Будут ли нефтяники богаты?..
Будут ли нефтяники богаты?..
Вопрос кажется риторическим. Ведь мировые цены на нефть не падают, спрос на углеводородное сырье стабильный. Казалось бы, качай черное золото из земных глубин, экспортируй – вот и вся формула сверхприбылей. Главное, чтобы к скважинам подпустили. Вот с ними-то в России и может возникнуть дефицит. Унаследованные от СССР разработанные месторождения неумолимо истощаются, а на разработку и освоение новых требуются десятки миллиардов долларов. Найдутся ли столь крупные суммы в карманах российских нефтяников, вопрос более чем спорный. Если посмотреть в целом, то российские нефтедобытчики напоминают таксиста, который взял с утра машину с полностью заправленным баком, целый день работал, а вечером истратил почти всю выручку, забыв заправиться. «Топливная» приближается к нулю, с финансами туго, а один из способов выкрутиться – ободрать пассажира по полной программе. Тариф в такой машине окажется явно выше среднего. Приблизительно схожая ситуация получилась и в российской нефтяной отрасли. Вроде и углеводородов в земле осталось еще немало, но, чтобы освоить их промышленную разработку, необходимо и потрудиться, и «вложиться». Ведь геолого-разведочные работы – дорогое удовольствие. И с точки зрения коммерции это крайне рискованное предприятие. К тому же большинство крупных и перспективных месторождений находятся вдали от очагов цивилизации: в Восточной Сибири и на Камчатке. Там многое необходимо начинать буквально с нуля: от строительства вышек до возведения поселков, прокладки дорог, подведения электроснабжения… Капиталы требуются огромные, и ни одна из нефтекорпораций не спешит инвестировать столь мощные суммы. Конечно, можно вспомнить советскую эпоху освоения Западной Сибири, когда в 70-х за несколько лет на месте тайги вырос тот же Сургут. Но союзные нефтяные программы финансировались из бюджета не в пример современным, и поселки рядом с вышками быстро превращались в промышленные центры. Поэтому старые месторождения и приносят супердоходы: «живут» еще на инфраструктуре времен Брежнева. Другой вопрос, надолго ли хватит этих «удобных» месторождений. Компания «British Petrolium» в 2003 году посчитала: нефтяных разработок при такой ситуации России хватит всего на 22 года. Российские ученые согласны с западными аналитиками. В добывающей отрасли действует аксиома: она может развиваться стабильно, если на тонну добытых ископаемых приходится такой же объем разведанных залежей. В Сибири пока наблюдается явная диспропорция в сторону изъятия недр, но не их изучения. Оно и понятно: нефтяным компаниям в большинстве случаев больше нравится получать дивиденды, чем инвестировать в геологию. Причем в этой сфере, чтобы добиться ощутимого результата, суммы понадобятся бескрайние, как тайга. Российские ученые подсчитали, чтобы сохранять паритет «добыча — разведанные запасы», на геологоразведочные работы необходимо потратить до 2020 года около 40—45 миллиардов долларов или в среднем по 3 миллиарда в год. Таких инвестиций Сибирь и близко не видела. Это авторитетно признал в одном из интервью даже российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко: — …Необходимо вносить поправки в законы, потому что сегодня стимулирование разведки недр нулевое: в этом году (2005-м – прим. авт.) мы получили рекордно низкий уровень воспроизводства минеральной базы по нефти – четверть от добычи. Это в два раза меньше, чем за предыдущие 12 лет. Российский бюджет частично финансирует геологические программы. Так, в прошлом году выделили на разведку сырьевых зон Восточной Сибири и Якутии 2,5 миллиарда российских рублей. А добыча нефти между тем растет. Хотя и не столь быстрыми темпами, как в начале 2000-х, но по итогам прошлого года получился прирост в 2,1 процента, а всего выкачали из земли 480,4 миллиона тонн. Примерно на столько же вырос и экспорт нефти – на 2,2 процента, достигнув объема с учетом транзита в 233 миллиона тонн. Летом прошлого года в интервью российским «Ведомостям» президент компании «Транснефть» Семен Вайншток высказал неожиданную мысль: призвал российских нефтедобытчиков сократить экспорт сырой нефти на 50—60 процентов, при этом вкладывать деньги в нефтепереработку. Идея ненова. Что поставлять в третьи страны продукты нефтепереработки выгоднее, чем сырье, – истина, не требующая доказательств. Другой вопрос, что реализация столь благого для российской экономики проекта упирается в необходимость миллиардных инвестиций. Построить современный НПЗ можно, как минимум, за 5—7 лет. А средства-то сегодня нужны. Остается только увеличивать экспорт нефти, что, кстати, и предусматривает правительственная программа. По-моему, нефтегазовая отрасль подошла к тому, когда необходимо принимать кардинальные решения. Так или иначе, но история у большинства главных нефтеоператоров одна и та же: в 90-е годы им удалось удачно «сесть» на уже готовые скважины. А тогдашняя российская законодательная база оказалась не готова к эксплуатации подземных недр частными структурами, да, впрочем, и сейчас правовое поле в этой области еще слабо разработано. А в результате нефтедобыча из флагмана экономики превратилась в источник быстрого накопления первоначального капитала. Фактически и сегодня на нефтедобытчиков российское государство накладывает минимальные обязательства по воспроизводству минеральных запасов. Добровольно проводить затратные геологические работы вряд ли кто-то из нефтемагнатов пожелает. Государство тоже не спешит раскошелиться. Впрочем, у российского правительства есть другой способ давления на нефтедобытчиков в обход Госдумы – трубопроводами. Строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) — проект пока больше политический, чем экономический. Стоимость новой системы обойдется «Транснефти» — подконтрольной государству компании — приблизительно в 11—12 миллиардов долларов. Закончить его первую очередь планируют уже в 2008 году, а заполнить на проектную мощность в 50—80 миллионов тонн в год — только к 2020—2025 году. Фактически полтора десятилетия труба будет лежать в тайге пустая или полупустая. Кстати, несмотря на некоторые сложности с финансированием проекта, к восточному трубопроводу и близко не подпустили ни одного стратегического инвестора. А монополия на транспортировку открывает большие возможности для влияния на нефтедобытчиков. Хотя бы тарифной политикой за прокачку. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Унаследованные от СССР разработанные месторождения неумолимо истощаются, а на разработку и освоение новых требуются десятки миллиардов долларов |
|