Билетер 40 лет собирала экспонаты для театрального музея
Пока мы созванивались, договариваясь о встрече, я совсем не думала, что Анна Филипповна Ковалева и есть та самая экстравагантная билетерша из Брестского театра драмы и музыки. У дверей она всегда стояла на высоких каблуках, в меховом манто, при вечернем макияже. А многие из тех, кто приходил на спектакли, были одеты в джинсы, и билетный контролер была для них немым укором. Но заметная билетерша неожиданно исчезла из театра...
— Я уже пять лет там не работаю, — рассказала мне Анна Филипповна. Оказалось, перед поступлением дочки в вуз (теперь Катя — студентка–отличница Брестского госуниверситета) подрабатывала продавцом. Однажды директор театра поставил ее перед выбором, и пришлось уйти, потому что на рынке платили все–таки больше. Когда захотела вернуться, в театр ее уже не взяли. Но теперь она все равно приходит сюда — как руководитель школьного кружка истории театра и директор музея «Брест театральный»!
— Когда собирать будущие экспонаты начала? — переспрашивает меня Анна Филипповна. — В 60–х годах. Я ведь выросла в театре.
Ее мама, Алина Михайловна, четверть века работала билетным кассиром и дружила с артистами. Частенько после спектаклей они всем составом заявлялись к ним домой. Театр закрывался, а эмоции после спектакля перехлестывали. Засиживались допоздна — шутили, импровизировали, пили вино...
— Я любила закулисье, репетиции, вечерние посиделки, — вспоминает Анна Филипповна. — А на каникулах проводила в театре целые дни. Там живешь интенсивнее, ярче.
Но артисткой юная Аннушка становиться не хотела: «Видела, что тяжелый это труд. Не чувствовала в себе таланта. И понимала, что лучше быть хорошим билетером, столяром, костюмером, чем плохим актером».
К людям, что не видны «в кадре», но без которых никогда не будет настоящего театра, у этой женщины особое отношение. В ее музее «обслуживающему персоналу» посвящен отдельный стенд. Театр действительно начинается с вешалки и создается сообществом мастеров...
Мы разговариваем, удобно усевшись на стульях — декорациях к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке 1994 года — первой в Брестском театре драмы и музыки на обновленной сцене. Вокруг манекены в сценических костюмах, тумба с афишами, фотографии. Особая театральная энергетика. Хочется голову держать высоко, распрямить спину, тем более что перед глазами — афиша изящной Натальи Гайды.
— Наталью Викторовну я помню с 1966 года, когда она работала еще во втором составе Могилевского театра музкомедии. В оперетте Дунаевского у нее была роль Пепиты. «Чертову дюжину детишек растила матушка мо–о–я», — неожиданно напевает Анна Ковалева.
Программки, билеты, афиши она собирала лет сорок, сама фотографировала. Не только Гайда, многие нынешние знаменитости в ее памяти — это начинающие артисты, молодые, амбициозные. Причем не только белорусские. В общей тетради с 1968 года она записывала, кто и с какими спектаклями гастролировал в Бресте, брала автографы.
В 2005 году Анна Ковалева передала все свои театральные богатства — 1.281 экспонат — брестской школе № 12 с художественно–эстетическим уклоном.
— Что ж добру–то на даче пылиться? Преподаватель мировой художественной культуры Валентина Шиян и наша известная музейщица Татьяна Ходцева подсказали мне идею. Директор школы Анатолий Булава поддержал, и всего за полтора года мы открыли музей. 95 процентов экспонатов — подлинники, — с гордостью говорит Анна Филипповна и предлагает мне экскурсию.
...Театральный Брест начинался в 1566 году: по городу ходили с представлениями скоморохи. В XVII веке при коллегиуме иезуитов работал школьный театр. В 1929 году в городе было 9 сценических площадок. Самые известные — в городском саду, на пригородном вокзале, Зимний театр, располагавшийся в здании, где сейчас областной краеведческий музей, и театр Сарвера. Там теперь обычное кафе, совсем ничего не напоминает о театре. Даже улицу, которую называли Театральной, переименовали в Свердлова. В 20–х годах прошлого века Михаил Сарвер один зал оборудовал под кинотеатр. Он был самым дешевым в городе, а потому общедоступным. В 1939–м встал вопрос о создании в Бресте русского и еврейского театров, но в культурные планы вмешалась война. До самого 1943 года с минской и витебской труппой, которые приехали на гастроли аккурат перед оккупацией Бреста, работал антрепренер и режиссер Петербургского театра оперетты Петр Андреев–Трельский. 1944 год считается годом образования нынешнего театра драмы и музыки...
В музее нашлось место для белорусской, русской, советской классики, отдельная страница посвящена Константину Губаревичу (школа готовит документы на присвоение ей имени драматурга) и его спектаклю «Брестская крепость». Спектакль своего рода рекордсмен: шел на брестской сцене 900 раз на протяжении 30 лет!
Леонтий Довбуш, Константин Перепелица, Тимофей Ильевский, Сергей Евдошенко, Василий Кондрасюк, Зинаида Дудюк, Александр Козак — имена, знакомые брестчанам. На одном из стендов закреплен членский билет активиста местного театрального общества Василия Чеберкуса. Вот не думала, что отец и дедушка известных брестских фотографов был тесно связан с театром. Еще одна знакомая фамилия — Леонид Мошенский, дед известного на всю страну брестского бизнесмена. Он, оказывается, был заместителем директора по работе со зрителями. Теперь понятно, откуда только у сына и внука Леонида Исааковича такие таланты в бизнесе!
— Котлетки поела, супчик поела? Нет? Все маме расскажу! — он звонил и копировал мою маму, а потом передавал ей трубку. И был таким теплым, душевным человеком, — вспоминает Анна Ковалева.
Оказывается, в музее всего лишь пятая часть того, что лежит в запасниках:
— Ходила к директору театра Александру Козаку и просила костюмы списанные, декорации. Все брала, все пригодилось. А дамский корсет подарила наша актриса Дина Дойбан. Он на китовом усе, XIX век! Отреставрировала сама, потом постирала, потому что никто не брался! Говорили, распадется...
Музей открыли к Международному дню театра. Три дня в неделю хозяйка ждет гостей. Она по–прежнему будет заниматься с детьми, ходить вместе с ними в театр на репетиции и сдачи спектаклей. Процесс ей всегда нравился больше, чем результат.
— Теперь я собираю экспонаты для музея городской культуры, — продолжает Анна Филипповна. — Нужны одежда, аксессуары, украшения городских модниц, посуда. Наша история — это не только соломенные шляпы да вышитые рубахи. Правда ведь?
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.