21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

ВСТРОЕННАЯ БЫТОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

25.08.2009 22:20 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Встроенная бытовая революция
 

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

№ 7 [577] от 19.02.07 - http://www.belgazeta.by/20070219.7/470232881

За последние несколько лет в Беларуси произошло то, что СМИ характеризуют лишь описательно: изменился способ потребления. Произошла маленькая бытовая революция с очень ощутимыми для рынка бытовой техники последствиями.

Обычно это объясняют тем, что «социальные стандарты населения растут». Растут покупательная способность и предложение: прогресс не остановить. За последнее 10-летие в рамках традиционных товарных групп бытовой техники шли процессы увеличения дополнительных функций, позиционирования в зависимости не только от цены, но и от потребностей различных целевых групп. Покупатель зачастую требует больше информации о товаре, чем может предложить неподготовленный продавец, поэтому ритейлеры вынуждены все активней инвестировать в обучение персонала.

Сломались барьеры в сознании потребителя, в былые времена приобретавшего телевизор, холодильник или стиральную машину чуть ли не на всю жизнь. Даже руководство отечественных предприятий признает, что «у нас начинают менять крупную бытовую технику - холодильники, стиральные машины, телевизоры каждые 5-7 лет, мелкую - утюги, чайники - каждые 2-5 лет».

Цикл потребления и срок жизни у бытовой техники и, скажем, продуктов питания разный. Можно воздействовать на частоту покупок, год от года создавая дополнительные модификации, опции, пробивая в потребительском сознании целые ниши. Можно работать с охватом целевой группы за счет имиджевой рекламы, чтобы принявший решение о серьезной покупке потребитель в этот судьбоносный момент с большей вероятностью предпочел продвигаемую ТМ.

У наших соседей на Украине и в России давно уже функционируют не только торговые сети, но и супер- и гипермаркеты по продаже бытовой техники в городах-миллионниках. Свободная конкуренция сама расставила все по местам и задала отрасли траекторию развития.

СПРАВКА «БелГазеты». В России, по прогнозам Discovery Research Group, в этом году объем рынка бытовой техники достигнет $10,5-11,5 млрд., причем основная доля стоимостного объема приходится на крупногабаритную технику (КБТ) для кухни. 60-70% рынка, по разным оценкам, занимает «серый» товар. Прирастая в 2003-06гг. по 10-17% в год, рынок РФ почти насытился и темпы роста, скорее всего, будут снижаться. Не мудрено: по данным компании «Экспресс-Обзор», в 2006г. каждая третья городская семья в РФ приобрела новый холодильник, плиту или вытяжку. На Украине рынок КБТ преодолел планку в $1 млрд. и перегрелся. Темпы прироста объемов продаж в 2006г. составили около 21% против 25% в 2005г. В этом году ожидается рост около 16%, в 2008 - не более 13%.

В Беларуси, по данным Минстата, в прошлом году продано 432,9 тыс. телевизоров - рост на 51,4% по сравнению с 2003г., но всего на 3,6% по сравнению с 2005г. Продажи холодильников и морозильников (197,4 тыс.) выросли по сравнению с 2005г. на 6,1%, стиральных машин (107,4 тыс.) - упали в сравнении с 2005г. на 16,8%. Рынок насыщается - даже с учетом того, что статистика не отражает значительной доли «серого» импорта. После удовлетворения спроса на дешевые стандартизированные товары нижнего ценового сегмента покупатель делается более разборчивым, его запросы - более индивидуализированными, и специализированной торговле придется подстраиваться под более высокую планку.

Роль «серых» поставок не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать. По оценкам специалистов, разница в ценах сейчас существенна лишь для дорогостоящего товара ($1-2 тыс.). Зачастую у официальных импортеров цены даже на такие ударные ассортиментные позиции, как ЖКИ и плазменные телевизоры, могут оказаться ниже рыночных. Естественно, «серый» импорт реализуется в основном через рынки и Интернет. По мнению представителя одной из крупных компаний-импортеров, если в электронном магазине «у вас примут заказ со сроком поставки 1-2 недели, в 90% случаев товар будет привезен с нарушением законодательства». Долгое время ситуация не благоприятствовала легальному импорту и цивилизованной торговле. Когда на рынке импортных стиральных машин вдруг обнаруживаются неопознанные поставки примерно в 5% от его объема, это системный сбой, а не недосмотр контролирующих органов или злая воля конкретного игрока. Кстати, в России были прецеденты обструкции торговыми сетями брендов, не желавших работать по прямым схемам импорта.

Бороться с импортом как таковым, готовясь к вступлению ВТО, непродуктивно: наглухо закрыть внутренний рынок вряд ли удастся. В такой товарной группе, как холодильники (в РБ самой «белой» среди белой бытовой техники), по экспертным оценкам, продажи импортной продукции выросли в I полугодии 2006г. по сравнению с аналогичным периодом 2005г. примерно на 60% - в основном за счет Indesit российской сборки (50-60% импорта) и восточноазиатских брендов (LG, Samsung и др.), собранных в КНР. Импортные стиральные машины, которых, по мнению аналитиков, за I полугодие 2006г. продано больше примерно на 40%, чем за аналогичный период 2005г., тоже по большей части родом из Китая и Кореи (свыше 50%) и России (15%).

Если присмотреться к СВЧ-печам, продажи которых за указанный срок прибавили 50-60%, то, как правило, это опять-таки китайская сборка (чуть менее 60%), Samsung из Малайзии (до 20%) или российская продукция (до 10%). Импортные пылесосы, рынок которых в РБ в I полугодии 2006г. вырос на 41% по сравнению с I полугодием 2005г., на 70-80% произведены в Китае или Корее под брендами-«зонтиками».

Отечественные производители отреагировали на вызов меняющейся конъюнктуры с серьезным опозданием: у наших соседей переход к аутсорсингу, лицензионному производству и т.п. случился десятилетием раньше - во второй половине 90-х.

СПРАВКА «БелГазеты». Схемы при этом использовались самые разные: приобретение ведущими мировыми игроками заводов и ТМ в РФ (Stinol, 2000г.), организация местной сборки глобальных брендов (Indesit, 2004г.), производство по лицензии (Rolsen Electronics с 1995г. - LG, JVC, Thomson, Toshiba, Philips, Daewoo, Funai, с 1999г. - Rolsen ), создание специальных ТМ для постсоветских рынков импортерами и их европейскими партнерами (альянс «Голдер-Электроникс» и An-Der Products GmbH - ТМ Vitek, 1999г.).

Отверточная сборка и борьба с «серыми» поставками - лишь часть усилий по переводу торговли бытовой электроникой в цивилизованное русло. Необходимы новые подходы к организации розницы, создание эффективных торговых сетей с широким ассортиментом, гибкой ценовой политикой, обученным персоналом и привлекательными для потребителя стандартами обслуживания.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За последние несколько лет в Беларуси произошло то, что СМИ характеризуют лишь описательно: изменился способ потребления. Произошла маленькая бытовая
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика