Трудно ли работать с трудными?
Трудно ли работать с трудными?
В витебской средней школе № 44 проблемным детям доверяют самые важные дела… Студентка-первокурсница совершила три кражи у своих подружек по группе. Можно представить себе моральное состояние девчонок, впервые в жизни получивших стипендию и ошарашенных ее внезапным исчезновением. Но особой осторожностью воровка не отличалась. А потому у студентов уже после первой кражи возникли определенные подозрения, переросшие позже в твердую уверенность. Возмущенные наглостью подружки, они написали заявление в милицию. В итоге виновница созналась в совершенных преступлениях и вернула украденное. Против первокурсницы возбуждено уголовное дело, запятнана репутация престижного учебного заведения, в котором девушка успела проучиться всего месяц. Бывшие одноклассники утверждают, что уже в школе в отношении ее возникали определенные подозрения. Наверное, что-то просмотрели в воспитании дочери вполне благополучные родители, вовремя не забили тревогу учителя… Конечно же, в каждой школе воспитательный процесс строится по-своему. То, что упускается в одном педагогическом коллективе, в другом традиционно является зоной повышенного внимания. Но это если рассуждать масштабно… С какой степенью вероятности в подобных случаях можно избежать грустного финала и насколько тщательно отслеживают судьбу своих питомцев школьные педагоги? Для того чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, по совету начальника управления образования Витебского облисполкома Ивана Щурка иду в «усредненную» городскую школу. Условия работы в СШ № 44, где обучается свыше 1200 человек, спокойными и легкими не назовешь – учреждение расположено на окраине Витебска, в зону его обслуживания входят пригородные сельские населенные пункты, несколько заводских общежитий, частный сектор. Все это вносит определенную нестабильность в ученическую среду. Как же справляются с такой нагрузкой местные педагоги? — Три года назад учениками школы было совершено пять преступлений, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Елена Колмогорова и тут же признается: — Конечно же, для нас это было сильным ударом. Пострадал не только имидж школы, но и профессиональная репутация самих наставников. И тогда совместно с директором Верой Крупченко мы стали резко менять методику работы с детьми так называемого девиантного поведения… Насколько успешной оказалась новая технология, судите сами. За два минувших года в школе не зарегистрировано ни одного преступления. Я поначалу с недоверием слушаю раскрываемые директором «секреты» воспитания и пытаюсь весьма настойчиво оспаривать некоторые приемы педагогической практики. Например, никак не могу согласиться со следующим утверждением: есть неблагополучные семьи, но нет неблагополучных детей. Как такое может быть? — Все очень просто. Родители зачастую приносят нам немало хлопот, чего не скажешь о ребятах. Да, на внутришкольном учете находится около 30 учеников. Но это не правонарушители, а так сказать дети из «зоны риска». Причем попасть в эту «зону» очень даже легко. Пропустил по неуважительной причине уроки, плохо вел себя на занятиях, обидел одноклассника – значит, ты уже под особым контролем. На ребенка сразу же заводится специальная карта, с ним работают психологи, социальный педагог, активисты школьной организации самоуправления. Как в отделении реанимации, снимаются все «показания», определяются «больные» места, причины их появления. Тут же разрабатывается индивидуальная программа контроля и «лечения», — рассказывает Вера Ярославовна. Меня, конечно же, больше всего интересует последний пункт – как оступившегося ребенка увести от скользкой тропы? — Дать ему любимое дело и самостоятельность в выборе последнего! – однозначно уверены педагоги. Увлечься чем-либо интересным в школе может каждый. Здесь работает 11 спортивных секций, 18 кружков, действует много клубов. Плюс ко всему сам учебный процесс уже практически с первого класса настроен на максимальное раскрытие индивидуальных способностей маленького человека. Рядом друг с другом успешно функционируют обычные классы, гимназические, профильные и лицейские. Направлений в их работе очень много. Школа заключила договоры с высшими учебными заведениями и активно сотрудничает с витебскими государственным университетом и ветеринарной академией, Минским командно-инженерным и Гомельским инженерным институтами, Академией МВД. Кроме посещений и лекций в вышеназванных вузах, военно-патриотические классы занимаются на базе аварийно-спасательного отряда «Витязь», в расписании гуманитарных есть такие уроки, как театроведение и журналистика (их ведут специалисты-практики). Химики-биологи охотно работают на экспериментальной базе «Тулово» и в цветочном хозяйстве «Весна». Еще одно необычное направление гуманитарного образования носит название «Беларусь – Китай». Ребята изучают китайский язык, историю и культуру этой страны, переписываются со сверстниками, ставят спектакли. Последняя театральная новинка – «Пекинская опера», представленная на фестивале, посвященном сотрудничеству двух стран. Юридические классы с увлечением штурмуют основы криминалистики в УВД. Попасть в число будущих правоведов очень престижно. С мальчишками и девчонками занимаются настоящие шерлоки холмсы — дознаватели, следователи, сотрудники ОМОНа. «Причем здесь «зона риска»?» — спросите вы. А при том, что сегодня бывшие трудные — самые преданные активисты и заводаторы всех школьных дел. Не глядя на оценки, таких ребят в качестве «сынов полка» забрасывают в самую гущу событий. Не желая быть хуже всех, они начинают тянуться за одноклассниками, увлекаются общим делом. Мне показывают фотографии — посмотрели бы вы, как упрямо занимаются те самые «девиантные» физической подготовкой под руководством опытных спасателей, как настойчиво вместе со следователями ищут вещдоки на месте «преступления». Учительница химии шутит – с помощью криминалистики мальчишки враз таблицу Менделеева выучили, на профессиональном зачете назвали все реактивы, с помощью которых можно исследовать оставленные преступником следы. Соревнования, конкурсы, победы… За всем этим некогда болтаться без дела. Вместе праздновали победу школьной команды в европейском конкурсе креативности, радовались первому месту, присужденному экологическому проекту, теперь продумывают новые варианты благоустройства прилегающей к учреждению территории, обустраивают интерьер здания. В итоге дети проводят в школе значительно больше времени, чем дома, а к моменту ее окончания полностью определяются в выборе профессии. Образование по уже полученному профилю продолжают свыше 60 процентов учащихся. Например, за последние 4 года свою жизнь с МЧС связали уже более 30 выпускников. Среди них немало трудных. Получается, что школа становится главным «штурманом» в судьбе большинства мальчишек и девчонок. Родителям лишь остается благодарить ее за столь пристальное внимание, помогать и… не мешать. — Обидно, но бывает так, что после многочисленных проверок, вызовов и бесед с родителями понимаешь: ребенок стал лишним человеком в собственной семье, — говорит в заключение нашей встречи Елена Колмогорова. — В настоящее время под контролем 13 неблагополучных ячеек общества. Есть и критические ситуации. Вот сейчас объявили в розыск пятиклассника. Хороший, способный мальчишка, но не может найти общего языка с сожителем матери, по причине чего постоянно убегает из дома. Вместо того чтобы каким-то образом попытаться разрешить проблему, мать сообщила о том, что в сыне больше не нуждается. Ребенок может попытаться доказать свою значимость иным образом, а допустить этого мы не можем… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В витебской средней школе № 44 проблемным детям доверяют самые важные дела…
|
|