21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

В усадьбе музыка звучала...

26.08.2009 09:39 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

МАЛЬДИС Адам

Музыкальный фестиваль, который прошел в Минске, Заславле, Поставах, помог открыть новые страницы истории белорусской культуры

Фестиваль «Музыка старосветских усадеб Беларуси» прошел под эгидой ЮНЕСКО. Ход фестиваля, его итоги требуют определенного осмысления. Ведь речь идет об интереснейших явлениях целого ХIХ столетия, когда культурная жизнь концентрировалась уже не в замках и дворцах, как в ХVIII веке, а в дворянских (шляхетских) усадьбах и поэтому значительно демократизировалась, приобрела иной, камерный характер.

Неизвестная и забытая

Весной в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси состоялась необычная презентация: по инициативе Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО был представлен комплект из семи компакт–дисков «Музыка Беларуси ХХ столетия». Он включал записи 100 произведений симфонической, камерной и эстрадной музыки 50 белорусских композиторов. Проект финансировался Бюро ЮНЕСКО в Москве и носил некоммерческий характер. Диски пополнили фонды музеев, библиотек, других учреждений культуры. Комплект записей такого типа появился в Беларуси впервые.

Конечно, авторскому коллективу, меняющемуся по составу, логичнее было бы идти по хронологии событий и начать создание следующего выпуска, скажем, с песнопений, посвященных Евфросинии Полоцкой (стихира в источнике ХII века, более поздние записи). Потом перейти к оригинальным распевам, рожденным в монастырях (например, Жировичском), оперной, балетной, симфонической и камерной музыке, писавшейся для местных придворных (крепостных) театров. Но здесь еще искать да искать. Поэтому за веком ХХ пришла очередь века ХIХ, ибо тут уже многое (хотя далеко не все) найдено. Так что участники проекта в некотором роде пошли вспять.

Фестиваль, о котором идет речь, начался с презентации конкретного «продукта», созданного под девизом «Диалоги культур и традиций». В комплект дисков «Музыка Беларуси ХIХ столетия» вошли записи 36 произведений 13 композиторов — известных (С.Монюшко, М.К.Огиньский, Н.Орда, А.Радзивилл, А.Абрамович) и неизвестных (К.Ельский, К.Горский), — по крайней мере, еще несколько лет назад. Мне было приятно узнать, что известный поставский меценат XIX века Константин Тизенгауз, к которому участники фестиваля собирались поехать «в гости» на третий день празднества, тоже сочинял музыку: на одном из дисков — его «Поздравительная», адресованная поэту и ссыльному революционеру Томашу Зану.

Музыка XIX века имеет принципиально иной жанрово–стилевой характер, чем сочинения авторов предыдущей и последующей эпох. С присоединением белорусских земель к Российской империи с исторической арены сошли магнаты с их крупными владениями, позволявшими иметь собственные оперные и балетные театры (Несвиж, Слоним, Ружаны, Шклов, Слуцк). Дворянство беднело. Уже были немыслимы в усадьбах огромные сцены. Поэтому писалось то, что возможно исполнить дома, — инструментальная и вокальная музыка.

Восстановить? Да! Но ради чего?

О старых дворянских «гнездах» как очагах современной региональной культуры шла речь на международном «круглом столе», посвященном проблемам изучения, сохранения и интерпретации музыкального наследия старосветских усадеб. И почти каждому выступающему задавался конкретный вопрос: усадьба сохранилась — хорошо, но как ее оживить, сделать самодостаточным культурным центром? Попытался дать ответ на него и я, когда рассказывал о «своей» музыкальной усадьбе.

Многие, конечно, слышали о Вишнево воложинском, откуда родом нынешний президент Израиля Шимон Перес. Но есть еще и Вишнево сморгонское. Сегодня оно мало известно: в Первую мировую войну здешняя усадьба сгорела, а костел оказался разрушен. Потом сморгонское Вишнево не привлекало особенного внимания отечественных историков культуры, ибо, прочитав, что раньше оно входило в Свентянский уезд, а Свентяны — нынешний литовский Швенченис, они с ходу откладывали материал: мол, не наше!

А в конце ХIХ века в Вишнево бурлила интеллектуальная жизнь. Отсюда посылал в различные европейские журналы блестящие языковедческие и этнографические статьи, целые словари выдающийся ученый Ян Карлович. Здесь родился его сын Мечислав, которому было суждено стать зачинателем польского симфонизма, а благодаря «Литовской рапсодии» и «Извечным песням», основанным на белорусском мелосе, — еще и белорусского, и литовского. В Вишнево одно время работал Франтишек Богушевич — Ян Карлович помог ему издать в Кракове «Дудку беларускую» и «Тралялёначку». Сюда приезжал с записями белорусского фольклора Адам Гуринович.

Однако я, кажется, отвлекся от главной темы. Свой доклад пересказывать не собираюсь. Только приведу одну цитату из воспоминаний племянницы Яна Карловича Елены Ромер–Охенковской, дочери известного художника Альфреда Ромера, жившего в Каролиново (ныне — Поставский район; тоже интереснейшая усадьба), чтобы у читателя сложилось некое представление о музыке в старинных усадьбах. Итак: «...большой темноватый зал, усевшись на длинный диван из чечетковой березы, слушаем: дядя играет на виолончели (...), плывут печальные мелодии, кто–то плачет и жалуется в пространстве (...). А теперь сестры поют дуэтом. Тетя и мама: глубокое контральто и драматическое, мощное и серебристое сопрано — будто высокий тон скрипки. А потом играют в четыре руки, и их красивые, породистые профили склоняются над клавиатурой... Мой отец рисует их портреты, веселые карикатуры, создает вместе с шурином проекты, весьма далекие от обыкновенных замыслов землевладельцев. Это собирание этнографических материалов, записывание фольклорных текстов».

А на вопрос, можно ли «оживить» Вишнево, отвечаю: отдельно — пока нельзя. Но в комплексе с Залесьем Огиньских, руинами Кревского замка, Сморгонью, Жодишками, а еще Вишнево воложинским, где у стен древней святыни похоронен один из белорусских первопечатников Сымон Будный, вполне реально создать очень интересный туристический маршрут.

Приехав в Заславль, один из самых древних городов Беларуси, мы прежде всего осмотрели основательную выставку, посвященную старинным усадьбам и их талантливым владельцам. И тут мне сразу бросилась в глаза «кривда», нанесенная Мечиславу Карловичу: всем композиторам — по стенду, а ему — только половинка, без изображения усадьбы.

— А где его взять? — оправдывались авторы стендов. — Подворье сгорело в Первую мировую. Везде искали — нет нигде хоть какого–нибудь изображения усадьбы...

— Есть! В польском многотомнике Романа Афтаназы, посвященном усадьбам. Там помещен рисунок Альфреда Ромера — он часто бывал в Вишнево. Принесу вам переснять... (Читателям «Советской Белоруссии» также предлагаю эту иллюстрацию в качестве первой публикации в нашей печати.)

Осмотрев выставку, участники пришли в Заславскую школу искусств. Там зазвучала «живая» музыка. Доселе «никому не нужную» «панскую» музыку встречали искренними, долгими аплодисментами.

Последний аккорд

Конечно, наиболее эмоционально насыщенным оказался последний день фестиваля. Прежде всего мы направились к... районной больнице — бывшему известному дворцу, ранее принадлежавшему Тизенгаузам. У входа гостей встречал и сам «забронзовелый» Константин Тизенгауз, известный орнитолог и композитор. А рядом нас ожидал Владимир Чекавый, главный врач Поставской больницы. Это во многом благодаря его инициативе отремонтировали бывший дворец, благоустроили прилегающие территории площадью около шести гектаров — есть что показать заезжим путешественникам. А на обед их пригласят в уютное кафе со сводчатыми потолками, рассчитанное, кстати, на 45 мест — как раз автобус. В кафе полюбопытствовали: какие мы посетители по счету сегодня? И получили ответ: уже двенадцатые. Правда, особенные: при больнице существует организация друзей ЮНЕСКО, которые на общественных началах проводят экскурсии вокруг дворца и по его подвалам. Так вот в честь нашего приезда, имевшего прямое отношение к ЮНЕСКО, здесь даже изготовили большой сыр, названный именем прежнего хозяина усадьбы, — сыр Тизенгауза.

В Поставах состоялся еще фестивальный концерт в местном костеле. Потом Минским областным театром в Молодечно ставилась пьеса Владимира Дроздова «Полонез на прощание...» — это не только об Огиньском, но и о судьбах наших земель в переломные моменты истории. Были также знакомство с Поставским домом ремесел (всех удивила коллекция музыкальных инструментов) и концерт органной музыки в Лучайском костеле. И мы, и наши зарубежные гости уезжали восхищенные. Ради таких концертов проводить фестиваль стоило!

Фото Михаила ТКАЧЕВА.

 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Музыкальный фестиваль, который прошел в Минске, Заславле, Поставах, помог открыть новые страницы истории белорусской культуры
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика