ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ
ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ
Разработаны меры по упрощению процедуры долевого строительства Пожалуй, ничто так не волнует белорусов, как изменения, происходящие на жилищном рынке. А последние порой не радуют... Но сегодня появляется все больше надежд на то, что в будущем нуждающиеся смогут улучшить свои жилищные условия относительно быстро и недорого. Что для этого будет сделано в ближайшее время и на что нам следует рассчитывать в перспективе? На эти и другие вопросы корреспонденту БЕЛТА ответил начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль. — Александр Витальевич, в последнее время один из самых актуальных вопросов строительного рынка — долевое строительство. Говорят, оно стало невыгодным? — Долевое строительство, действительно, с прошлого года приостановилось. Это было вызвано изменениями в законодательстве, целью которых являлось прекрашение ценового беспредела. Поскольку возникла необходимость в некоторых корректировках существующей нормативной базы, Минстройархитектуры разработало и уже внесло в Совет Министров для рассмотрения проект Указа «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь по вопросам долевого строительства и в некоторые Указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования». Новый документ предусматривает целый ряд нормативных моментов, которые значительно облегчат саму процедуру долевого строительства и позволят развернуть его в широких масштабах. На сегодняшний день только в Минске имеется 1,5 десятка проектов под долевое строительство, которые ждут своей реализации. Проект предусматривает сокращение перечня документов, необходимых организациям для начала строительства, упрощение процедуры финансирования, а также характера взаимоотношений между застройщиком и дольщиком в рамках договора на строительство жилья. В частности, будет проще регулироваться ценовой вопрос. При изменении стоимости 1 кв. м в результате изменения индекса строительно-монтажных работ, налоговой нагрузки, изменения затрат на проектно-сметную документацию застройщику уже не придется согласовывать новую цену с дольщиком. Все надбавки будут выставляться последнему автоматически. Если дольщик в течение 2 периодов платежей их не оплатит, то застройщик будет иметь право на одностороннее расторжение договора. До сих пор была масса проблем. Если цена менялась, а в доме, к примеру, строилось 100 квартир, то застройщик должен был подписать 100 допсоглашений об изменениях к договору. В результате тяжбы между застройщиком и дольщиком иногда тянулись годами, а стройки замораживались. — А как же будет регулироваться вопрос стоимости жилья для очередников? — Она будет четко ограничена. Жилье, возводимое долевым способом для очередников, имеющих право на льготный кредит, будет продаваться им по себестоимости. В том случае, если человек стоит на очереди, но не имеет права на льготный кредит, застройщик сможет увеличить для него стоимость квартиры не более чем на 5%. При строительстве жилья для граждан, не являющихся нуждающимися, застройщик сможет закладывать в его стоимость до 20% прибыли. — На этот год в Беларуси запланировано возведение 4,7 млн. кв. м жилья. Буквально два месяца назад на заседании Президиума Совета Министров говорилось о том, что прогнозные показатели не выполняют Минск и Гомельская область. Не в полном объеме выполняется и программа строительства жилья для нуждающихся. Как выглядит ситуация сегодня? -- Она изменилась в лучшую сторону. Гомельская область ушла из числа отстающих. По-прежнему не дотягивает Минск — по итогам полугодия введено только 36% от годового задания, а по плану требуется 50%. По оперативным данным, за январь-июнь в республике всего построено 2 млн. 363 тыс. кв. м жилья, из них 1 млн. 383 тыс. кв. м для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Получается, что жилья для очередников построено 59% от общего объема строительства. В этом году запланировано довести эту долю к концу года до 71%. В 2007 году будет построено 47,6 тыс. квартир для нуждающихся, а в 2010, когда доля жилья для нуждающихся будет составлять 80%, — 56,4 тыс. квартир. — Если все именно так и будет, насколько меньше людям придется в будущем стоять в очереди для того, чтобы построить жилье при господдержке? — Это позволит сократить срок нахождения в очереди в среднем по республике до 7 лет, в г. Минске — до 12 лет, но при условии, что не изменятся темпы постановки на очередь нуждающихся. А они в последнее время сильно возросли, особенно в столице. В 2006 году в Минске на очередь стало в 3 раза больше людей, чем в 2005-м. Этот скачок был вызван, в первую очередь, изменением законодательства в отношении многодетных, молодых семей. По состоянию на 1 января этого года в республике на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 623 тыс. человек, из которых 200 тыс. приходились на Минск. Конечно, это не означает, что квартир требуется столько же. Многие семьи стоят в очереди и по месту работы, и в исполкомах. Это пытаются учитывать, но двойной счет все равно остается немалый. — Что сегодня мешает Беларуси еще больше увеличить темпы строительства и что делается для того, чтобы этот вопрос решить? — Наша основная проблема — недостаток строительных мощностей. В прошлом году была разработана и утверждена программа модернизации домостроительных комбинатов, именно они и возводят основную массу жилья типовых потребительских качеств для очередников. Кроме того, стоит задача создания строительной организации в каждом районе, где ее до сих пор не имеется. Районные управления капитального строительства должны будут возводить жилье преимущественно для нуждающихся. Необходимо решать и кадровую проблему. На наш взгляд, назрела необходимость выделения некоторой доли в строящемся жилье самим строителям. Это действительно смогло бы заинтересовать кадры и удержать их в отрасли. — Почему столица уже который год подряд хуже всех справляется с жилищным строительством? — Как и во всей республике, здесь остро стоит проблема мощностей плюс катастрофически не хватает площадок, оборудованных необходимыми для строительства домов инженерными сетями. Согласно нормативным актам, на площадке, отведенной под строительство жилья, должны быть канализация, электричество, водопровод, газ, дороги и т.д. Сейчас всем регионам не хватает средств на финансирование этих работ, но особенно развитие сетей отстает в Минске. В целом по республике в этом году не хватает ориентировочно Br390 млрд. для того, чтобы создать инженерные сети под план ввода жилья. Государством изыскиваются дополнительные финансовые ресурсы для проведения этих работ. — С 1 июля 2007 года, согласно решению Мингорисполкома, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны будут вносить при строительстве жилых домов плату за инфраструктуру и возмещать затраты на внутриквартальные сети. В результате стоимость строительства возрастет для них ориентировочно на 9%. Принимаются ли подобные меры в других регионах? И как это согласуется со стратегией государства ограничивать рост цен на жилье для очередников? — В других регионах таких мер нет. Что касается решения Мингорисполкома, то оно не совсем понятно, так как наша нормативно-законодательная база ориентирована на то, что очередникам, имеющим право на получение льготного кредита, не должны «навешивать» оплату за инфраструктуру. Неужели Минску труднее строиться, чем, например, Гомелю или Бресту? Нет, области находятся даже в более трудном положении. В Минске только 36% очередников имеют право на льготные кредиты (на 20 лет под 5%), а в областях такой кредит полагается уже порядка 80% нуждающихся, т.е. уровень жизни там значительно ниже, чем в столице. — Что можно сказать о коммерческом строительстве и вторичном рынке жилья — цены будут расти и дальше? Станет ли жилье доступным? — Надо отметить, что темпы роста стоимости квартир для очередников за последние 7 лет значительно снизились, а динамика роста цен коммерческого строительства и на вторичном рынке сильно возросла. Лучший способ сдержать рост цен — больше строить, что мы и собираемся делать. Сегодня рассчитываем не только на собственные ресурсы, но и на инвестиции в нашу строительную отрасль со стороны других государств. Россияне уже ведут освоение площадки под жилищное строительство в районе проспекта Дзержинского. Идут переговоры с литовскими компаниями, возможно, в следующем году они также начнут инвестировать в жилищное строительство в Беларуси. Крупные средства в развитие строительной отрасли вкладывает государство. Как показывает мировой опыт, жилье в плане цены становится доступным, когда за среднемесячную зарплату человек может приобрести его не менее 1 кв. м. Белорус пока до метра не дотягивает — за среднюю зарплату может себе позволить где-то 0,69 кв. м в типовом доме, строящемся с господдержкой. Но у нас есть к чему стремиться. И кроме увеличения заработной платы, снижения темпов роста стоимости жилья, очень важны и другие инструменты регулирования жилищного рынка, например такие, как ипотека. Закон об ипотеке уже прошел второе чтение в Палате представителей. К концу этого года Минстройархитектуры должно также внести для рассмотрения проект закона о жилищно-строительных сбережениях, которые населению впервые предложил «Беларусбанк». Необходимая нормативно-правовая база в Беларуси будет развиваться, и это поможет снять много вопросов. Наталья ВЕРБИТСКАЯ |
|