Покоривший небо Антарктиды
Покоривший небо Антарктиды
Более полувека прошло с первой советской экспедиции на Южный полюс. В числе полярников в 1955 году был и военный летчик минчанин Николай Шонин Андрей СОБОЛЕВСКИЙ О том, с какой капризной техникой предстоит иметь дело в Антарктиде, показал первый показательный полет. Право поднять «Ми-4» в воздух получили лучшие летчики полковник Африкан Ерофеевский и капитан Василий Головановский. Захлопав лопастями, машина стала послушно набирать высоту. По строю прокатилась волна аплодисментов. И вдруг вертолет резко бросило вправо, он кувыркнулся и с 10 метров рухнул на землю. Офицеры бросились к горящей машине и чудом успели вытащить товарищей. Но испытания продолжались. Вертолеты даже принимали участие в воздушном параде в честь дня ВВС на Тушинском аэродроме в Москве. Дважды в нем участвовал и заместитель командира эскадрильи капитан Николай Шонин. Вернувшись с последнего, он обнаружил опустевшую стоянку. В штабе сообщили, что полк по тревоге улетел на Урал для участия в ликвидации последствий наводнения. Шонину же предстояло проводить занятия и ознакомительные полеты с молодыми летчиками. От обиды к горлу подкатил горький ком: «Они там делом заниматься будут, а я «желторотиков» катать...» К Южному полюсу Ночью в квартире Шонина зазвонил телефон: срочно вызывали в штаб. - А, Шонин! - миролюбиво встретил его генерал. - Хочешь попасть в Антарктиду? Тогда собирайся. Утром вылетел в Москву. Сначала проходил отбор в штабе ВВС, затем Главсевморпути, КГБ и даже ЦК КПСС. Вскоре в полк пришло распоряжение Совета Министров СССР откомандировать капитана Шонина в полярную авиацию для участия в первой советской антарктической экспедиции. Ее возглавил профессор Михаил Сомов. К Южному полюсу отправились на кораблях ледокольного типа «Обь» и «Лена». Замыкал эскадру плавучий рефрижератор-холодильник № 7. - На палубах в разобранном виде (со снятыми лопастями и крыльями) везли самолеты «Ил-12», два «Ан-2» и столько же вертолетов «Ми-4», - рассказывает Николай Иванович. - Так называемую обслугу не брали. На каждую машину был только командир и бортмеханик. Плюс на весь отряд по три штурмана и радиста. То есть собирали, заправляли и обслуживали борты сами. Зимовка длиною в год Отрядом ученых руководил белорус Евгений Короткевич, позже возглавивший Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт в Ленинграде. На Южном полюсе работа шла в двух направлениях: поиски полезных ископаемых и изучение ионосферы. В задачу Николая Ивановича входила своевременная доставка ученых и оборудования в нужные точки материка. - Край суровый, - вспоминает летчик. - Все узнаешь только на ощупь. И внизу бело, и вверху. Район аномальный. Приборы врали. Высотомер, например, «прыгал» сразу на 200 метров. Как-то летели вглубь материка. И вдруг хрясь - цепляем колесами ледяную скалу. Оказалось, толщина ледника увеличивается по мере приближения к полюсу: на побережье она 50 метров, а ближе к центру Антарктиды уже почти 4 километра. Над вечными льдами капитан Шонин налетал почти 350 часов. Не раз он, что называется, оказывался на грани жизни и смерти: то винтокрылая машина попадала в глубокую расщелину между льдами, то в снежную бурю. В такие минуты, когда в белой круговерти сливались земля и небо, выручал опыт ночного бомбардировщика. На Южном полюсе капитан Николай Шонин пробыл год и один месяц. Риск полярного летчика страна оценила скромно - грамотами Академии наук СССР и Министерства морского флота, значком и удостоверением «Почетный полярник». Возможно, из-за режима секретности. - Я полюбил Антарктиду на всю жизнь, - говорит Николай Иванович. - И в первую очередь потому, что на том материке никогда не бывает войн. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Более полувека прошло с первой советской экспедиции на Южный полюс. В числе полярников в 1955 году был и военный летчик минчанин Николай Шонин |
|