ШОПИНГ ЗА СВОЙ СЧЕТ
Шопинг за свой счет
Торговля в полнейшем плюсе Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20060424.16/040230241 В 2005г. белорусы учились жить в кредит по принципу «потребляй, а не сберегай». Банки и предприятия, которым нужны длинные деньги, от этого не в восторге, зато розница радуется, как никогда. Она научилась обходить жесткие нормы продажи исключительно белорусских и даже местных товаров. Внутренний продовольственный рынок страны по-прежнему жестко защищен от внешней конкуренции. Власть, претендуя на низкие цены на газ в рамках союзнических договоренностей, исправно игнорирует принцип равных условий хозяйствования на продрынке. Без высоких таможенных пошлин, квот, сертификационных и других барьеров едва ли было бы возможно добиться высокой доли товаров отечественного производства в розничной торговле. Правда, на рынке в целом (с учетом стадионов, торговых площадок и «серого» оборота) эта доля гораздо ниже, особенно по кондитерским изделиям, молочным товарам и консервам. Тем не менее есть еще место для протекционизма в белорусской торговле. В первую очередь это касается таких продовольственных позиций, как растительное масло (доля белорусского 21,4%), чай (8,7%), кофе (16,6%), вина виноградные (53,1%), коньяк (34,2%), соки (55,2%). Понятно, что в Беларуси не растет то, что является сырьем для производства данных товаров. Не менее защищенным от внешней конкуренции является внутренний рынок непродовольственных товаров. 90,1% всех продаваемых через магазины трикотажных изделий произведены в Беларуси. По чулочно-носочным изделиям эта доля составляет 90,7%, телевизорам - 99%3, бензину - 93,1%, холодильникам - 88,3%. По сути, правительство защищает от конкуренции любое крупное предприятие. Лоббисты из Минпрома и Минсельхозпрода старательно отрабатывают свой хлеб, заставляя переплачивать за большинство покупаемых в магазинах товаров. Не удивительно, что люди предпочитают затовариваться на рынках: там и дешевле, и ассортимент больше. При наличии столь жестких ограничений в Беларуси нет особого смысла строить гипермаркеты: без особых распоряжений в них все равно запрещено продавать импорта более 30%. КТО НА ЧТО НАЛЕГАЛ В прошлом году жители Могилевской области наиболее активно налегали на мясо и птицу. По сравнению с 2004г. объем продажи этих товаров в физическом выражении увеличился на 25%. В Гомельской области он вырос менее всего - на 9,5%. Жители Витебской области больше других покупали колбас и копченостей - на 17,5%. Гомельчане по этой товарной позиции остаются консерваторами - всего 2% роста. По темпам роста продаж мясных консервов лидирует Минская область: по сравнению с 2004г. объем продаж вырос на 27,9%, в то время как в Витебской области только на 5,8%. Жители Минской области лидируют по темпам роста объема продаж рыбы и морепродуктов - 24,2%. Витебчане дары моря игнорируют, увеличив объем покупок всего на 1,3%. Минская область, очевидно, попала под влияние рекламы сыра, увеличив объем продаж на 32,4%. Жители столицы менее впечатлительны: приобрели сыра только на 9,6% больше. Витебская область на 13,3% увеличила покупки сахара, могилевчане сократили их на 7,8%. Они же показали самые низкие темпы роста объема продаж кондитерских изделий - всего 1,1%, в то время как самыми большими сластенами стали потребители Минской области, закупив сладостей на 10,8% больше. А вот потребители Гомельщины более высокие доходы готовы были тратить на водку: они увеличили закупки данного товара на 18,6%. Минчане же насытились «белой» (рост - 0,2%) и даже отказывают себе в употреблении виноградных вин (сокращение объема продаж на 2,4%). Зато жители Минской области закупили виноградного вина на 19,5% больше. Жители столицы вообще стали потреблять меньше спиртного (или начали закупать его не в магазинах). Даже продажа коньяка в 2005г. снизилась на 10%, в то время как аристократы Гродненщины увеличили закупки коньяка на 54,2%: то ли взятки в жидком виде стали более популярными, то ли поляки и литовцы так полюбили белорусские товары, что привело к росту серого экспорта. МНОГО «ГОРИЗОНТОВ» Есть региональные отличия и на рынке продаж непродовольственных товаров. Так, жители Гомельской области закупили радиоприемников на 11,1% больше, чем в 2004 г. Однако потребители Минска сократили объем продаж этого товара на 18%, а Минской области - на 25%. Стало очевидным насыщение внутреннего рынка телевизорами. Могилевская область сократила закупки на 30%, Брестская (наименьшее падение) - на 12,5%. В ситуации, когда российский рынок все больше закрывается для белорусских производителей телевизоров, для «Горизонта» и «Витязя» грядут сложные времена. На рынке стиральных машин белорусские производители явно проигрывают иностранным производителям. При этом отечественные потребители не спешат следовать принципу «покупайте белорусское». В целом по стране объем продаж стиральных машин вырос на 15,5%. Быстрее всего облегчали жизнь домохозяйкам в Брестской (31,3%) и Гродненской (24%) областях. Жители западных областей заметно больше заботятся о комфорте жилья, чем на востоке страны. Белорусские холодильники продолжают пользоваться устойчивым спросом внутри страны. Объем их продаж в целом по стране вырос на 17,1%. Опять же самыми рачительными хозяевами стали жители западных областей: в Брестской области объем продаж увеличился на 25,3%, в Гродненской - на 20,6%. Темпы роста объема продаж бензина также говорят о региональных различия в уровне благосостояния. В целом по стране объем продаж увеличился на 15,7%. Лидером является Гомельская область (36,8%), наименьшие темпы роста зафиксированы в Брестской области - всего 2,5%. Региональным лидером по темпам роста объема продаж строительных материалов выглядит Минск (20,6%). А вот жители Гродненской области закупили в торговой сети стройматериалов на 4% меньше. Это не значит, что они стали меньше инвестировать в ремонт. Им дешевле привезти стройматериалы из Польши. СПРАВКА «БелГазеты». В 2005г. доля белорусских товаров в объеме розничного товарооборота через все каналы реализации составила 69,6%, в т.ч. по продовольственным товарам - 80,5%, по непродовольственным - 57,6%. Наибольшая доля продовольственных и непродовольственных товаров белорусского производства зафиксирована в Гомельской области (соответственно 91,5% и 79,4%), наименьшая - в Минске (81% и 59,5%). По товарным позициям доля отечественных товаров, продаваемых через магазины, выглядит следующим образом: мясо и мясные продукты - 97,4%, колбасы и копчености - 99,6%, мясные консервы - 93,1%, масло животное - 99%, цельномолочная продукция - 98,4%, сыр - 97,2%, кондитерские изделия - 90,6. 92,6% продаваемой в белорусских магазинах водки произведено в нашей стране. По плодово-ягодным винам доля белорусских производителей составляет 100%, по шампанскому - 98,4%. Прочно защищен от конкуренции рынок безалкогольных напитков, где 95,7% всех продаваемых товаров - отечественные. * * * Структура розничной торговли и содержание внутренней торговой политики Беларуси вполне отражают природу белорусской власти. Потребителей заставляют закупать товары только у белорусских производителей. Производителям навязывают параметры производства и продажи (ценовые, сбытовые и производственные). Потребители в свою очередь заставляют власти повышать им зарплаты, не понимая, что дополнительные доходы все равно выкачиваются из их карманов через жестко контролируемую торговую сеть. Радоваться растущему потреблению можно лишь тогда, когда оно является результатом честно заработанной, добытой в открытой конкуренции прибыли. В Беларуси же положительная динамика розничной торговли продолжает оставаться в руках государства. Таблица Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 2005г. белорусы учились жить в кредит по принципу «потребляй, а не сберегай». Банки и предприятия, которым нужны длинные деньги, от этого не в восто |
|