Четыре «Я», а вместе экипажЧетыре «Я», а вместе экипаж Помню, как в начале июля 2004-го на одной из пресс-конференций старший тренер национальной сборной Владимир Шантарович упрекнул журналистов в излишнем увлечении футболом и недостаточном внимании к гребле на байдарках и каноэ, регулярно приносящей стране медали. Критика, надо полагать, возымела действие. По результатам опроса представителей спортивных СМИ лучшей командой уходящего года назван экипаж мужской байдарки-четверки. И это несмотря на то, что олимпийская «тысяча» у подопечных Владимира Шантаровича как на европейской, так и на мировой регатах не сложилась. А ведь успехи в приоритетных дисциплинах большинство наших коллег оценивают выше. В данном случае серьезнейшую конкуренцию мастерам весла составили легкоатлетки, сотворившие сенсацию в «королевском» виде — спринтерской эстафете 4х100 м, в которой впервые завоевали мировую «бронзу». И все же чуть больше журналистских голосов было отдано гребцам. Белорусы всегда славились командными лодками. А ведь этот класс — один из самых сложных. Здесь особенно важны сыгранность, идеальное чувство локтя и психологическая совместимость. Чтобы составить экипаж, тренерам приходится перепробовать десятки вариантов, поскольку даже из приблизительно равных по силам спортсменов далеко не всегда получается классная четверка. Во-первых, у них должна быть если не одинаковая, то очень похожая техника. Во-вторых, они обязаны уметь грести в команде, что не каждому дано. Когда прошлым летом из основного квартета стал выпадать несколько утративший стабильность Алексей Скурковский, на появившуюся вакансию претендовали двое. По индивидуальному исполнительскому мастерству выигрышнее выглядел Станислав Стрельченко. Но в итоге предпочли вчерашнего юниора — Демьяна Турчина, психологическая устойчивость которого не вызывала опасений. Нужно отдать должное ученику Леонида Щерадина, даже не мечтавшему о столь стремительной карьере. Победа на этапе Кубка мира, европейское «серебро» и попадание на Олимпиаду в первый же год выступления во взрослой компании не вскружили парню голову. И не сломали. Хотя резко возросшие нагрузки давались нелегко. Порой, не выдерживая, молодой новобранец пытался дать себе поблажку, но стоило тренеру просто намекнуть, что с таким отношением большой цели не добьешься, парень готов был пахать через «не могу». Наделенный прекрасными физическими данными, Демьян отличается потрясающей невозмутимостью. Видя, как он идет на старт чуть ли не со слипшимися глазами, многие специалисты, бывало, всерьез пугались за исход предстоящей гонки, советовали разбудить его. Товарищи по экипажу только улыбались в ответ, мол, все в порядке. И действительно, сев в лодку, Турчин преображался, удивляя своим умением вовремя «взорваться». Нынче этот «соня» шокировал даже старшего тренера сборной Владимира Шантаровича, который знает подопечных, что называется, как свои пять пальцев. На чемпионате страны в Заславле, носившем отборочный характер к чемпионату Европы, безоговорочным фаворитом в одиночках считался явный лидер сборной Роман Петрушенко. На протяжении уже нескольких лет мозырянин никому не позволял усомниться в своем превосходстве. Не предвиделось его поражения и нынче. И когда вдруг Турчин вырвал викторию на дебютной «двухсотке», Владимир Владимирович не сразу в это поверил — попросил судей внимательно просмотреть видеозапись финиша. Да и сам Демьян с трудом понимал, что совершил. Несмотря на флегматичный характер, он обожает сюрпризы. В августе ему удалось буквально поразить друзей, родных, журналистов, приехавших в шесть утра на вокзал встречать поезд с героями чемпионата мира в Хорватии. Спортсмен появился на перроне за несколько минут до прибытия состава с огромным букетом белых роз, который на виду у ничего не понимающей публики вручил своей девушке — гимнастке Наталье Ивановой, удивленной не менее остальных. Чтобы преподнести этот сюрприз любимой, накануне отпраздновавшей свой день рождения, Демьяну пришлось уговорить родных приехать за ним в Брест на машине. Опередить поезд ему удалось за счет того, что тот на границе менял колеса. «Мотором» экипажа считается упоминавшийся Петрушенко. Специалисты утверждают, что в республике давно не было гребца, обладающего такой фантастической работоспособностью. Невозможно даже представить, чтобы Роман недовыполнил тренерское задание. Какое там — он не допускает ни одного пустого гребка за тренировку, за которую нередко приходится проходить по 25 км. Нонсенс, чтобы спортсмен выступал на всех без исключения дистанциях. Однако, будучи на порядок сильнее всех остальных, лидеры сборной могут позволить себе подобное. Нынче мозырянин решился на такой шаг с тем, чтобы побить рекорд еще одного товарища по экипажу Вадима Махнева, который в 2000 году на чемпионате страны выиграл семь из девяти видов программы. В глубине души Роман рассчитывал на стопроцентный результат, и за дерзкую выходку Турчина поначалу готов был даже обидеться на него, но, совладав с эмоциями, смирился с поражением в спринте. Тем более что все равно установил новое высшее достижение — восемь побед. Главное увлечение Романа — рыбалка. Он может часами сидеть с удочкой и летом, и зимой. И никогда не возвращается ни с чем. Может ловить рыбу даже руками. Отправляясь на сборы, всегда прихватывает с собой снасти, и те, случалось, выручали. Когда в Рачице команде наскучила однообразная пища, они с Александром Курляндчиком ловили рыбу, из которой потом варили вкуснющую уху. Алексей Абалмасов в составе экипажа, как и Петрушенко с Махневым, — с момента его создания, с 2001 года. Четвертым у них тогда сидел Скурковский. На первом же кубковом этапе в Севилье молодые белорусы промчали «тысячу» за 2 минуты 48 секунд. До сих пор этот результат остается одним из лучших в мире. Он и послужил трамплином для их последующего восхождения. Еще в юниорах Абалмасов заявил о себе как о перспективном одиночнике, завоевав «бронзу» на первенстве Европы. Перейдя во взрослую компанию, неплохо выступал в двойке с Махневым. Но самых больших успехов добился все же в четверке. Отличительные качества Алексея — стабильность и надежность. А еще умение терпеть. Когда после победного чемпионата мира в Загребе Абалмасова попросили выступить на втором этапе Кубка Беларуси в Гомеле, борисовчанин мог отказаться. Ведь главная регата года и подготовка к ней отняли слишком много сил, а тут требовалось не просто сохранить форму еще на три недели, а подготовиться к стайерской дистанции 5000 метров. Алексей же отнесся к просьбе со всей серьезностью. И чтобы как можно лучше выступить в двойке, о которой и шла речь, решил перед ней продышаться в одиночке… Хобби Алексея — автомобили. В отличие от других парней, для него далеко не все равно, на какой машине ездить. На сборы же он, как правило, берет с собой портативный телевизор и несколько кассет с фильмами. Об увлечении Махнева и вовсе ходят легенды. Пока не купил ноутбук, говорят, возил с собой стационарный компьютер — настолько прикипел к играм. Чуть меньше времени стал посвящать им, лишь пойдя на водительские курсы. А теперь ему и вовсе будет не до игр, ведь 15 декабря у Вадима родилась дочка. Вообще, в четверке он самый импульсивный и заводной. Если Петрушенко, с которым они гребут в двойке, обожает тишину природы, то Махнев даже на тренировках готов не расставаться с плейером. По натуре он был и остался спринтером. Из членов сборной позже всех заявил о себе. В юношеско-юниорском возрасте показывал весьма скромные результаты. Его «прорвало» в 99-м на чемпионате страны, на котором выиграл «тысячу». Через год оставил за собой уже семь дистанций. И дальше пошло-поехало. Кстати, Вадим и Демьян Турчин — представители гребных династий. И оба уже превзошли по титулам своих родителей. Нынче на июльском чемпионате Европы в Польше белорусской четверке не оказалось равных на «пятисотке». Подопечные Владимира Шантаровича так радовались победе над имевшими фаворитский статус словаками, что не смогли собраться на финал спринта. Такой исход познаньской регаты их не устроил. И Петрушенко пообещал исправить ситуацию на мировом чемпионате в августе. В Загребе экипаж попал в финал уже на всех дистанциях. Правда, на самой престижной — олимпийской «тысяче» — прозевал старт и вынужден был играть в догонялки с немцами. В какой-то момент наши земляки перехватили инициативу, но не надолго: работа не в своем режиме и нехватка скоростной выносливости обернулись 8-м местом. А вот на «пятисотке» волею жребия уже в квалификации провели генеральную репетицию финальной дуэли со словаками. В неслучайности своего познаньского триумфа убедили соперников и в решающем заезде. И это несмотря на то, что не попали идеально друг с другом в гребок, а значит, не свели усилия воедино. Помня о том, как в Польше на радостях потеряли еще одну медаль, на этот раз не спешили давать волю эмоциям. А под занавес регаты добыли еще и «бронзу» в спринте, проиграв лишь венграм и немцам. Эти, а также кубковые успехи при голосовании и перевесили чашу весов в пользу «крылатой» байдарки-четверки. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Помню, как в начале июля 2004-го на одной из пресс-конференций старший тренер национальной сборной Владимир Шантарович упрекнул журналистов в излишнем
|
|