«Улучшение благосостояния населения – одна из основных задач прогноза социально-экономического развиКонец года — традиционное время для подведения итогов и прогнозов на год будущий. О наиважнейших параметрах экономической жизни страны рассказал министр экономики Беларуси Николай Зайченко. — Николай Петрович, насколько важнейшие экономические показатели чувствительны к ценам на энергоресурсы? Уменьшилась ли их зависимость от стоимости импортных ресурсов по сравнению с прошлым годом? — Наиболее негативное влияние удорожание цен на энергоносители оказало на качественные параметры реального сектора экономики. Прежде всего речь идет о значительном росте себестоимости производства продукции и оказания услуг вследствие роста прямых материальных затрат. Как пример могу привести, что за 9 месяцев 2007 года рост себестоимости составил 124,1 процента, что гораздо выше темпов роста прибыли — 110,2 процента в целом по народному хозяйству. Это привело к тому, что уровень рентабельности реализованной продукции в промышленности составил за 9 месяцев 13,2 процента при прогнозе на год — 14,5 процента. Безусловно, это повлияло на формирование цен на белорусские товары и соответствующим образом снижает конкурентоспособность нашей продукции на внешнем и внутреннем рынках. И если нам удается сдерживать в рамках прогнозного коридора индекс потребительских цен, то индекс цен производителей промышленной продукции составил 116,1 процента. Еще одна чувствительная позиция — это показатели внешней экономической деятельности. Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются энергетические товары. Сальдо внешней торговли энергоносителями в январе—сентябре 2007 года сложилось отрицательным в объеме 1112,4 млн. долларов, в то время как оно имело положительное значение за аналогичный период 2006 года — 192,3 млн. долларов. Если учесть, что общее отрицательное сальдо за 9 месяцев текущего года составляет 1505,5 млн. долларов, то влияние роста цен на энергоресурсы для этого показателя более чем очевидно. Вместе с тем правительство обеспечивает стабильную работу экономики. Принятые меры позволили оптимально распределить возросшую энергетическую нагрузку и ее последствия между энергетикой, организациями, бюджетом и населением, предложить реальному сектору и населению такую систему цен и тарифов на энергоносители, которая позволила бы сохранить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность выпускаемой продукции, макроэкономическую стабильность и не допустить концентрации негативных последствий в какой-то отдельной сфере. Для уменьшения зависимости нашей страны от стоимости импортируемых энергетических ресурсов и от одного поставщика газа и нефти (России) в текущем году принят ряд мер. Так, доработана и утверждена Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь; проводится корректировка Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 годах; разработана Программа мер по экономии энергоресурсов и денежных средств (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 № 701); принята и реализуется Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Убедительным подтверждением своевременности и правильности принятых в начале года решений и последующей экономической политики являются итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 10 месяцев текущего года. Рост ВВП составил 108,3 %, его энергоемкость снизилась на 10,2 %. Сохраняет устойчивость наша национальная валюта. Не допущено развитие инфляционных процессов, инфляция за десять месяцев составила 107 %, или 0,7 % в среднем за месяц, в том числе за октябрь — 1,5 %. На всех стадиях проводимой в республике экономической политики главной остается задача сохранения высоких темпов экономического роста с целью повышения на этой основе жизненного уровня населения. Это является основной задачей и при разработке проекта прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год, а его параметры сформированы с учетом сохранения в следующем году индекса потребительских цен на уровне 106—108 процентов. Такой уровень инфляции является основой для обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни населения. — Уже несколько лет подряд различные международные организации в своих отчетах и исследованиях отмечают как улучшение условий ведения бизнеса в нашей стране, так и инвестиционного климата. Правда, по-прежнему указывают на сложность отечественного законодательства и высокую налоговую нагрузку на предприятия реального сектора экономики. А вот представители западного капитала указывают, что для них самое важное — стабильность в стране в широком понимании этого слова. Почему же тогда остаются достаточно скромными по объему прямые иностранные инвестиции? — Сегодня Беларусь предлагает иностранным инвесторам достаточно благоприятные условия. Самые важные из них — устойчивый рост экономики, снижение уровня инфляции, растущий рынок финансовых и страховых услуг, социальная стабильность, наличие развитой инфраструктуры. Кроме того, выгодное географическое положение, высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал, экспортно-ориентированная экономика, низкий уровень преступности и коррупции. Успехи в экономике позволяют Республике Беларусь не стремиться к механическому, валовому притоку иностранных инвестиций, а направить усилия на установление долгосрочного многовекторного сотрудничества со стратегическими партнерами с учетом национальных интересов. Экономика заинтересована в привлечении крупных инвесторов, которые приходят в республику всерьез и надолго, привнося новые и высокие технологии. В республике сегодня работает более 3,8 тысячи компаний, организованных с участием инвесторов из почти 90 стран мира. Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий на территории Беларуси создано с Россией (1002), США (481), Германией (360), Польшей (329), Соединенным Королевством (247), Литвой (276), Латвией (194). На протяжении последних лет число организаций с иностранными инвестициями постоянно растет: от 2 082 в 2002 году до 3818 на 1 января 2007 года. Проводимая государством инвестиционная политика позволяет уже на протяжении нескольких лет достигать устойчивого роста иностранных инвестиций: 2002 г. — 0,72 млрд. долл., 2003 г. — 1,3 млрд. долл., 2004 г. — 1,51 млрд. долл., 2005 г. — 1,82 млрд. долл., 2006 г. — 4, 03 млрд. долл., 9 месяцев 2007 г. — 3,8 млрд. долл. По прямым иностранным инвестициям также прослеживается положительная динамика: в 2002 г. их величина составляла около 300 млн. долл., в 2006 г. — 750 млн. долл., а за 9 месяцев 2007 г. — 905 млн. долл. В стратегии по привлечению иностранных инвестиций сегодня делаем акцент на их качественный аспект, обеспечивающий ввоз в республику новых и высоких технологий, а инновационная модель развития белорусской экономики должна стать доминирующей в 2007—2010 годах, что позволит вывести республику в разряд высокотехнологичных и конкурентоспособных государств. Для этого в республике утверждена Государственная программа инновационного развития на 2007—2010 годы, реализация которой позволит обеспечить увеличение доли инновационно-активных предприятий в общем их количестве в промышленности до 25 %, работают свободные экономические зоны, создан Парк высоких технологий, где существует особый налоговый и таможенный режим. В целях стимулирования инвестиционной деятельности в текущем году принят Комплексный план мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Он включает перечень мер экономического, организационно-информационного, законодательного характера. В рамках плана предусмотрен также перечень мероприятий по совершенствованию управления государственным имуществом. Так, подготовлен перечень организаций, доли (акции) которых будут предлагаться для продажи инвесторам на конкурсах на определенных министерствами, концернами, исполкомами условиях с учетом возможности сбыта продукции через торговые сети инвестора, привлечения его фирменных технологий. Уже сейчас идет интенсивный переговорный процесс с иностранными инвесторами по целому ряду объектов промышленности строительных материалов, пищевой промышленности и другим. Кроме того, Республикой Беларусь в текущем году получен суверенный кредитный рейтинг, наличие которого позволит в будущем удешевить привлекаемый иностранный капитал. — Сегодня многие предприятия ориентируются на выполнение основных социально-экономических показателей. Наращивание объемов и темпов производства, несомненно, важно, но какая работа ведется по повышению экономической эффективности, доходности и прибыльности предприятий? — Для повышения доходности и прибыльности, а значит, и капитализации прибыли правительством республики, республиканскими и региональными органами государственного управления проводится работа по финансовому оздоровлению всех убыточных организаций. Предусматриваются мероприятия по предотвращению убыточности и повышению рентабельности, в том числе путем технического перевооружения, обновления парка технологического оборудования, реализации инвестиционных проектов, проведения работы по исключению необоснованного посредничества при закупках сырья и материалов и реализации готовой продукции, установления нормативов уровня запасов готовой продукции на складе и проведения иных мер. Систематически проводимая правительством, министерствами, предприятиями работа обеспечила существенное сокращение количества убыточных организаций. Так, например, по итогам работы за январь—сентябрь 2007 года количество убыточных организаций сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2003 года в 3,9 раза. По сравнению с предыдущим годом снижение составило 234 организации, или 16,4 %. При этом доля убыточных организаций составила 11,1 % от их общего числа и снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,1 процентного пункта. Вместе с тем чистая прибыль прибыльных организаций по сравнению с январем—августом 2006 года возросла на 397,6 млрд. рублей, или на 7,3 %. — Многие отрасли жалуются на недостаток инвестиций для техперевооружения. Тем не менее чуть ли не единственный механизм привлечения средств, который используют отечественные предприятия, — банковские кредиты. Почему отечественные предприятия в массе своей игнорируют такие методы привлечения финансирования, как облигационные займы и другие инструменты? — Правительством Республики Беларусь проводится работа по привлечению дополнительных источников финансирования технического перевооружения, в том числе с привлечением корпоративных ценных бумаг. Сегодня потенциал этого рынка — эффективный инструмент привлечения финансовых ресурсов субъектами хозяйствования — используется не в полной мере. Одним из важных показателей уровня развития рынка ценных бумаг является объем биржевых торгов акциями и облигациями. Суммарный объем биржевых торгов акциями в 2006 году составил 596,1 млн. рублей (47 сделок), облигациями — 3,2 млрд. рублей (10 сделок). Большинство операций с акциями совершается на внебиржевом рынке: в 2006 г. — 5 295 сделок на сумму более 608 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют об отсутствии заинтересованности субъектов хозяйствования республики в выходе на биржевой рынок ценных бумаг. Основной причиной этого является то, что привлечение предприятиями заемных средств путем выпуска облигационного займа является более затратным и трудоемким, чем при использовании кредитных ресурсов иностранных и белорусских банков. В целях создания привлекательных экономических условий для организации в республике рынка корпоративных ценных бумаг, способного эффективно перераспределять ресурсы и привлекать инвестиции в реальный сектор экономики, Минфином совместно с Минэкономики, Госком-имуществом, Национальным банком подготовлены проект Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2007—2011 годы и проект мероприятий по ее реализации. Главная цель программы — создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг, способствующего привлечению инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время действующая нормативная база позволяет юридическим лицам осуществлять эмиссию облигаций (Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», Инвестиционный кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты). В целях активизации выпуска облигаций организациями разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах проведения облигационных займов». Принятие данного указа будет способствовать созданию благоприятных экономических условий для осуществления организациями Республики Беларусь облигационных займов. Планируется освободить от обложения подоходным налогом доходов, полученных физическими лицами от операций с облигациями, а также уменьшения налогооблагаемой базы юридических лиц на доходы, полученные от операций с облигациями, за исключением доходов от реализации облигаций выше их текущей стоимости. В себестоимость продукции (работ, услуг) будут закладываться затраты эмитента по выпуску и обслуживанию облигаций, а также выплате процентов (дисконт) по ним, за исключением процентов (дисконта) по облигационным займам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов. На сегодняшний день выразили намерение участвовать в облигационном займе ряд организаций Министерства промышленности, Министерства энергетики, Министерства архитектуры и строительства, концерна «Беллегпром» и отдельные организации коммунальной формы собственности. — Не секрет, что в рамках мероприятий по импортозамещению и поддержке отечественных производителей в ряде случаев предприятиям рекомендуют приобретать комплектующие и оборудование отечественного производства, хотя они иногда и проигрывают в ценовой конкуренции импортным аналогам. Как согласуются эти рекомендации с выполнением Директивы № 3, которая призывает к экономии и бережливости? — Напомню, что глава государства в Директиве № 3 поручил обеспечить экономию валютных средств за счет активизации импортозамещения, существенного сокращения импорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, аналогичной производимой в Беларуси. Проводимая в настоящее время государственная политика импортозамещения не предусматривает административных мер, ограничивающих продвижение импортных товаров на внутренний рынок республики. Напротив, основной ее составляющей является развитие отечественного производства, а значит, создание конкурентной среды и увеличение возможностей потребителей по выбору производителя продукции. Например, еще недавно мы не задумывались, какой марки — отечественной или зарубежной — покупать СВЧ-печи, DVD-проигрыватели, стиральные машины, так как на внутреннем рынке страны были только зарубежные. А сегодня у белорусского потребителя появился реальный выбор. В рамках Государственной программы импортозамещения осуществляется и производство комплектующих, функциональных узлов, контрольно-измерительных приборов и других изделий взамен импортируемых для обеспечения производства структурообразующей продукции — автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и так далее. Импортозамещение — это в первую очередь развитие производственной кооперации, так как большая часть комплектующих для нашего машиностроительного комплекса производится на малых и средних предприятиях. Рост предложения импортозамещающих белорусских товаров на внутреннем рынке достигается не за счет протекционистских мер, а на принципах свободной конкуренции с зарубежными производителями. Подтверждением тому служит форма реализации Государственной программы импортозамещения — реализация импортозамещающих проектов по организации (именно организации) производства той или иной продукции. В рамках Государственной программы импортозамещения высокий удельный вес проектов, направленных на НИОКР, в том числе в сфере медицинской техники, приборостроения. За 9 месяцев затраты на НИОКР в рамках программы составили 19 млрд. рублей. Около 30 % всей произведенной импортозамещающей продукции поставляется на экспорт. Неконкурентоспособная продукция (тем более дорогая) не может быть востребована за рубежом. Кроме того, в республике определены единые законодательные условия приобретения комплектующих, оборудования и иных товаров. Это в первую очередь Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках». При этом в качестве основного критерия выбора поставщика выступает наименьшая цена. В рамках данного нормативного правового акта нет условий обязательного приобретения импортозамещающей продукции. — Некоторые эксперты и ученые считают, что для достижения стабильности национальной экономики необходимо соблюдать баланс между импортом и экспортом инвестиций. Какова ситуация в этом вопросе в Беларуси? — Что касается достижения баланса между импортом и экспортом иностранных инвестиций, то на данном этапе активизации инвестиционной деятельности в нашей стране как со стороны национальных, так и зарубежных инвесторов, безусловно, наблюдается превышение ввоза капитала над вывозом. Это является положительной тенденцией, свидетельствующей о возрастающем интересе зарубежных партнеров к инвестированию в белорусскую экономику как посредством предоставления кредитных ресурсов, так и через создание и деятельность совместных и иностранных организаций. Достижение баланса между экспортом и импортом капитала является вполне возможным для нашей страны в ближайшей перспективе, когда действующие организации с иностранными инвестициями в условиях все большей стабилизации экономики станут больше экспортировать капитала за рубеж через вывоз прибыли, полученной на территории республики, а также выплату процентов по кредитам. Достижению этого инвестиционного баланса будут способствовать расширяющиеся возможности республики по созданию производств на территории других государств. Так, в рамках Плана подготовки инвестиционных проектов Республики Беларусь для реализации с привлечением кредитов КНР в 2007—2010 годах запланировано создание ряда предприятий на территории Китая в 2008 году, в том числе по организации сборочного производства по корпусированию микросхем (НПО «Интеграл»), совместного технического центра для сервисного обслуживания техники (ПО «БелАЗ»), сборочного производства комбайнов и другой сельхозтехники (ПО «Гомсельмаш») на общую сумму около 45 млн. долларов. -------------------------------- Обсудить эту статью вы можете на форуме нашей газеты в разделе "Основной форум" var begunhyper_auto_colors = new Array(); begunhyper_auto_pad = 83546951; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна) begunhyper_auto_colors[0]='#000000'; // цвет ссылки объявлений begunhyper_auto_colors[1]='#000000'; // цвет текста объявления begunhyper_auto_colors[2]='#FFFFFF'; // цвет домена объявления begunhyper_auto_colors[3]='#FFFFFF'; // цвет фона блока объявлений begun_hyper_limit=1;Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Улучшение благосостояния населения – одна из основных задач прогноза социально-экономического разви Конец года — традиционное время для подведения итогов и прогнозов на год будущий. О наиважнейших параметрах экономической жизни страны рассказал
|
|