21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

«Мои позывные – Беларусь!..»

25.08.2009 22:19 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Мои позывные – Беларусь!..»

ДОСААФ  и  сегодня  хорошая  школа  жизни  для  подрастающего  поколения

До создания Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) в молодой советской стране действовало немало организаций, которые занимались подготовкой военных кадров.  Они не один раз переименовывались, реорганизовывались. 23 февраля 1927 года произошло очередное  объединение.  Общество содействия обороне и Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности создали единую организацию, получившую название  Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства в СССР (Осоавиахим). В Беларуси объединение официально произошло 28 февраля. Эта дата и считается днем рождения организации.

От  Осоавиахима  до  ДОСААФа

Еще в 30-е годы дважды Героем Советского Союза стал воспитанник Минского аэроклуба Сергей Грицевец. И в годы Великой Отечественной немеркнущей славой покрыли себя тысячи соотечественников, занимавшихся в клубах и кружках Осоавиахима. Павел Головачев, прошедший обучение в Гомельском аэроклубе, совершил 457 боевых вылетов, провел 125 воздушных боев. За  подвиги его дважды награждали Золотой Звездой. Борис Ковзан из Бобруйского аэроклуба четыре раза таранил самолеты противника и оставался живым! Такого не удавалось сделать никому в мире.  Еще один ас Александр Горовец встретился с группой вражеских самолетов. Вступил в бой и сбил девять бомбардировщиков! История также такого больше не знала. Снайпер Леонид Буткевич научился стрелять в кружке Оршанского железнодорожного техникума. В войну он уничтожил   327 гитлеровцев, подавил 22 пулеметные точки… 

За годы Великой Отечественной войны и боев в Афганистане 57 белорусских воспитанников ДОСААФа (Осоавиахима) удостоены звания Героя Советского Союза. 

В 1948 году Осоавиахим разделили на три организации: добровольные общества содействия  армии (Досарм), авиации (Досав) и флоту (Досфлот). Однако это оказалось неэффективно. И в 1951 году все организации были опять соединены. Новая  получила нынешнее название ДОСААФ.  

Был в истории общества и еще один сложный реорганизационный период. В 1991 году Верховный Совет Беларуси решал судьбу общественной организации. Горячие головы из числа депутатов предлагали создать на базе ДОСААФа национальную гвардию, как это делалось в других союзных республиках.   

— Нам все же удалось отстоять свой статус, — вспоминает исполняющий обязанности председателя Центрального совета ДОСААФа Петр Лебедев. — Уже тогда понимали, сколь опасно ломать структуры. ДОСААФ — это не армейские подразделения. Мы готовим призывников к службе в армии. Создавать национальную гвардию было нельзя. Так, к примеру, поступили в Грузии. И это привело к вооруженным столкновениям. А потом все, что «нажил» ДОСААФ в советские времена, растащили. Эдуард Шеварднадзе пытался восстановить общество, но ничего не получилось. Мы же выстояли.    

Тогда ДОСААФ переименовали в Белорусское оборонно-спортивное техническое общество (БелОСТО). В истории Беларуси это был первый и пока последний случай, когда судьбу общественной организации решал парламент. 

В 2003 году  вышло два указа Президента Беларуси. Один из них предусматривал создание в стране государственно-общественных организаций. А согласно второму БелОСТО первым получило такой статус и было переименовано в ДОСААФ. 

 — Нахлебниками, как  считают некоторые, мы не являемся, — сказал корреспонденту «Р» Петр Лебедев. — ДОСААФ получает деньги из бюджета. Но только на развитие технических видов спорта в стране.  Культивируем девятнадцать дисциплин.  Все остальные направления  деятельности финансируем из собственных средств.  

Петр Алексеевич перечисляет, чем сегодня располагает ДОСААФ: свыше тысячи автомобилей, 92 самолета и вертолета, 129 автодромов, 440 теоретических классов, два стадиона, 8 мотобольных полей, 11 авто- и мототрасс… За  суверенные годы все это не только было сохранено, но и приумножено.  И приносит пользу всей стране. 

Прыгнуть  с  парашютом?  Запросто!..

Николай Мочанский, руководитель Центрального аэроклуба имени Сергея Грицевца, что в Боровой под Минском,  сел за штурвал вертолета.  Журналисты попросились прокатиться.  Для моего первого  полета впечатления сильные. Замечаю, хороший был бы вид туризма. 

— Мы, как и Витебский аэроклуб, недавно получили разрешение на коммерческие полеты. Так что вполне возможно, — говорит Мочанский. —  Хотите с парашютом прыгнуть? Приходите к нам к 12 часам. Позанимаетесь с инструктором, пройдете осмотр у врача — и к вечеру вы уже в свободном полете!  

В ДОСААФе четыре аэроклуба — кроме Минска и Витебска, в  Бобруйске, Могилеве. Создается в Бресте

— Все клубы готовят летчиков  для армии, — продолжает Николай Петрович. — У нас, к примеру, можно получить третий класс пилота. В армии мощную боевую воздушную машину доверять 18-летнему юнцу рискованно. А времени сейчас, когда срок службы сокращен, на обучение мало. Поэтому на помощь приходим мы. У нас занимаются курсанты Военной академии. В клубах работают 20 летчиков. Налет их в целом составляет свыше пяти тысяч часов в год. Немало! Такая подготовка обходится армии в три-четыре раза дешевле. Кстати, нашу систему сейчас берут на вооружение в России. Помогаем  и другим ведомствам — Минприроды, Минсельхозпроду, «Белтрансгазу», МЧС…  

В нашей армии практически все автомобилисты прошли допризывную подготовку в школах ДОСААФа. Как и представители некоторых других специальностей. Кроме того, все они получили профессию, по которой могут работать после службы. 

А если учесть, что, скажем, радисты, парашютисты,  автомобилисты начинают заниматься еще в ранние школьные годы, то эффект воспитательной работы очень высок.  Так, в столичном учебном центре ДОСААФа действует радиостанция. И хотя сейчас время Интернета,  мальчики и девочки с удовольствием общаются со всем миром. Пятиклассник одной из минских школ вел разговоры с радиолюбителями Мурманска, Архангельска… 

— А с Англией или Америкой можешь поговорить? — спросил его. 

— Могу, — ответил парень. — Только надо хорошо знать английский язык. Учу его. Старшие товарищи свободно уже разговаривают. Могу радиоприемник отремонтировать. Ничего сложного нет. 

Здесь же, в учебном центре, расположена специализированная детско-юношеская спортивно-техническая школа.  То, что делают, к примеру,  судомоделисты, вызывает восхищение. Они учатся не только собирать модели, но и слесарничать, токарничать, плотничать… Выпускники СДЮСТШ, поступающие в технические вузы,  на первом курсе заметно выделяются среди ровесников... 

Кстати, в прошлом году подготовлено почти 48 тысяч специалистов массовых профессий. Но в том же учебном центре можно видеть, что возможности ДОСААФа не до конца востребованы.  Здесь, к примеру, для народного хозяйства готовят автомобилистов, парикмахеров, мастеров по ремонту теле- и радиоаппаратуры. Однако большого наплыва нет. Центры занятости не спешат посылать сюда безработных на переподготовку. 

—  Собственность ДОСААФа считается частной, — объясняет Петр Лебедев. — Центры занятости предпочитают иметь дело с госструктурами. А разве мы не решаем государственные задачи? У нас есть и база, и хорошие преподаватели. Считаю, это не по-государственному. 

 Подготовка автомобилистов была одним из основных источников доходов ДОСААФа. Однако в прошлом году она принесла свыше полумиллиарда  рублей убытков. По предложению Минтранса  были установлены тарифы за учебу, которые заведомо не покрывают расходов. А сейчас, когда увеличиваются цены на топливо, ситуация еще более обострится. Руководство ДОСААФа, несмотря на это положение, не закрыло ни одной школы. Но если все останется без изменений, то может случиться обвал. 

Фотографироваться  можно,  соревноваться  нельзя

В пяти СДЮСТШ ДОСААФа занимается свыше 1400 детей, а еще в более чем 700 кружках — свыше 18000. В трудные минувшие годы традиции не были утрачены. Исключение составляет разве что автоспорт.    

Наши радиотелеграфисты неизменно побеждают на чемпионатах,  кубках мира и Европы. Так, на прошлогоднем Кубке континента они завоевали 43 награды из 46 возможных. Привозят медали высшей пробы мастера моделей судов, ракет, самолетов, пловцы в ластах, парашютисты. Сборная страны по мотоболу — постоянный призер чемпионатов Европы. В прошлом году белорусские досаафовцы на крупных международных турнирах завоевали 93 награды, в том числе 31 золотую.    

Недавно под Минском построена новая трасса для автокросса,  а также трасса для мотокросса под Молодечно.  Закуплена  техника, в том числе 70 спортивных мотоциклов, 36 картов, 10 парашютов, 10 компьютеров для радиоспорта…  На эти цели израсходовано более миллиарда рублей. Еще более полумиллиарда пошло на восстановление авиатехники. 

Многое приходится приобретать за границей. Можно было бы заменить технику отечественной. Однако не всегда это удается. Немало лет остается актуальным вопрос  о производстве гоночных мотоциклов на Минском мотовелозаводе. Недавно предприятие освоило их выпуск. По дизайну столичные мотоциклы не уступают зарубежным. Но по техническим данным… Как говорится, фотографироваться на их фоне  можно, а соревноваться нельзя. 

Но воспитанники ДОСААФа зачастую сами ищут и находят выходы. Директор столичной СДЮСТШ Александр Слабухо рассказал, как они решают проблему с двигателями для своих спортивных моделей. 

— Хорошие двигатели мощностью в пять лошадиных сил стоят долларов пятьсот, — отметил директор. —  Хватает лишь на несколько стартов. Мы с ребятами изготавливаем их своими руками. И с ними  побеждаем  на международных турнирах. Соперники раз просили  продать их. Как говорится, нет худа без добра. Ребята, колдуя над двигателями, учатся ремеслу, изучают физику, математику…  

В ДОСААФе считают, что их организация всегда держалась и держится на людях,  в ней работающих. Действительно, здесь много талантливых специалистов, душой болеющих за дело. Может, поэтому Петр Лебедев отметил корреспонденту «Р», что в будущее организация смотрит с оптимизмом. 

— Сложные времена прошли, — сказал Петр Алексеевич. — По крайней мере, той безысходности, что была в минувшее десятилетие, нет. Мы доказали: на нас можно опереться. 

 
Теги: Брест, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ДОСААФ  и  сегодня  хорошая  школа  жизни  для  подрастающего  поколения
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика