КРАСНО-ЗЕЛЁНАЯ СБОРКА
Красно-зелёная сборка
Импорт заместить, экспорт нарастить Кирилл НЕЖДАНСКИЙ http://www.belgazeta.by/20070122.3/020372881 Даже рост цен на энергоносители не властен над вековой белорусской мечтой заместить весь импорт отечественным товаром. Об этом свидетельствует постановление Совмина N28 от 12 января «О некоторых вопросах производства и поставки на внутренний рынок импортозамещающих потребительских товаров» и визит президента на новый завод ЗАО «Атлант». Постановление принято в соответствии с госпрограммой импортозамещения на 2006-10гг. Результаты осуществления предыдущих аналогичных программ, судя по перечню товаров, подлежащих освоению промпредприятиями в 2007г., далеки от идеала. В перечне подлежащих замене позиций почти 130 непродовольственных и 11 продовольственных товаров. Пресс-служба Совмина делает акцент на 2 тыс. легковых автомобилей Samand компании Iran Khodro, собираемых в Минске ЗАО «Юнисон». Ответственность за то, чтобы все 2 тыс. авто из иранских комплектующих огласили ревом моторов внутренний рынок, возложена на Минпром. Менее габаритно, но не менее смело выглядят планы по другим позициям. В 2007г. Минпрому предстоит освоить и вывести на внутренний рынок более 60 импортозамещающих продуктов: кондиционеры, DVD- проигрыватели, велотренажеры, весы, бытовые сварочные аппараты, детские коляски, моторные лодки и т.п. Постановление определяет потребности в производстве и поставках на внутренний рынок продукции легпрома, товаров хозяйственно-бытового назначения, в т.ч. различных видов полиэтиленовой пленки для теплиц, лакокрасочных изделий, обоев. Ответственными назначены предприятия концернов «Белнефтехим», «Беллегпром», «Белгоспищепром», Минстройархитектуры, Минсельхозпрода, а также облисполкомы. Импортозаместительного и экспортнонарастительного оптимизма добавил Александр Лукашенко, 19 января на церемонии открытия нового завода ЗАО «Атлант» пообещавший регионам около трехсот новых промпредприятий. Страна услышала, что ей предстоит «удвоить выпуск продукции, востребованной как внутри республики, так и за пределами страны». «Атлант» - действительно успешное по белорусским меркам предприятие, экспортирующее до 70% продукции. Однако радостно озвученные руководством предприятия цифры («53% комплектующих стиральных машин - отечественного производства», «этот показатель планируется увеличить до 90%» ) на деле, скорее, внушают тревогу. Родина стремится сэкономить валюту, бездумно расходуемую не понимающим своего счастья народом на Samsung или Indesit вместо родного ширпотреба. Президент полагает, что «более дешевая отечественная техника даст экономию финансов не только государству, но и белорусским семьям». Мнение белорусских семей, надо полагать, уже изучено путем кропотливых маркетинговых исследований Совмина, как и конъюнктура глобального рынка бытовой техники. А иначе зачем президент поставил «Атланту» задачу за ближайшие 5 лет - довести выпуск стиральных машин до 1 млн. в год? Внутренний рынок такого количества точно не переварит. Дай бог, чтобы нас не вышвырнули с рынков РФ и СНГ. «Это будет совершенно новая экономика, ориентированная… на переработку отечественного сырья, на максимальное импортозамещение и экономию энергоресурсов», - охарактеризовал президент свою новую экономическую политику. И добавил, что РБ начнет производить «полную номенклатуру бытовой техники», вероятно, определенную Минпромом минимум на четыре года вперед и спущенную в качестве прогнозных показателей всем ТНК. Экспансия крупнейших ТНК, специализирующихся на бытовой технике, в последние годы базировалась на удачных слияниях и поглощениях (купим контрольный пакет Bosch und Siemens ? или Daewoo ?), прорывах в инновационных секторах и нишах (как у нас с цифровыми технологиями?) и неуклонном снижении издержек путем переноса сборки в третьи страны. Труженик из Малайзии, не требующий обогрева, контракта и детсада, к сожалению, конкурентоспособнее белоруса. Тем инновационнее предлагаемая президентом технология снижения себестоимости продукции - «создание крупных объединений и холдингов путем присоединения к стабильно работающим прибыльным предприятиям… убыточных производств». ТМ «ЗАВIРУХА» Импортозамещающая эпопея длится уже более десятилетия, и чем технологически сложнее замещаемая позиция, тем сомнительнее успехи. Промышленный комплекс РБ, похоже, органически не способен работать на опережение: пока возились с телевизорами, приспела нужда в DVD- и mp3- плейерах; когда справимся с ними, вновь придется нагонять, осваивая что-нибудь новое. Даже сравнительно успешный для РБ опыт «Горизонта» свидетельствует, что в лучшем случае все сведется к местной сборке из импортных комплектующих, промышленному аутсорсингу, лицензионному производству и т.п. Несмотря на воздвигаемые перед импортом барьеры, быстро оборачиваемый ширпотреб производства РБ на рынке неумолимо проигрывает продукции глобальных брендов. Большинство госпредприятий так и не научилось снижать издержки, следить за качеством, проводить маркетинговый мониторинг даже куцего внутреннего рынка, организовывать эффективные рекламные компании, налаживать каналы дистрибуции. Пока подсчет идет на единицы произведенной, а не проданной продукции, на емкость складов, а не на доли рынка, легальный импорт замещается только одним способом - «серым» импортом. Пресс-служба Совмина подчеркивает: импортозамещающие товары «должны соответствовать лучшим импортным аналогам по потребительским свойствам, техническим характеристикам, выполняемым функциям, дизайну, упаковке и ценовому фактору». Реализация предыдущих программ продемонстрировала, насколько реальны эти амбициозные планы. Тем не менее идеал белорусского благосостояния на ближайшие годы вырисовывается весьма рельефно: представитель воображаемого «среднего класса» вылезает из представительского «Саманда» и, придя домой, включает кондиционер под воображаемой ТМ «Завiруха», вставляет в DVD -плейер воображаемой ТМ «Вiдовiшча» диск с концертной программой последних «Дажынак», после чего разматывает бесконечный рулон полиэтиленовой пленки для теплиц, чтобы сквозь нее взглянуть на радужные перспективы импортозамещения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Даже рост цен на энергоносители не властен над вековой белорусской мечтой заместить весь импорт отечественным товаром. Об этом свидетельствует постано
|
|