры организаций негосударственной формы собственности не должны нести ответственность за законность перечисления денежных средств с расчетного счета или выплат из кассы, если эти действия осуществлены по личному распоряжению руководителя этой организации и по представленным в бухгалтерию правильно оформленным документам. Поэтому для таких случаев целесообразно предусмотреть возможность не подписывать платежные поручения, другие денежные и платежные документы, а также договоры, если это не установлено руководителем этой организации. При этом банки обязаны принимать платежные и другие документы за подписью только руководителя. В то же время бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность организаций, составляемую бухгалтерией, главный бухгалтер обязан подписывать в обязательном порядке. Для организаций государственной формы собственности в Законе нужно предусмотреть, что главные бухгалтеры государственных предприятий являются государственными контролерами на госпредприятиях и несут равную ответственность с руководителями за рациональное и законное использование активов. Однако это потребует внесения в Закон соответствующих изменений. В Законе необходимо определить ответственность главных бухгалтеров за ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета и исчислении налогов. Как в большинстве стран, необходимо избавить организации от санкций за ошибки, допущенные вследствие существующих коллизий в нормативных правовых актах и недостаточно квалифицированных комментариях и ответах, публикуемых в специализированных изданиях государственными служащими. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих организацию бухгалтерского учета, является Закон "О бухгалтерском учете и отчетности"
|
|