Источник материала:
ГОРОДОВЫЕ «ПОДЗЕМКИ»
Минчане и гости столицы, ежедневно спускаясь по эскалатору в лабиринты Минского метрополитена, порой даже не подозревают, что каждый их шаг, движение находятся под постоянным, пристальным контролем «всевидящего ока» службы безопасности — милиции подземного транспорта.
Такая служба, которая отвечает за безопасность в «подземке» белорусской столицы, создана в феврале 1984 года. Это сотрудники отдела внутренних дел по охране Минского метрополитена, что структурно подчиняется ГУВД Мингорисполкома. О том, как они обеспечивают общественный порядок, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник этого по-своему уникального, специального, «подземного» подразделения полковник милиции Николай Кудинов.
— Николай Владимирович, что в вашем понимании как специалиста именно в сфере безопасности «подземки» сегодня представляет собой метро?
— Метро — удобный, комфортный, скоростной вид транспорта, которым ежедневно в Минске, по нашим данным, пользуются около 800 тыс. человек. В то же время «подземка», что не является ни для кого секретом, — это источник повышенной опасности, это замкнутое пространство с искусственным освещением и постоянным интенсивным пассажирским потоком. Поэтому первостепенной задачей милиции метро является обеспечение как личной, так и имущественной безопасности граждан во время их нахождения в подземном транспорте и в целом общественного порядка на этих объектах.
Сотрудники милиции метрополитена несут службу на 25 станциях, в двух депо («Московском» и «Могилевском») круглосуточно. Во взаимодействии с контролерами-кассирами принимаются необходимые меры по пресечению фактов проноса, провоза запрещенных предметов и вещей, а также прохода через турникеты лиц в нетрезвом состоянии.
— Возникают ли чрезвычайные ситуации, связанные с риском для пассажиров, и как часто?
— Не секрет, бывают и такие случаи, которые в том числе заканчиваются причинением телесных повреждений. Конфликтные ситуации в «подземке» возникают в том числе в результате хулиганств, а таких фактов в 2007 году было 23. Хулиганство среди других правонарушений занимает второе место в подземке после краж. В большинстве случаев инициаторами хулиганских действий являются лица в состоянии алкогольного опьянения.
Но бывало и такое, когда граждане, сами того не желая, в результате неосторожности или рассеянности падали с эскалатора и даже на рельсы. К сожалению, такие случаи не единичны.
Но если вы все-таки оказались на рельсах, то должны четко понимать и соблюдать определенные правила безопасности. Если остается время до прибытия поезда — надо постараться подбежать к цифровому табло и стать под ним. Если времени нет — выход один: лечь между рельсами. Их конструкция такова, что места хватит даже очень тучному человеку. И ни в коем случае нельзя трогать контактный рельс, который находится вдоль платформы и сверху накрыт предохранительным «кожухом» оранжевого цвета. Если на рельсы упали какие-либо вещи, необходимо обратиться к контролеру или работнику милиции.
— А кто больше всего страдает от преступных посягательств в общественном транспорте?
— Что касается имущественной безопасности, то именно от этого вида преступности больше всего страдают женщины. В 2007 году более 63% заявлений о потере, краже телефонов, кошельков поступило именно от них. Учитывая то, что приближается 8-е Марта, хотел бы пожелать женщинам быть более внимательными, собранными в общественном транспорте, чтобы не омрачить свое праздничное настроение.
В прошлом году из рюкзачка, который находился за спиной у пассажира, похитили значительную сумму в валюте. Накануне семья продала дом. Причина — отсутствие элементарной бдительности. Более того, в тот момент рядом было несколько членов семьи.
— Что вообще можно сказать о «подземной» преступности?
— Всего в минувшем году в Минском метрополитене зарегистрировано 392 правонарушения (119 раскрыто). Из них 121 — похищения кошельков, 57 — документов, около 20 — личных вещей. Выявлено 14 грабежей, 23 хулиганства, а также 25 фактов хранения наркотиков.
— А что можно сказать о «географии» преступности в «подземке»?
— Самыми криминогенными, по статистике 2007 года, в Минске считаются «Площадь Ленина» — 53 правонарушения, «Институт культуры» — 52, «Октябрьская» — 47 и «Пушкинская» — 43. Среди наиболее спокойных значатся станции «Молодежная» — 3 происшествия, «Пролетарская» — 2, «Автозаводская» — 1, а на « Тракторном заводе» таких происшествий вообще не зарегистрировано. Объясняется это прежде всего интенсивностью пассажиропотока, особенно в час пик.
— Насколько оперативно сотрудники «подземной» милиции способны среагировать на нештатные ситуации?
— Как известно, в соответствии с приказом министра внутренних дел, после получения сигнала наряд должен прибыть на место происшествия не позже чем через 7 минут, а следственно-оперативная группа — через 25 минут. В это время мы укладываемся, и, думаю, что это очень правильное решение. Хочу отметить, что чем быстрее граждане сообщают о совершении преступления, тем больше шансов его раскрыть. Были факты, когда по горячим следам преступников задерживали на соседних станциях метро по приметам.
— Есть, как известно, и случаи суицидов на подземных рельсах. Насколько они часты и как влияют на безопасность движения?
— В 2007 году было 3 случая суицидов со смертельным исходом, 2 из них совершили люди с психическими расстройствами. В частности, в декабре 2007 года находившийся на учете в психоневрологическом диспансере мужчина бросился на рельсы на станции метро «Купаловская», был травмирован и скончался в больнице. В результате движение было остановлено более чем на 40 минут.
Также зафиксированы 3 случая попыток самоубийства, которые завершились без тяжелых последствий.
Естественно, такие инциденты доставляют неудобства пассажирам, и приходится временно закрывать движение на вход. Увы, все такие ситуации не предугадаешь, но мы делаем все возможное, чтобы свести к минимуму последствия, а по возможности даже и не допустить их.
— А что касается минирования, пусть ложного, были ли случаи эвакуации пассажиров?
— В прошлом году на станции «Пролетарская» было сообщение о минировании, которое оказалось ложным. На место происшествия выезжали саперы, использовалась служебная собака. Взрывоопасный предмет обнаружен не был. В то же время сотрудники столичной подземки находятся в постоянной готовности к таким инцидентам. Вместе с тем рассчитываем и на бдительность, собранность граждан, о чем постоянно напоминается по громкой связи в общественном транспорте, в том числе и в метро, в наглядных пособиях профилактического содержания.
Фактов эвакуации не было. Но зафиксировано 3 случая ограничения доступа на станции, в том числе связанные с ложным сообщением о минировании. Также на станции метро «Фрунзенская» был ограничен выход на улицу Короля в связи с обнаружением в котловане на месте строительства кинотеатра бомбы и необходимостью ее обезвредить.
— Что делается для технического оснащения, модернизации станций в интересах безопасности?
— Сейчас станции оборудованы камерами видеонаблюдения, которые позволяют оперативно отслеживать ситуацию, передавать информацию на централизованный пульт управления и принимать необходимые решения для предупреждения и ликвидации происшествий. Определенное время все эти записи хранятся в архиве. Более того, были факты, когда видеоинформация использовалась как доказательство по конкретным уголовным делам, в том числе фактам хулиганства. На вооружении также имеются металлодетекторы для выявления оружия и боеприпасов в ручной клади. К поиску и обнаружению наркотиков, взрывчатки привлекаются специально обученные служебные собаки. Поэтому, если на перроне не видно сотрудника милиции, это не значит, что никто не наблюдает за обстановкой и не контролирует ситуацию. Все находится под постоянным контролем. Могу сказать, что милиция метрополитена располагает не только камерами видеонаблюдения. У сотрудников есть все необходимое — вооружение, экипировка, радиостанции. Плюс необходимая профессиональная подготовка.
— Николай Владимирович, а были ли случаи применения боевого оружия?
— В этом не было необходимости, хотя оно есть в наличии. У наших сотрудников достаточно в арсенале других спецсредств, которые в полной мере позволяют предотвратить правонарушения. Регулярно проводятся учения, не препятствующие работе станций метро, в ходе которых отрабатываются вопросы оперативного взаимодействия.
— А готовы ли ваши сотрудники к столкновению с серьезными преступниками? Или для этого в вашей структуре есть отдельное спецподразделение?
— Все наши сотрудники прошли необходимый курс обучения и обладают навыками как применения оружия, наручников, спецсредств, так и физической силы при задержании правонарушителей. Более того, при необходимости мы взаимодействуем со спецподразделением по борьбе с терроризмом МВД «Алмаз», полком милиции специального назначения и другими подразделениями ГУВД. Были также факты совместного задержания преступников. Эти структуры при необходимости всегда в готовности прибыть на усиление наших подразделений. В прошлом году сотрудники милиции метро задержали 276 преступников, находившихся в розыске.
— Николай Владимирович, какие правила безопасного поведения вы бы выделили как наиболее важные?
— Я уже говорил о мерах по предотвращению хищений, о поведении в случае попадания на рельсы. Хотел бы напомнить еще о ряде правил безопасности. Чтобы не стать жертвой хулиганов, возвращаясь домой в позднее время, старайтесь выбрать вагон, в котором находится больше пассажиров. Как правило, это первый и последний вагоны. Если чувствуете, что вам угрожает опасность, не стесняйтесь нажать в вагоне кнопку вызова машиниста, который свяжется с милицией.
Могу сказать, что мы располагаем всем необходимым, чтобы обеспечить охрану порядка в Минском метрополитене, чтобы пассажиры чувствовали себя в метро комфортно и в безопасности.
Геннадий ХУДИНСКИЙ