Российская традиция и преемственность власти в контексте выборов 2008 года
Российская традиция и преемственность власти в контексте выборов 2008 года
Почему проблема смены главы государства в России вызывает такой ажиотаж? Вопрос далеко не праздный. Ведь если для задорных таблоидов сей процесс не более чем «жареная» тема, повышающая рейтинг изданий в гонке соревнования прогнозов и делания ставок, то для большинства населения Российской Федерации, как, впрочем, и для многих представителей зарубежья, это вопрос жизни, развития и реализации надежд. Без преувеличения, можно сказать, что от курса, которым пойдет страна, зависит баланс интересов, выходящий далеко за рамки ее государственных границ. К тому же следует учесть, что смена власти в России никогда не гарантировала сохранения как внешне-, так и внутриполитического курса. Так было и при династическом правлении Романовых, и при смене череды генсеков. Поэтому нынешняя попытка в рамках гораздо более жестких правил представительной демократии и под неусыпно-взыскательным оком международных правовых структур обеспечить преемственность власти и сохранение курса страны выглядит как эпохальный эксперимент, почти не имеющий исторических аналогов. Позволю себе привнести в общий ход обсуждения проблемы некоторые соображения относительно гарантий неизменного курса развития России в будущем. За повальным занятием раскладывания российского политического пасьянса политологами разного уровня, за анализом перестановок и назначений министров и вице-премьеров затушевывается главное – общая картина подготовки к выборам 2008 года как утверждения построенной модели власти. Впрочем, с синтезом и прогнозами у постсоветской политологии всегда были проблемы. И даже там, где анализ имеет место, он не выглядит полным и поэтому убедительным. Судя по всему, все основные фигуры на политическом поле государства к решающей дате выборов президента Российской Федерации с учетом сдержек и противовесов уже расставлены, а процесс формальной передачи власти застрахован от каких-либо сбоев и неожиданностей. Более того, выскажу на первый взгляд крамольную мысль – при таком раскладе сил не имеет принципиального значения персона будущего президента России. Разумеется, если это будет человек из питерской команды. Следует исходить из того, что Владимир Путин не случайная фигура на властном олимпе. И пришел он во власть не «одиноким волком» по прихоти судьбы, а в результате сложной многоходовой комбинации, действиями коллективных усилий единомышленников. К власти пришла команда профессионалов. В том числе и в сфере информационных технологий. Но даже для этой команды понадобилось несколько лет, чтобы власть де-юре постепенно преобразовать во власть де-факто. Данный процесс в настоящее время в целом завершен. Создана модель власти. Именно это обстоятельство позволяет ответить на вопрос «Можно ли контролировать «процесс», не будучи на вершине власти?» положительно. Тем более если иметь в виду не просто режим личной власти, а сохранение заложенного коллективными усилиями курса государства, выраженного в том числе и в известных национальных проектах. Избегая излишних подробностей, напомню, что под контролем команды находятся все составляющие властной пирамиды. Это и экономический блок с естественными монополиями. Это и правовая функция, включающая Конституционный суд. Это законодательная и политическая системы. Это структурированная исполнительная власть с особым контролем над силовым сектором в лице премьер-министра, вице-премьеров и ключевых министров. Это мягкий, но достаточно эффективный контроль над СМИ. Сюда же следует добавить и ранее решенную проблему контроля над губернаторским корпусом, комплектование корпуса полпредов, а также систему контроля государства за развитием гражданского общества. Весь этот неполный перечень мер позволяет успешно играть по общедемократическим международным правилам и стандартам до такой степени, что, похоже, операции «преемник» в традиционном понимании не будет. Будут предложены несколько «альтернативных» фигур, равно устраивающих команду. Что же касается далеко не отыгранной фигуры самого Путина, то, скорее всего, его будущее место во властной «вертикали» уже продумано. Не исключено, что оно будет объединять в себе несколько ключевых направлений исполнительного, политического, а возможно, и экономического спектра. Вряд ли по завершении такой комбинации следующий президент Российской Федерации (будь то Иванов, Медведев, Якунин, Нарышкин или еще кто-либо) по объективным и субъективным причинам захочет ломать дальнейшие правила игры и в отведенные ему 4 года тратить силы и энергию на кадровую и иную революцию в России. Тем более, даже если отойти от уровня государственного мышления, реализация уже намеченных национальных проектов принесет много дивидендов. Именно новому президенту. Инерция процессу задана. Таким образом, сохранение взятого курса развития России при всех возможных издержках и рисках более чем вероятно. А механизм политической технологии преемственности власти будет отработан и поставлен на поток. «Бескомпромиссность» борьбы ведущих партий не должна (но будет) вводить в заблуждение. По форме это будет напоминать западные общепринятые стандарты. Хотя вероятнее всего, что наполняться эта форма будет все более ярко выраженным национальным содержанием, с которым придется считаться все сильнее. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему проблема смены главы государства в России вызывает такой ажиотаж? Вопрос далеко не праздный...
|
|