ЛИМОН УЖЕ ВЫЖАТ
Лимон уже выжат
Пора платить за социализм Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20070129.4/040260241 Сказать, что в 2006г. Беларуси повезло, - это ничего не сказать. Ей очень сильно повезло. Правда, в краткосрочной перспективе. Все козыри текущей белорусской экономической политики в прошлом году еще больше укрепились. За 11 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2005г. цены на калийные удобрения выросли на 8,6%, на экспортные нефтепродукты - на 29%, на шины - в 2,2 раза, на черные металлы - на 9,3%. Пока страна купалась в нефтяной выручке, денег в бюджете было столько, что правительство не знало, как их потратить. Даже такие мощные лоббисты, как Минсельхозпрод, Минпром и Минобороны, не могли переварить то, что собрал для них Минфин. ЕСТЬ У ЦИКЛА НАЧАЛО, ЕСТЬ У ЦИКЛА КОНЕЦ В 2006г. правительство декларировало реальный рост ВВП в 9,9% при прогнозе в 7-8,5%. Солидное перевыполнение. Номинальный ВВП составил Br79,23 трлн. - на 24,2% больше, чем годом раньше. При помощи методических операций с величиной дефлятора (используется при переводе номинального ВВП в реальный) нетрудно добиться увеличения темпов роста реального ВВП на 2-4 п.п. Поэтому в ситуации тотального ценового контроля, закрытости первичной статинформации от предприятий и несоответствия белорусских административных, правовых и учетных практик международным стандартам спор об абсолютных цифрах роста ни к чему не приводит. Власти говорят о снижении инфляции в 2006г. до 6,6%, но умалчивают о жестком регулировании цен и финансовом состоянии банковской системы, о директивном снижении стоимости кредитов для отдельных секторов и предприятий, а также о принуждении банков к их выдаче. С 2004г. рублевая денежная масса ежегодно увеличивается более чем на 50%. И 2006г. не стал исключением. Хорошо, что валютная выручка только от экспорта нефтепродуктов за 11 месяцев превысила $7 млрд., а по итогам года составит около $7,7 млрд. В свете новых нефтяных договоренностей с Россией в 2007г. добиться такого показателя будет нереально. В начале данного бизнес-цикла (2002г.) доля минеральных продуктов в экспорте РБ составляла 20,7%. За 11 месяцев прошлого года она выросла до 39,3%. Если даже экспорт сохранится на уровне 2006г. (около $20 млрд.), то доля минеральных продуктов в нем будет меньше, чем в прошлом году: по предварительным оценкам, около 25-28%, или $5-5,5 млрд. И это только в том случае, если завершится экономическая война с Россией, и белорусские власти приступят к поиску источников роста внутри страны. С резко ухудшающимся торговым и платежным балансом сохранить стабильность нацвалюты и инфляцию до 10% в год будет нереально. Доверие населения - тоже важный фактор стабильности рубля и цен в целом. Ежегодные темпы роста остатков вкладов населения в 2004-06гг. составили чуть более 50% (за 11 месяцев 2006г. - 46,9%). Если бы не тенденции последних двух месяцев, когда отток рублевых депозитов и ограничение кредитования частными банками стали фактами реальной жизни, то можно было бы говорить о монетарной стабильности. А так налицо завершение первой стадии бизнес-цикла (роста) и начало второй - спада. Скорость этого процесса будет зависеть от целого ряда факторов. 2007г. может стать периодом замедления темпов роста, но если правительство будет вести себя неадекватно, рецессия произойдет гораздо быстрее. При оценке последствий нефтегазового конфликта никто не предполагал, что уже в конце января 2007г. ряд банков прекратит выдачу рублевых кредитов. Неопределенность будущего, высокие инфляционные и девальвационные ожидания могут резко катализировать кризисные явления, и банковская система, в которой якобы не более 4% плохих кредитов, может войти в стопор. В долларовом выражении ВВП в 2006г. составил $37 млрд. В течение этой части бизнес-цикла - рост в 2,55 раза. Рост впечатляет, даже на фоне падения покупательной способности американского доллара. Продолжение этой тенденции в 2007г. при новых ценах на энергоресурсы, ухудшении условий торговли с Россией и доступа на рынок РФ белорусских товаров маловероятно. Положение ухудшает весьма слабая ресурсная база финансовой системы, небольшие резервы и зацикленность отечественных производителей на восточном направлении. Имея в своем распоряжении огромные инвестиционные ресурсы (около $8,8 млрд.), власти и подконтрольные им предприятия и банки вкладывали деньги в электростанции, жилье, дороги, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Эти проекты ценны своей способностью давать вал, но малополезны с т.з. модернизации и создания современных конкурентных производств. По итогам 2006г. доля иностранных инвестиций в основной капитал составила всего 0,7%. Это наихудший показатель за последние пять лет. С учетом ухудшения инвестиционного климата, блокировки приватизации и острого дефицита внятных бизнес-планов у госпредприятий добиться компенсации потерь на российском рынке для страны в целом и для реального сектора крайне проблематично. Тем более что налоговая нагрузка слишком велика, а административная система контроля над предприятиями слишком запутана, чтобы ожидать от национального бизнеса ускорения и генерации хороших финансовых результатов. Таблица ОБОРОТ ЕСТЬ, НО БЕЗ ТОЛКУ В ситуации, когда для повышения рентабельности и накопления денег на модернизацию предприятия считают каждую копейку, государство выжимает из них все соки. Это не может не сказываться на их конкурентоспособности и рентабельности. За 11 месяцев прошлого года выручка от реализации выросла на 27% по сравнению с январем-ноябрем 2005г., себестоимость - на 24,9%, а прибыль - на 22,3%. В сельском хозяйстве себестоимость выросла на 19%, а прибыль от реализации продукции упала на 12%. Зачем нужен рост выручки на 19,5%, если от нее сельское хозяйство получило меньше прибыли? СПРАВКА «БелГазеты». За 11 месяцев 2006г. впервые с 2002г. зафиксировано падение рентабельности: в 2006г. она составила 13,7% против 14% за 11 месяцев 2005г. Рентабельность продаж приобрела такую же динамику: 8,2% против 8,5%. Чистая прибыль за 11 месяцев составила Br7,29 трлн. ($3,4 млрд.). Для сравнения: по предварительным данным, на национальную экономику из консолидированного бюджета потрачено $3,42 млрд. Вот такой успешный государственный бизнес. Чистая прибыль всей экономики меньше, чем бюджетные инвестиции в нее. И это еще до повышения цен на газ и нефть! Иррациональность экономической политики особенно очевидна на примере сельского хозяйства. Этот сектор только из консолидированного бюджета в 2006г. получил около $1,5 млрд. Объем чистой прибыли сектора (вместе с организациями, его обслуживающими) составил только $450 млн. при общих затратах на село, включая агрогородки, более $4 млрд. Несмотря на рост выручки и прибыли, правительство не смогло остановить рост долгов. Темпы роста кредиторской задолженности (на 1.12.06 - Br25,4 трлн.) остались на уровне 2005г., составив в годовом выражении 19,8%. Дебиторская задолженность достигла Br19,1 трлн., увеличившись за год на 24%. Поставив под контроль оптовую и розничную торговлю, жестко ограничив импорт, правительство все равно не добилось снижения запасов готовой продукции на складах. За 2006г. они выросли в стоимостном выражении до Br2,54 трлн. Причем темпы роста запасов в стоимостном выражении в 2006г. были выше, чем в 2005г. КОМУ ДАЛИ, КОМУ НЕДОДАЛИ За 11 месяцев минувшего года реальные денежные доходы населения выросли на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005г. Темпы роста оказались гораздо ниже, чем в прошлом году. А вот начисленная зарплата выросла на 18,2% - темпы роста в 2 раза превысили темпы роста ВВП и производительности труда. Отвлечение оборотных средств на зарплату при новых ценах на энергоресурсы будет весьма проблематичным. Достигнут определенный предел, за которым может наступить либо стабилизация доходов на уровне 2006г., либо падение реальной зарплаты под давлением изменений в торговом и платежном балансе. В долларах и евро среднемесячная зарплата в стране за 11 месяцев увеличилась примерно на 25%. Если в долларах зарплата выглядит относительно прилично ($273), то в евро показатель поскромнее - 218 евро. Поскольку страна импортирует существенную долю товаров из зоны евро, такой уровень дохода не позволяет говорить о создании в стране многочисленного среднего класса. К этой категории можно отнести максимум 15% населения. В нее попадают большинство работающих в нефтепереработке (средняя зарплата за ноябрь $542), черной металлургии ($515) и электроэнергетике ($417). А вот швейникам «недодали» - зарплата в ноябре у них составила $181. Еще меньше в сельском хозяйстве - $175. Средний белорусский пенсионер тоже едва ли может претендовать на место в среднем классе. В декабре средняя начисленная пенсия составила Br277,6 тыс. ($130) - почти в 2,5 раза меньше, чем средний размер пособия по безработице в Польше. Однако не с европейскими доходами сравнивают белорусы свой уровень благосостояния, а с тем, что было с ними в середине 90-х гг. Нет оснований бояться, что в 2007г. страна упадет до политически опасного уровня реальной зарплаты того периода, но сохранить прежние темпы ее роста без существенного ухудшения финансового состояния предприятий и банков будет уже невозможно. Пришла пора платить за 12-летие «рыночного социализма». СПРАВКА «БелГазеты». В 2006г. Минфин продолжал оставаться в центре отечественной планово-распределительной экономики. За прошлый год доходы консолидированного бюджета составили Br38,3 трлн. (48,3% ВВП). Менеджеры госфинансов вновь не выполнили собственных обещаний, проигнорировали просьбы бизнеса и требования президента о снижении налоговой нагрузки и ограничении присутствия государства в экономике. При обсуждении проекта бюджета на 2006г. Минфин обещал доходы консолидированного бюджета на уровне 46,1% ВВП (Br33,94 трлн.). Расходы должны были составить 47,6% ВВП (Br35 трлн.). При подготовке бюджета на 2007г., т.е. за два месяца до конца 2006г., Минфин прогнозировал доходную часть бюджета в 47,1% (Br36,47 трлн.). Расходы же должны были составить 48,5% ВВП (Br37,58 трлн.). В реальности доходы бюджета составили Br38,27 трлн. (48,3% ВВП). Это на 1 п.п. больше, чем в 2005г., и на 1,2 п.п. больше, чем Минфин прогнозировал в ноябре прошедшего года. Деньги с налогоплательщиков собрали, только вот забыли зачем. За 11 месяцев расходы консолидированного бюджета составили Br32,13 трлн. (44,9% ВВП). Профицит бюджета вырос до 3,4% ВВП. При верстке бюджета 2007г. Минфин уверял, что бюджет будет исполнен с дефицитом в 1,4% ВВП. Можно себе представить, с какой скоростью и с каким качеством потрачены в декабре запланированные ресурсы, чтобы выйти на прогнозные показатели. Речь идет о более чем $1 млрд. (если бюджет по итогам года будет сбалансированным), или $1,8 млрд. (если он будет исполнен с запланированным дефицитом в 1,4% ВВП). По-прежнему неважно обстоят дела с платежной дисциплиной. Если долги перед бюджетом за 2006г. сократились на 16,7%, то на 35,5% увеличился объем отсроченных сумм задолженности в бюджет. По этим статьям бюджет недополучил 0,7% ВВП. На первый взгляд, потери незначительны, но, по сути дела, они не намного меньше чистых потерь Беларуси от новых цен по газу. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сказать, что в 2006г. Беларуси повезло, - это ничего не сказать. Ей очень сильно повезло. Правда, в краткосрочной перспективе. Все козыри текущей бело |
|