ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ: «В КЛАССЕ А СЛИШКОМ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ»
Павел Кузнецов: «В классе А слишком высокие цены»
Ольга МИКША № 48 [567] от 04.12.06 - http://www.belgazeta.by/20061204.48/080401511 Рынок коммерческой недвижимости в Минске лишь недавно начал формироваться, и, как обычно бывает в период роста, его формированию сопутствуют некоторые проблемы. О периоде становления и положительном влиянии на процесс агентств недвижимости корреспондент «БелГазеты» беседует с генеральным директором Центра торговли недвижимостью ЗАО «Пакодан» Павлом КУЗНЕЦОВЫМ. - Как вы оцениваете нынешний уровень развития рынка коммерческой недвижимости Минска? - Можно сказать, что уровень развития рынка коммерческой недвижимости Минска и в целом Беларуси очень низок. Этого рынка как такового нет! Недавно было построено несколько бизнес-центров, которые хоть как-то оживили этот рынок. Сейчас заканчивается строительство еще нескольких БЦ. - Каковы ваши прогнозы развития этого рынка? В каком сегменте - БЦ класса А, В, С - ощущается наиболее острый дефицит? - Бесспорно, до насыщения рынка еще очень далеко. Возведенные бизнес-центры не решают проблему. Крупные компании, ранее арендовавшие большие площади, наконец-то смогли приобрести помещения в собственность в престижных местах с высоким уровнем сервиса. Иностранные компании, а также компании, которым нужен презентабельный офис, тоже смогли это сделать. Однако большая часть тех, кто желал бы приобрести собственный офис, представители малого и среднего бизнеса, так и остались без него. Причина - высокие цены на площади в сданных в эксплуатацию и строящихся объектах. Казалось бы, спрос в сегменте А почти удовлетворен, хотя если начистоту, ни один из БЦ, задекларированный как класс А, не соответствует этому уровню. Впрочем, наибольший дефицит ощущается именно в сегментах среднего ценового уровня - В и С. - В какие БЦ намереваются вкладывать средства инвесторы? - Ориентируясь на опыт Москвы, инвесторы желают вкладывать в строительство объектов класса А. Однако эти помещения становится все труднее продавать. Поэтому интересы инвесторов постепенно перемещаются в сторону инвестиций в объекты офисной недвижимости более доступного по цене класса. - С какими проблемами сталкиваются заказчики строительства при реализации бизнес-центров? - Главная проблема: как продать построенное здание по приемлемой для инвестора цене? Обычно до 20% помещений продаются сразу же после начала реализации проекта, а потом с продажами возникают большие затруднения. Причина, как я уже заметил, в высоких ценах за квадратный метр. Как мне кажется, для того чтобы проблемы реализации площадей не стояли так остро, инвесторам стоит больше обращать внимания на строительство объектов класса В и С. - Насколько сопровождение таких проектов со стороны риэлтерской организации позволяет решить эту проблему? - Однозначно можно сказать, что участие риэлтерской организации позволяет решать проблему реализации офисного здания как на этапе возведения, так и на этапе ввода в эксплуатацию. В первую очередь это организация рекламной кампании и продаж помещений. Кроме того, часть помещений застройщик оставляет у себя в собственности и сдает в аренду. С помощью риэлтерской организации ему удается это делать быстрее и качественнее. Для того чтобы самостоятельно решать эти проблемы, инвестору необходимо иметь опытных маркетологов, риэлторов, сотрудников договорного отдела. Все это приводит к дополнительным затратам. Гораздо легче поручить заниматься рекламой, реализацией и сдачей в аренду помещений риэлтерской организации. Мировой опыт, а также опыт Москвы и Петербурга показывает, что это правильное решение для инвестора. - Какими профессиональными качествами должны обладать сотрудники риэлтерской компания для успешного сопровождения проектов по созданию в Минске бизнес-центров? - Это должна быть крупная компания, имеющая опыт сопровождения подобных проектов. Ведь все необходимые качества приобретаются именно в процессе работы с инвесторами и потенциальными клиентами. Инвесторы совершают большую ошибку, когда реализацию проекта поручают риэлтерской организации, в которой работает кто-то из знакомых руководства компании-инвестора или старинный друг. Чаще всего это приводит к возникновению напряженности между инвестором и уполномоченным агентством, т.к. из-за отсутствия опыта у риэлтерской организации проект начинает реализовываться не так, как того хочет инвестор. В результате возникают дополнительные затраты на массированную рекламу, на принятие в штат компании-инвестора специалистов по реализации, сотрудников, решающих вопросы заключения договоров. Отношения с риэлтерской компанией могут быть разорваны, и после этого срываются графики реализации площадей, задержки в поступлении средств для финансирования строительства. В результате у заказчика может возникнуть мнение, что лучше продавать самостоятельно, чем сотрудничать с агентствами недвижимости. Между тем крупная профессиональная риэлтерская компания, имеющая достаточный штат сотрудников для реализации инвестиционных проектов, избавляет инвестора от многих хлопот и даже создает положительный имидж проекту в целом. Кроме того, на этапе проектирования она может предложить свое видение внутренней планировки помещений с тем расчетом, чтобы они быстрее реализовывались. А по окончании строительства она может взять на себя некоторые функции управления бизнес-центром. Особенно это актуально, если в нем есть помещения для сдачи в аренду. Центр торговли недвижимостью ЗАО «Пакодан»: Минск, ул. В.Хоружей, 24/1, тел. (017) 2-100-650, 284-69-89, 234-84-01. Отдел аренды: Минск, ул. К.Маркса, 20-14а, тел. (017) 227-14-76, 226-02-30. Время работы: пн-пт - с 9.00 до 21.00, сб - с 10.00 до 15.00. Лиц. на оказание юридических (риэлтерских) услуг N02240/0068600 выд. Минюстом РБ 17.02.2005г. до 17.02.2010г. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рынок коммерческой недвижимости в Минске лишь недавно начал формироваться, и, как обычно бывает в период роста, его формированию сопутствуют некоторые |
|