Прокладчик «дороги жизни»
Прокладчик «дороги жизни»
Мицкевич Виктор Иосифович Родился в 1933 году. В тресте № 15 «Спецстрой» проработал более 40 лет, из них 23 года - управляющим. Строил такие жизненно важные объекты в городе Минске, как тепловые сети, коллекторы и водоводы, насосные станции, метрополитен. За добросовестный труд В. Мицкевич награжден орденом «Знак Почета», медалями, ему присвоено почетное звание «Заслуженный строитель БССР». Лауреатом Государственной премии СССР стал за возведение объектов Минского метрополитена. Звания «Почетный гражданин города Минска» удостоен в 1999 году. Николай ВАСЬКОВ В ходе нашей беседы выяснилось, что я не ошибся в своем предположении: в молодости этот белорусский хлопец действительно служил на военно-морской базе в Балтийске. Мы сели друг против друга, и потекла неспешная беседа. Меня интересовала каждая мелочь его биографии. Но далеко не на все вопросы я получал полные ответы. Например, очень охотно Виктор Иосифович рассказывал о том, как учился в послевоенные годы, как поднимался по служебной лестнице от мастера до руководителя крупнейшего в республике треста № 15 «Спецстрой». И неохотно говорил о годах детства, тем более о жизни в условиях немецко-фашистской оккупации. Что ж, прошлое из памяти не выбросишь, не сотрешь, как можно ластиком стереть запись карандашом на листе бумаги... ДРАМАТИЧНЫЕ ТРИДЦАТЫЕ Виктор был шестым ребенком в семье. Родился в далеком 1933 году. Не успел еще научиться выговаривать слово «мама», как репрессировали отца Иосифа Ивановича. Оказывается, по мнению энкавэдэшников, он приспешничал вместе с двумя сельчанами в колхозе «Птичь» под Минском то ли английскому, то ли немецкому, то ли английско-немецкому агенту. Получалось, Англии и Германии крайне необходимо было знать, не запрятан ли на ферме-развалюхе или в конюшне с дырявой стрехой какой-нибудь танковый полк. - Теперь я понимаю, - говорит Виктор Иосифович, - на лесоповалах, строительстве шахт, тоннелей, дорог в Сибири требовалась рабочая сила. Народ мер, как мухи. Ряды рабов следовало пополнять. Шли разнарядки. Людей эшелонами гнали за Урал. А у семьи Мицкевичей начались метания между Минщиной и Омской областью. Мать Юстина Емельяновна пять лет писала во все инстанции, вплоть до тезки своего мужа, вождя мирового пролетариата. Все безуспешно. Вот теперь и прикиньте, каково пришлось без отца семье «врага народа». РОКОВЫЕ СОРОКОВЫЕ Фашисты постоянного гарнизона в деревне Птичь не держали, хотя по прямой она находилась от столицы всего в пятнадцати километрах. Сюда наведывались патрули, мелкие отряды. Местное население помогало партизанам чем могло. Однако и в добром стаде всегда найдется паршивая овца. Кто-то донес немцам на Мицкевичей. Прибыли каратели. Забрали сестру Анну. Отправили в концлагерь. Остальных хотели расстрелять. Потом решение переменили: облили хату бензином. Подожгли. Она запылала, как факел. Так и остались голодные, голые и босые «на вогнiшчы». Приютили земляки. - Вы крапиву и лебеду когда-нибудь пробовали? - неожиданно спрашивает у меня Виктор Иосифович. - Не довелось. - А вот мы вдоволь накушались этих буреломных «витаминов». Правда, после боев по лугам, лесам и полям собирали винтовки, автоматы, патроны, гранаты... Выменивали оружие на хлеб, картошку, другие харчи... КАРЬЕРА К счастью, война пощадила весь род Мицкевичей. Даже Анна, пережив кошмар концлагеря, вернулась домой. Перебрались в Минск. Начали устраивать житейский быт с нуля. Виктор поступил в двухгодичную «ремеслуху», которая находилась тогда на улице Островского. Получил специальность токаря-универсала. У него был несомненный талант, потому что еще пацаном заработал высший пятый разряд и на Минском станкостроительном заводе имени Октябрьской революции ходил в передовиках, получал довольно высокую зарплату. Потом служил на Балтике. Флот приучил к дисциплине, ответственности, умению ценить в людях лучшие качества. Там дедовщиной и не пахло. Когда вернулся в Минск (а это было в 1956 году), в родной цех не попал. Город захлестнула безработица. По утрам у проходных заводов толпились, как утверждает Виктор Иосифович, по 150-200 человек. На конвейер, учитывая прошлые заслуги, парня брали. А ему было неинтересно служить придатком к машинам. Пошел рядовым дорожным строителем в коммунальную службу Фрунзенского района. Поступил в индустриальный техникум. Днем «пахал», вечером постигал науки. В 1958 году пригласили молодого специалиста в управление механизации треста № 15 «Спецстрой». Дальше карьера развивалась стремительно. Мастер, прораб, начальник СУ-78, начальник СУ-190, которое создавал с нуля. Без отрыва от производства шесть лет постигал науки в Минском политехе на факультете «Гидротехническое строительство». Пятнадцатый трест не случайно носит название «Спецстрой». Всякие объекты ему доводилось возводить. Один из них «завалили», хотя руководителем тогда был опытный специалист Франц Васильевич Вашкевич. Как это ни дико звучит, но в те времена командиры стройиндустрии на своих постах больше трех лет не выдерживали... Уходя, начальник треста сказал: «Не хочу, чтобы такой могучий коллектив профессионалов (свыше 2.000 человек) попал в руки временщику. Буду в ЦК КПБ рекомендовать тебя». Виктор Иосифович тоже думал, что больше трех лет не продержится. Продержался двадцать три. Официально ушел на заслуженный отдых в 1999 году. Но рабочий класс его не отпустил. Сейчас ветеран является председателем наблюдательного совета ОАО «Трест № 15 «Спецстрой». ПАМЯТНОЕ 4 НОЯБРЯ 1977 ГОДА «Фирма» Мицкевича строила в республике и столице (как строит и теперь) очень много. В Новополоцке создавала базу подземных коммуникаций для возведения нефтеперегонного завода, в Лиде - для лакокрасочного, в Жодино - БелАЗа, тем же занималась, когда возникали новостройки в Орше, Витебске, других городах. О Минске не говорю: практически все подземные коммуникации, горячая, холодная вода, канализация, ливневые стоки - дело рук и таланта «спецстроевцев». То, что устарело, приходилось заменять, а в новых микрорайонах подземное строительство начинали, что называется, с первых колышков. Причем качество работ у нас не ниже европейских стандартов. А качество воды, поступающей в квартиры жителей, даже выше. Об одном сокрушается ветеран: не умеют горожане разумно, экономно пользоваться таким бесценным богатством, которое химики именуют Н2О. Ему доводилось бывать за рубежом, в частности, в Германии. Там среднесуточная норма расхода воды на человека - 150 литров. У нас - 320. Богачи! Самым памятным объектом для Виктора Иосифовича явилось метро. Документация была готова, а «Метрострой» существовал лишь в проекте. Вызвали его с главным инженером в горком партии и приказали: «Начинай вскрывать Ленинский проспект». Начали с будущей станции «Парк Челюскинцев. Из-под асфальта следовало убрать все коммуникации, которые закладывались после войны без всякого плана (никто не думал, что у нас появится свой метрополитен). Трубопроводы, кабели «уводили» под дома, под пустыри, освобождали фронт работ для проходчиков. К осени 1977 года сваи были забиты, прибыли со всех концов Союза бригады, смонтировали проходческий щит. Состоялся торжественный митинг, на котором присутствовал Петр Миронович Машеров. Вскоре Виктор Иосифович Мицкевич был удостоен звания лауреата премии Совета Министров СССР, стал почетным гражданином города Минска. В ЛИЦО ЗНАЕТ ВСЕХ По признанию моего героя, к работе он относился в высшей степени серьезно. Был строг, но справедлив. «Вы знаете, какой народ крановщики, экскаваторщики, бульдозеристы, машинисты, монтажники? Честный до упора. Лжи, несправедливости не терпят. Водкой не балуются - слишком серьезная техника им доверена. Получают с выработки, поэтому меры морального воздействия к редким нарушителям я применял. Но никогда не наказывал рублем. Что заработал - получи сполна». По именам Виктор Иосифович, разумеется, 2.220 подчиненных не знал, а в лицо - почти каждого. Он и сейчас в многотысячной толпе минчан легко узнает, свой, трестовский, идет или чужой. Они его тоже узнают. Приветливо здороваются. На все торжества приглашают. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мицкевич Виктор Иосифович Родился в 1933 году. В тресте № 15 «Спецстрой» проработал более 40 лет, из них 23 года - управляющим. Строил такие жизненно
|
|