Не выбрасывайте бабушкин комод
Не выбрасывайте бабушкин комод
В мастерской реставратора Национального музея истории и культуры Беларуси Александра Хильмана пахнет лаком, столярным клеем и старым деревом. Тысячи причудливых деталей аккуратно разложены по стеллажам - точеные ножки от столов, гнутые спинки стульев, резные вставки к дверцам шкафов. Все это - драгоценный материал, необходимый для восстановления раритетной мебели Дмитрий КОРСАК Заниматься реставрацией Хильман начал случайно. В 1978 году он закончил художественное училище имени Глебова в Минске. Работал художником-оформителем. Позднее появилась возможность поехать в Польшу на заработки. - Хозяин, который меня нанял, занимался восстановлением старой мебели, - вспоминает Александр. - Всего за один год я получил знания об азах европейской реставрационной школы. Правда, занимались мы не только реставрацией, но и высококачественными подделками. К примеру: брали обыкновенный старый шкаф, убирали все лишние детали, добавляли свои, вставляли стекла. На выходе получалась псевдостаринная горка для посуды начала XIX века в стиле бидермайер (у нас он называется классицизмом). Горку хозяин увозил в Германию и продавал за хорошие деньги. В результате, когда я вернулся домой, задумался: «В руках такая уникальная профессия, такие знания! Пора открывать свое дело». Вместе с товарищем решили «делать бизнес». Первый же клиент, так называемый новый белорус, заказал за большие деньги... горку из ДСП! Мы ему объяснить пытались, что есть уникальная антикварная мебель, она и стоит дорого, и эстетически смотрится достойно. А он только носом крутит, мол, я лучше пойду в модный салон и куплю там современный итальянский гарнитур, он и «красивше», и гости оценят шик. Не доросли у нас люди до того, чтобы антикварным креслом любоваться. Пока таких ценителей - единицы. В общем, понял я, что карьера бизнесмена мне не светит - антикварная мебель у нас пока не в почете. А тут предложили работу в музее. Я, конечно, согласился. Александр Хильман считает, что дело, которым он занимается - искусство. Мебель раньше делали столяры-краснодеревщики. Простой трудяга мастерил рамы, лавки, табуретки. А для того чтобы сделать приличный комод или диван, нужны вкус, фантазия, знание материала, умение с ним работать. Также и реставратор должен обладать качествами, необходимыми каждому художнику. - В каком-то заморском журнале я прочитал, что для того чтобы нашу профессию освоить, требуется знание девяноста смежных специальностей, - рассказывает Хильман. - Надо уметь пилить, шлифовать, работать на токарном станке... А восстановление плетеных вещей, а работа с металлом, кожей, тканью, стеклом, инкрустация деревом... Действительно - около девяноста и получается. Но если разобраться, такой широкий профиль применим только к нашим мастерам. На Западе каждый зарабатывает свой кусок хлеба - один со шпоном работает, другой диваны тканью обтягивает, а нашему брату приходится быть специалистом во всем. Реставратора обыватель понять вряд ли сможет. У Александра загораются глаза, когда он вспоминает маленький комод второй половины XVIII века, который извлекли из курятника в одной польской деревеньке. «В комоде этом больше куриного помета было, чем дерева», - смеется Хильман. Но для него это уникальная вещь. А крестьянин, который комод продал, наверное, еще долго удивлялся, что его хлам кому-то нужен и за него еще и деньги заплатили. Кстати, сейчас оценить старинную мебель очень сложно. С XVIII века умельцы уже вовсю «клепали» барокко и рококо «под XVI век». Теперь уже и эти подделки стали раритетами. Удивительная штука получается - мастера-мебельщики прошлых веков почти никогда не клеймили свою продукцию. На вилках, ложках, ножах, фарфоре практически всегда клеймо ставили, а на мебели почему-то нет. За все время Александр такие знаки видел только пару раз, и то не смог определить - чьи они. - Ну да ничего, когда сам постоянно мебелью занимаешься, руку профессионала высокого класса сразу заметишь. Это годы стереть не могут. Вот, к примеру, шикарная вещь, таких в Беларуси очень мало, - Александр сбрасывает покрывало с предмета, понять истинное предназначение которого сразу трудновато, - это цилиндрическое бюро начала XIX века, классицизм. Правда его судьба порядком помучила, и выглядит оно пока непрезентабельно. Между прочим, основными виновниками плачевного состояния стали... предыдущие «реставраторы». Посмотри, что они сделали. В стиле бидермайер предусмотрено, что на уключины замков вшиваются ромбики из черного дерева. А они додумались вырезать кусочки из линолеума и прибили их обойными гвоздями. Сейчас восстанавливать после них будет сложнее, чем с нуля начинать. Откуда берется такая мебель в музее? Чаще всего ее покупают. Но, несмотря на наш прагматичный век, все больше появляется людей, которые отдают свои раритеты музею даром или за символическую плату. Реставрация стоит огромные деньги и занимает много времени. К примеру, на то, чтобы довести до ума цилиндрическое бюро, о котором говорилось выше, Александру понадобятся годы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В мастерской реставратора Национального музея истории и культуры Беларуси Александра Хильмана пахнет лаком, столярным клеем и старым деревом. Тысячи п
|
|