3. История и мифология ВКЛ
3. История и мифология ВКЛ
Кому и как они могут послужить? Нет у нас сил на Империю! — и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжает нас, и высасывает, и ускоряет нашу гибель. А. Солженицын. "Как нам обустроить Россию" Александр ГРИЦАНОВ, Константин СКУРАТОВИЧ Исключительность ситуации современной Беларуси даже в ряде склонных к идеализации собственного советского прошлого стран СНГ заключается в том, что только в нашем Отечестве правящие круги до сей поры не определились с тем, какой именно суверенитет даже им самим нужен. Легко, конечно, списывать все на избыточный геополитический аппетит белорусского лидера. Применительно к ситуации образца 1996 г. амбиции А. Лукашенко были понятны и даже морально оправданны. Олигархи рвали Россию на части, ее спецслужбы окончательно утрачивали смысл своего государственнического существования. Исключительно грести под себя дворницким совком деньги были готовы далеко не все. Не исключено, что в условиях кремлевской "осени патриарха" воцарение Лукашенко в Москве было бы востребовано очень и очень многими. Но после Рюриковичей и тем более в московскую Русь никогда не призывали чужаков. Даже в забеге к престолу в 1985 г. между "ленинградцем" Г. Романовым (за которым стоял союзный ВПК) и куратором сельского хозяйства "москвичом" М. Горбачевым верх взял последний, более "ближний". Новые песни о главном Белорусские политтехнологи ни в 1994-м, ни в 1996-1999 гг. особой образовательной подкованностью не отличались. Схватка с "Шушкебичем" была выиграна "молодыми волками" Лукашенко исключительно за счет еще более разительной ограниченности как советчиков премьер-министра (почти поголовно перешедших в лагерь нового хозяина), так и окружения спикера, укомплектовавшего интеллектуальный ресурс оппозиции на десяток лет вперед. "Битва за Москву" же, как уже вполне очевидно, оказалась с позором проваленной, принеся лишь сомнительные экономические дивиденды несколько лет развращающей всех и вся нефтегазовой халявы. Безусловно, по уровню личной харизмы (умению самозабвенно публично убедить в чем угодно даже самого себя) Лукашенко превосходит В. В. Путина. Но новые времена требуют новых песен. На последней встрече с провинциальными российскими журналистами было явно видно: после выпадения В. Заметалина из обоймы последних солдат империи никто не остался способным и готовым научить "батьку" чему бы то ни было. Все глобальные идеи, предъявленные в последнем интервью действующим президентом РБ, были исполнены старомодным стилем середины 90-х. Вновь: "братский союз", "боевое братство", "простой народ" и т. п. Богатый не разумеет бедного. Нищая Россия десятилетней давности могла слушать искушающие тотальной справедливостью трели то ли сирены, то ли соловья, доносившиеся из западных чащоб. Москва, находящаяся на гребне нефтяных цен, уже не нуждается в чужаках, только и способных по-братски поделить это нечаянное и не вполне заслуженно доставшееся ей богатство. До сей поры вся официальная пропагандистская машина "государства белорусского президента" (ибо это политическое образование вряд ли правомерно именовать Беларусью) работала на идею того, что территория нашей страны — это легитимный фрагмент былой империи Кремля. Доказывалось, что местное население — это неотъемлемая часть имперской истории. Местные молодые карьеристы в своих интернет-проектах договорились до того, что они — часть той возрастной генерации, которую взращивали именно для "управления империей". Многих, конечно, привлекают имперские типа советских и нынешних российских безликость и анонимность "серых кардиналов", замыкающих на себе влияние и богатство. Ибо в небольшой стране (неотъемлемый признак любого государства Европы, даже не самого демократического) все и каждый постоянно пребывают на публике, особенно политики. Там не скроешься под маскарадным костюмом телевизионной харизмы отца нации. Здесь же до сих пор очень многих привлекает кремлевская традиция слегка журить назначенных с их же согласия стрелочников, как в последнем случае с алкогольным кризисом. Пришла пора следовать логике древнегреческой легенды: когда один чудик похвалялся тем, что на Родосе он прыгнул в длину, эквивалентную 6 современным метрам, ему сказали: "Здесь — Родос, здесь и прыгай". Родос теперь здесь. Навсегда. Для всех без исключения. Колебаться здесь больше нельзя. Вряд ли осуществимо прогнозировать, как это уже происходит, скорое, чуть ли не в качестве элемента новогодних подарков под елку, падение (пусть даже не свержение) режима. Но качественно видоизмениться всем современным героям страны придется радикальнейшим образом. При любом еще мыслимом сценарии развития событий. Претенденты на наследство В высшей степени неожиданным для придворных мудрецов и правдорубов всех мастей, подвизавшихся на К. Маркса, 38, может оказаться следующее. Эти деятели были воспитаны в основном на исторических сказках "тетушки КПСС", беспрекословно владевшей монополией на историческую истину. Идея "Великого княжества Литовского" казалась местным умельцам в области государственной идеологии неким бронепоездом, который спокойно слегка ржавеет где-то на запасном пути. Запас беды не чинит, будет надобность — распорядимся. Но, увы, исторические факты и их интерпретации не являют собой мешок картошки и даже не выступают заныканной из бюджета золотовалютной заначкой на черный день. Почитаем фрагмент текста, адресованного одним из московских духовных дел мудрецов своим литовским (!) оппонентам. (Помещено это пока в газете второго ряда — "Московских новостях", № 41, 2006 г.) Но лиха беда начало. А европейский культурный багаж, как выясняется, сгодился бы и энергетической империи Кремля. Иначе как доказать западным высоколобым умникам, что Москва — издавна у себя дома там, куда сегодня настойчиво тянется с не самыми благотворительными объятиями "Газпром". Осмысливая то, как на постсоветских просторах "национальные интеллигенции создают ксенофобские настроения", автор из "МН" пишет: "В еще советской Литве прославлялось Великое княжество Литовское, включавшее в себя в годы расцвета, кроме территории нынешней Литвы, земли нынешней Белоруссии, почти всю Украину, берег Черного моря. Западная граница княжества проходила около Можайска. С удовольствием обсуждались документы, доказывающие, что Московское государство признавало верховную власть Литвы. Мог ли народ с такой историей быть частью страны, управляемой русскими? Но дело в том, что могучее средневековое государство называлось Великим княжеством литовцев и русских, глава его именовался русским словом "князь", а не европейским аналогом "герцог" или литовским "кунигас". Языком летописей и двора был русский, по-русски пели колыбельные матери будущим великим князьям (все их отцы были женаты на русских). Русские составляли около 90% населения государства. Можно говорить о неравноправии литовцев — ведь выходец из коренной Литвы не мог сделать карьеру без знания русского языка. Князья не завоевывали русские земли, они сами присоединялись, сплачиваясь против общих врагов — рыцарских орденов и татар. И Москвы. Тогда она не была центром всего русского. Не могли сражавшиеся за независимость с Москвой Новгород, Тверь и Рязань знать, что Русское государство сложится вокруг Москвы. Не знали этого и жители Смоленска и Полоцка, погибавшие за право жить в государстве литовцев и русских, не желавшие идти под Москву. Не было русско-литовских войн — сражались два русских государства, претендовавших на власть над всеми русскими. Литовцы были меньшинством в том, которое проиграло". А. Лукашенко иногда соизволял упоминать о ВКЛ как о собственной само собой разумеющейся исторической вотчине. Но как выясняется, в прошлом не назначишь губернатора, который квалифицировал бы тебя "немного превыше Бога". Москвичи даже не считают население "соседней страны с центром в Минске" потенциальным партнером в дележе этого культурного и цивилизованного наследства. Вильнюс как прагматичный и по-европейски окультуренный политический центр начал эту игру немедленно после обретения суверенитета. Литву воспринимают всерьез. А как же белорусы? К ним относятся соответственно. Как, впрочем, официальные историки и заслужили. А именно: в ряду многих откровенных издевок над несмышлеными "братьями меньшими". Так, упоминается о том, что "новейшие исследования бакинских историков доказывают, что Ветхий Завет переведен неверно: Бог творил Адама и Еву отнюдь не в междуречье Тигра и Евфрата, а в Карабахе, очевидно, тогда уже азербайджанском". И почти рядом: "Можно Франциска Скорину назвать белорусским ученым, а его Библию русскую — переводом на белорусский язык, но вот сам Скорина так не думал". Под шумок растаскивают все: даже Скорину, который, согласно не столь давнему высочайшему научному открытию, просвещал в XVI веке основанный в начале XVIII столетия Санкт-Петербург. История есть слишком дорогостоящий и — без его тщательного консервирования определенным образом — быстропортящийся товар. Беларусь — уже третья в очереди за своей собственной "спадчынай". Какие еще национальные синицы вымрут без заботливой опеки, пока избыточно самолюбивые птицеловы преследуют призрачного да и отдающего дурным вкусом имперского журавля? Пока за историческую честь Беларуси сражаются единицы. И за свой личный счет. Кто пропагандирует цельные и четко идейно отстроенные тексты Владимира Орлова? Все, кроме "иванов, не помнящих родства", потому что они вырастали "среди растений и животных". По какому образцу и подобию? Горбачев когда-то проникновенно призывал к тому, чтобы перестройку начинать с себя. Здесь именно такой случай: речь идет не о вегетарианских призывах отдельных оппозиционеров "встать единым строем" с президентской Администрацией в ее противостоянии кремлевской идее аншлюса. И не о готовности, игнорируя Москву, сесть за общий переговорный стол с Евросоюзом и Лукашенко. Народ должен узнать о своих подлинных национальных героях. Для чего? По расчетам историков, российско-белорусская война второй половины XVII века стоила жизни половине населения страны (в восточной части — двум третям), Северная война России и Швеции погубила еще треть "тутэйшых". Несмотря на эти полномасштабные культурные катастрофы, реально бывшие конкретным геноцидом, в 1794, 1831 и 1863 годах здесь поднимались антироссийские восстания, в том числе и с лозунгами "за Беларусь!". Восстановив реальное историческое наполнение этого призыва, можно рассчитывать на единство граждан в противостоянии вполне реальной "газовой войне" с Востока. Хотя, пробудив в электорате гражданский дух, и самой власти придется вести себя осмотрительнее. Опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление. Первое лицо и его ближний круг, изменив своим принципам далеко не в первый раз, могли бы творчески поразмышлять об истинно белорусских национальных символах. До сей поры из осколков Советского Союза лишь Беларусь целиком сохранила былую национально-государственную символику. Сейчас символически (а значит, более чем реально) по-прежнему жива БССР, хотя некогда по чужой воле основывавшая ООН, но все-таки второстепенный кусок могучей коммунистической империи. А. Лукашенко, прекраснодушно не ожидавший от Кремля стратегического предательства, как-то заметил, что крах "российско-белорусского братства" — это его личная политическая погибель. Телевидение и газ в обмен на поцелуи — коварная вещь. Но пора признать: в свое время погорячились все. Наши — наивно уверовав в прочность сценариев скоропреходящих византийских интриг в Москве. Ельцин — на какой-то момент допустивший возможность смены себя на российском троне человеком с усами. Позднее Москве стала ясна важность некоторых символов: гимн Александрова оставили, поменяв текст. (Музыка идейно окрашена лишь для особо тонких знатоков.) Но флаг, революционно-имперский по художественной сути своей, убрали в архив, заместив его пафосно несоветским триколором. Здесь негрешно и поучиться. Столетиями внедряемую в умы местной публики идею о превосходстве всего произведенного западнее Витебска и Могилева пора срочно забыть. Вспоминать не Полтаву Петра I и взятие Измаила Суворовым, а, как это уже давно делают вменяемые патриоты, битву под Оршей и лавры белорусского Ганнибала, коими был увенчан в 1514 г. наш соотечественник Константин Острожский. Правда, тогда придется заодно признать, что, по китайским (то есть, по-видимому, самым "чэсным") подсчетам, в рейтинговую первую сотню университетов мира сейчас входит пара десятков американских и ни одного (!) российского и тем более белорусского вуза. Москва привыкла забрасывать врагов собственными трупами и превосходить Запад по числу инженеров на душу населения. Но это проблемы ректорского и министерского руководства, а не вопросы державной значимости. Переписывать устаревшие чисто "совковые" мифы о прошлом пытаются, возможно, и в разительно несхожих целях самые непохожие люди. Не все же питаются идеологической тухлятиной БТ. Нормальные историки встречаются даже в многозвездных погонах. В 2004 г. под эгидой отечественной Академии милиции (!) было опубликовано учебное пособие "Философская мысль Беларуси" (автор — Козел А. А.). Под рядом его идей охотно подписался бы любой искренний патриот. Так, раздел книги "Философская мысль Беларуси периода Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского", который начинается осмыслением творчества Ф. Скорины и заканчивается Люблинской унией (1569 г.), автор, в частности, завершает выводом: "Таков золотой век отечественной философской и общественно-политической мысли". Согласно вполне адекватной исторической логике издания, объемы разделов книги (без хрестоматийных приложений, вопросов для самоконтроля и перечней литературы), посвященные достижениям отечественной философии с древности и до гибели Речи Посполитой, занимают 126 страниц. Осмыслению же творчества местных ангажированных манкуртов периода господства Кремля, царского и коммунистического, — всего 54 страницы. Из них советскому периоду вынужденно уделено лишь 18 страниц в формате подробного пересказа содержания почти всех изданных монографий и брошюр. Есть же еще офицеры с представлениями о профессиональной чести. Придется, разумеется, привести и еще один фрагмент из этого же учебного пособия, упоминающий героев ВКЛ: "В государстве, считал Л. Сапега, должен верховенствовать закон. Беззаконие ведет к тирании, несмотря на благие намерения государей. В предисловии к Статуту ВКЛ он ссылался на Аристотеля, утверждавшего, что государь превращается в зверя, если распространяет свою власть на все и вся". ВКЛ никогда не поздно обрести, особенно нам, родившимся и живущим здесь и считающим Беларусь своей Отчизной. Даже самым "отмороженным" ее не удастся похитить насовсем. "Творить Беларусь", разорвавшую кровавую пуповину связи с Кремлем, можно и нужно только по проекту ВКЛ. Осознавая при этом, что это не дань сиюминутной политической моде, а долговременный цивилизационный выбор. И тот общественный путь, которым прошла Европа после угасания нашего былого княжества, желательно будет самостоятельно, по иным сценариям, но стремительно воспроизвести. В сфере культуры, образования и, в конце концов, массового личного гражданского достоинства. Но "овцы" и "козлища" должны будут разделиться самостоятельно. Предпочтение между статусом части Европы и осколком империи — удел сугубо личный. Желающие могут забрать данную симпатию с собой — в пропасть, где сейчас располагаются все империи прошлого. Прогнозы же тт. Костяна и Чергинца о грядущей печальной судьбе США должны убедить в таком выборе даже самых тупых карьеристов из свежеиспеченных провинциальных "университетов", созданных на базе бывших ПТУ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нет у нас сил на Империю! — и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжает нас, и высасывает, и ускоряет нашу гибель. А. Солженицын. "Как нам
|
|