21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Здоровье государства — это благополучие человека, согласие в обществе, целеустремленность нации

26.08.2009 10:10 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Послание Президента А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию

Сегодня уже много говорили о факторах, в совокупности составляющих здоровое общество.

Социальное самочувствие предопределяется также развитием тех сфер, которые формируют среду жизнедеятельности человека, — трудовая занятость, уровень оплаты труда и иные социальные гарантии.

Они затрагивают каждого человека и все общество в целом. Поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему.

Важнейшим ресурсом социально–экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность.

Сегодня в Беларуси наблюдается острая нехватка рабочих рук! Только по статистике в прошлом году количество вакансий более чем на 15 процентов превысило число безработных.

Более того, наши специалисты востребованны во многих странах мира.

Уровень регистрируемой безработицы в стране не превышает одного процента.

Но и его может не быть, если мы поменяем свое понимание рынка труда. Он функционирует на всей территории нашей страны, а не только в месте проживания. И работу надо искать в целом по республике, а не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители самых разных специальностей.

Наиглавнейшая задача — перераспределение трудовых ресурсов по регионам. Для ее реализации необходимо решить социально–экономические вопросы и научить наших людей преодолевать психологическое неприятие перемещаться по республике, сниматься с обжитого места.

Правительству предстоит принять комплекс правовых, организационных и экономических мер по созданию условий для достойного труда граждан независимо от места их проживания.

Это подвигнет цивилизованное развитие многих других сфер жизнедеятельности человека: расширится рынок аренды недвижимости, ее кредитования, постепенно будут выравниваться уровень доходов и цены в различных регионах.

Хочу еще раз подчеркнуть: задача государства — дать возможность человеку своими руками обеспечить себе желаемый уровень благосостояния. Воспользуется ли он ею, какой уровень благополучия посчитает достаточным, — это его самостоятельный и ответственный выбор.

Одновременно государство должно позаботиться о тех, кто не может на равных конкурировать на рынке труда в силу тяжелых жизненных обстоятельств и поэтому не в состоянии создать себе приемлемый уровень жизни.

К такой формуле социальных гарантий мы последовательно шли на протяжении многих лет. Ее воплощение дается непросто. Резонанс от упорядочения льгот тому наглядное подтверждение. Но если уйти от эмоций, то совершенно очевидно, что социальная защита не только не уменьшается, но на порядок повышается. И становится более справедливой.

В стране обеспечивается неуклонный рост заработной платы. За прошлый год она увеличилась на 9,5 процента, а по сравнению с 2000–м — почти в 3 раза.

Постоянно повышаются пенсии, стипендии, пособия.

Слышу много претензий по поводу подоходного налога, который не сориентирован на существующий уровень зарплаты. Сами специалисты уже несколько лет рассуждают о необходимости пересмотра шкалы ставок подоходного налога. Но исправлять ситуацию не хотят. В результате рядовые работники чуть ли не половину зарплаты отдают на налоги. Здесь надо навести порядок!

В современных условиях зарплата должна в полной мере выполнять свою стимулирующую функцию. Поэтому следует перейти к финансированию результатов работы, а не штатной численности и материальных затрат.

Мы пошли на болезненный, непопулярный шаг — отказались от громоздкой, затратной системы повальных льгот, которая базировалась только на формальных подходах. Не было разницы, нуждаешься ты в этих льготах или нет. В результате один получал то, что ему не надо. Другой — лишался самого необходимого.

Принимая такое решение, я поручил все средства, высвобождаемые от упорядочения льгот, направить на детей: на финансирование бесплатного питания, пособий, создание современной медицинской базы для диагностики и лечения.

Мы уже имеем опыт, когда копеечные «чернобыльские» («гробовые» их еще называли), аккумулированные по стране, превратились в суперсовременный Центр радиационной медицины в Гомеле.

Вместо поддержки отдельных категорий мы внедрили механизм, позволяющий помогать абсолютно всем, кто в этом нуждается. Независимо от того, относится ли человек к той или иной льготной категории.

И реально ведь от упорядочения льгот выиграло большинство. Так, численность получателей адресной социальной помощи увеличилась более чем в три раза.

И даже если расходы на ее выплату превысят сумму средств, ранее затрачиваемых на компенсацию льгот, на этот шаг нужно было идти.

Именно такую модель мы с вами, уважаемые парламентарии, выстраивали, когда, принимая закон, вы предложили безотлагательно издать указ, регламентирующий порядок оказания индивидуальной поддержки нашим гражданам.

В государстве для народа, каковым мы провозгласили Беларусь, помощь должна оказываться любому гражданину, если он попал в трудную жизненную ситуацию. На принципах справедливости, равнодоступности и прозрачности.

Сейчас главное, чтобы исполнители не загубили благое дело в бюрократизме и черствости.

Еще раз подчеркиваю, упорядочение льгот — это не экономия государственных средств. Такой цели не ставилось. Главная цель заключалась в справедливости получения той или иной государственной поддержки.

Да, это непросто. Но назовите хоть одно государство, которое не занялось этим вопросом! Правда, по–разному получилось. Россия откатила на те позиции, которые заявила при монетизации льгот. Украина шаг сделала, отступила назад, и ничего никто сегодня не получает (как и у нас часто было при прежней системе льгот). Мы сделали то, что делали все цивилизованные государства, которые этим занимались.

И если кто–то сегодня, в канун парламентских выборов, хочет отступить (ведь это же надо идти к народу, объяснять, отчитываться и так далее), пожалуйста, отступайте. Но без меня.

В очередной раз отмечу: мы, наверное, на адресную поддержку тем, кому нужно помогать, затратим больше. Уже сегодня расходуется в четыре раза больше, чем в прошлые годы. В Брестской области, как докладывал председатель облисполкома Константин Андреевич Сумар, — в 4 раза, в Гомельской области — в 3 раза больше.

Более того, в Гомеле я озвучил принятое решение: все, что останется от социальных льгот в республиканском бюджете, мы передаем в области. Ни одного рубля от этого не останется в республиканском бюджете. Потому что забота о выплате, поддержке, о государственных гарантиях — это работа местных органов власти. Ни Лукашенко, ни Сидорский, ни Шейман, ни Невыглас отсюда всего не видят. На местах работают с населением и им определять, куда направить эти миллиарды. Уверен, они разберутся. Тем более мы с вами определились, куда надо направить эти деньги.

Мы уже сегодня видим, если бы у нас было не 600 — 800 суперсовременных молочнотоварных комплексов или ферм, которые мы построили, а были все 3 тысячи, как мы планировали, нам деньги в сельском хозяйстве некуда было бы девать в связи с теми ценами, которые сегодня сложились на международном рынке продовольствия. И они будут расти. Надо туда немедленно вбросить деньги (извините, что я «залетаю» в эту тему). Если даже у нас сегодня невозможно закупить скот. В Ленинградской области, как это раньше было, в Венгрии и других странах мира. Мы просто всё вокруг скупили. Надо свой скот поставить туда! Пусть будет не 8 — 9 тысяч удой, а будет 6 — 7 тысяч. Но это огромные деньги! Вот куда надо вбрасывать деньги! И немедленно это делать.

Более того, должен откровенно сказать и вы это чувствуете, мир развивается в таком направлении, что уже миллионы людей к голодным бунтам приобщены. Людям есть нечего! А мы сегодня в Беларуси сидим и рассуждаем про льготы. Ну прольготируемся еще год, полтора, а потом грохнемся так, что будет, как в начале 90–х (не до льгот было, 10 долларов зарплата, и все бросались в ноги юному Президенту и гвалтом кричали: помогите, спасите семьи). Этого хотим? Или пенсионеров толкаем: вы смотрите, вас льгот лишили. Разве сегодня пенсионер получает 30 долларов пенсии, как когда–то было в начале моего президентства? Это, во–первых.

А, во–вторых, у нас же сегодня самый низкий пенсионный возраст, как практически ни в одной стране мира, за исключением, наверное, России и еще нескольких. На богатом Западе вы же знаете, какой пенсионный возраст?!

Население не хочет увеличения пенсионного возраста. Коль не хочет, я согласился. Ну так позвольте же, дорогие мои, у нас же почти половина пенсионеров. И что? Пошел на пенсию, некоторые военные и прочие в 35 — 40 лет уходят на пенсию. Да и 55, 60 лет для мужика — это что, пенсионер? — бесплатно езжу, бесплатно передвигаюсь, бесплатно в аптеку захожу и так далее. А сколько криминала следом за этим идет?

Так что мы плохого сделали? Это надо перетерпеть, чего бы нам это ни стоило. По этому пути прошла вся цивилизация.

Но предупреждаю Правительство. Когда–то, 10 лет назад, когда мы достигли невероятного, казалось бы, размера средней зарплаты в 250 долларов (сегодня — за 350), я остановился и думаю: не надо больше требовать от Правительства и руководителей повышения заработной платы. Тем более это превращается в «зря–плату». Уже некоторые работники, в большинстве своем рабочие, они действительно за меня почти все голосовали, говорят так: «Ничего, Батька заставит всех выплатить зарплату, никуда не денетесь». Я тогда приостановил свое требование и думаю: стоп, пусть зарплату зарабатывают, ибо мы разрушим экономику.

Сегодня, когда во всем мире бешеный рост цен на продовольствие, нам это выгодно, потому что мы наполовину — аграрная страна. Мы вовремя начали строить по программе возрождения села, реанимировать сельское хозяйство и многое уже имеем: уже почти 1,5, а в этом году 2 млрд. долларов можем получить от села, от экспорта сельхозпродукции. Такого никогда не было! 2 млрд. долларов от экспорта сельскохозяйственной продукции!

В этих условиях, Сергей Сергеевич (Премьер–министр С.С.Сидорский. — Прим. ред.), удержать цены внутри страны нам не удастся. Мы уже это проходили. Если будем сдерживать цены и они будут ниже в несколько раз, чем в Украине и России (я людям прямо об этом говорил в ходе последней «чернобыльской» трехдневной поездки), у нас вывезут всё продовольствие. При таком бешеном спросе на продовольствие будут наживаться «мешочники».

Что делать? Сергей Сергеевич, надо возвращаться к требованию повышения заработной платы. Другого пути нет. На конец пятилетки нам надо заработную плату довести, боюсь говорить, но до 700 долларов, никуда не денемся. 500 долларов будет мало. Надо 700 — среднюю зарплату по стране. Тогда мы сможем удержать стабильность в нашем обществе. И нам надо сейчас перенацелить наших руководителей на выполнение этих показателей. Это не ахти какая страшная проблема. И тогда о льготах и разговоров больше не будет.

Хочу предупредить председателей областных и Минского городского исполкомов: вы отвечаете за то, чтобы ни один нуждающийся в государственной поддержке не оказался без этой поддержки. Никаких формализма и волокиты быть не должно.

Я умышленно передал эти вопросы на места — там знают жителей своих территорий. Созданы независимые комиссии, которые смогут принять беспристрастное решение о выделении адресной помощи или отказе в ней.

Главное, чтобы не было равнодушия. Завтра любой из нас может оказаться нуждающимся в такой поддержке. Люди не должны приходить за помощью, как за милостыней, и унижаться.

Администрация Президента по моему поручению проводит постоянный мониторинг, отслеживает ситуацию и докладывает мне о положении дел. И депутатам, членам Совета Республики следует к этому вопросу подключиться. Стали вам известны негативные факты, сразу же, как говорится, поднимайте всех на уши и устраняйте недостатки.

Обращаясь сегодня к белорусскому народу, хочу в очередной раз заявить. Мы не изменяем принципам социально ориентированной политики. Это есть и будет наш приоритет. Каждый гражданин может рассчитывать на плечо государства, если он не может самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Помощь обязательно будет оказана.

Посмотрите, сколько мы создали вместо пустующих больниц на селе больниц сестринской помощи. Сколько их! Мы собрали всех стариков, которые не могут зимой прежде всего себе дров заготовить и воды принести (есть и таких много при живых детях). Мы их собрали в эти больницы, содержим близко к месту жительства, в каждом районе всю зиму в трудные времена. Это же старики по 75 — 80 с лишним лет, они хотят вернуться хотя бы на несколько месяцев в свой угол, обжитый дом. Мы их отвозим на теплые месяцы туда. Это что? Это не льготы, не гарантии поддержки? Назовите хоть одно такое государство, которое бы так возилось с нуждающимися? И это тоже деньги.

Говорят: дайте бесплатные лекарства. А мы что, за деньги в больницах лечим? Да, хватает проблем: и черствости врачей, и не хватает где–то расходных материалов (в свое время, может, в большей степени), где–то не вовремя лекарство подвезли и так далее. Назовите еще одно такое государство на постсоветском пространстве, в мире, где бы столько денег «грохали» на медицинское обеспечение населения, особенно первичного уровня!

Через два–три года вы ни одной районной больницы и поликлиники не узнаете. На уровне Президента мы проехали несколько таких больниц и поликлиник. Сделали и показали, как должно быть. Это же тоже огромные деньги!

Так что, мы будем кому–то платить, неизвестно по какой формуле за бесплатные так называемые проезды?! И никто не знает, сколько в год ездит бесплатно. Но ровненько платим тем, кто требует от нас за проезд из бюджета деньги, — сотни миллиардов. А в это время будут погибать люди.

Мы не бедные сегодня. В бюджете денег в пять раз больше, чем на начало моей президентской деятельности, а, может быть, даже и больше. Но лишних денег нет.

Каждый человек (святая, наверное, формула) должен заботиться о себе, о своей семье, зарабатывать сам. А что придет извне и кто–то поможет — будет сверх того, это не лишнее. Каждый должен заботиться прежде всего о себе.

Буквально неделю назад мною подписан указ, предоставляющий пенсионерам право на льготный проезд в пригородном транспорте на период дачного сезона. Здесь надо было помочь. И так будет всегда, когда потребуется поддержка со стороны государства. А не огулом. Адресно, под конкретную ситуацию. Это и есть социальная справедливость.

И если кто–то заговорил о том, что: ах, Лукашенко отступил... Никуда мы не отступили. Полупустые ходят поезда. Правильно первый заместитель главы Администрации Президента Анатолий Николаевич Рубинов мне, объективно оценивая ситуацию, вносил предложения. Если этот пенсионер, десять–двадцать человек в поезде проедут, разве поезд от этого развалится или медленнее пойдет? Нет. Мы приняли такое решение. И каждый год бы не развалился. Но этого делать не надо. Это несправедливо. Понимаете?

Вы видите, что при малейшей возможности все средства направляются на увеличение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, повышение уровня благосостояния семей.

Важнейшие условия формирования сильного государства

Цели должны быть адекватны возможностям. Наши цели амбициозны. Поэтому достаточными должны быть и средства их реализации.

Основой здоровья государства является эффективная и конкурентоспособная экономика. Динамика ее развития самым непосредственным образом влияет на качество жизни людей, а значит, на самочувствие всего общества.

Хочу сделать небольшое отступление. Недавно по телевизору слышу рассуждение в интервью на Первом канале. Очень правильно журналист БТ задает заместителю главы Администрации Президента А.А.Попкову вопрос о менеджменте, поисках рынков сбыта.

Нет такого вопроса сегодня! Я уже Попкову две недели назад, обсуждая итоги своих поездок по регионам, об этом говорил. Нет сегодня такой проблемы, чтобы мы занимались каким–то для сельского хозяйства, для продукции сельского хозяйства менеджментом. Десять, семь, пять лет тому назад была проблема, когда мы не могли продать сливочное масло, молочные, мясные продукты по нормальным ценам. По бросовым ценам это всё сбрасывали в Россию. Свой рынок был перенасыщен, деньги нужны были заплатить за газ, нефть. Приходилось почти по нулям работать, а то часто и в убыток. Сегодня какой менеджмент? Сегодня всё, что мы производили в советские времена и производим сейчас, нарасхват. Рынки сбыта колоссальные — вези молоко, масло, чеснок, лук (который мы начали производить в стране, почти себя обеспечиваем, импорт вытеснили), соки, яблоки, — что угодно вези, не надо далеко. Вон Павел Павлович Бородин (Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России. — Прим. ред.) знает, в Россию, в любой регион, вези и приличные деньги за это платят.

А ведь менеджмент, поиск рынков сбыта — куда продать и по сколько — это наиважнейшая задача в производстве была всегда. Сегодня этот вопрос отпадает. Надо больше, больше, больше произвести и всё купят по колоссальным ценам. И эти цены на продукты питания будут расти. Вот он, весь менеджмент.

Что касается промышленности, то мы с первым заместителем Премьер–министра Владимиром Ильичом Семашко на эту тему немало говорили. Тоже выдумывать много не надо. Мы выдержали, не продали Минский тракторный завод, Минский автозавод, не продали БелАЗ, шинное производство. Мы развернули сельхозмашиностроение — тракторы, комбайны — всё у себя производим. Всё!

Рядом богатейшие государства, прежде всего Россия. В Украине тоже поднимаются — все это надо покупать. И нам здорово здесь повезло, мы вовремя «схватились». Сегодня в очереди стоят, чтобы купить у нас тракторы, автомобили, сельскохозяйственные машины. Сегодня на год вперед предоплату осуществляют нашим предприятиям.

Правда, этим развращают некоторых наших руководителей. Они сидят, как в советские времена, сложив руки, и думают, что и дальше будет так. Не будет! Надо в пять, восемь смен работать, чтобы производить больше и захватывать рынки. К этому я их толкаю. Вон Мариев (бывший генеральный директор БелАЗа) знает, когда я первый раз приехал на БелАЗ, сколько было этих полусобранных БелАЗов во дворе?! Сегодня на БелАЗ — очереди, только дайте эту продукцию.

Что нам надо делать? Нам надо незадействованное производство подключать к этим головным предприятиям. Как мы завод Кирова в Могилеве присоединили к БелАЗу, который его потянул за собой, создав дополнительное производство.

Тракторный завод, по словам первого заместителя Премьер–министра, «захлебывается» — семьдесят тысяч уже в этом году произведет. А потребность больше. Давайте будем производить на других заводах, где есть свободные мощности, где есть школы, где люди умеют работать.

Но разворачиваемся преступно медленно. Я уже не хотел об этом говорить. Все стенают: мол, Лукашенко «под Россию лег», «грошай няма»... У нас сегодня, не буду точную цифру называть, больше триллиона рублей не задействовано в экономике. Вчера мне об этом докладывал Председатель Правления Национального банка Прокопович. А с чего начинается доклад Премьер–министра? — Вы реализовали все деньги? Вы определили производство, куда их вложить? Эти деньги немедленно надо вложить в производство и через 2 — 3 года получить в 10 раз больше!

Нет сегодня у нас проблем с инвестициями. Мы не успеваем строить и создавать новые предприятия. Не хватает строительных мощностей, не хватает рабочих рук. Вы помните, опять же нам повезло, когда я говорил, что к нам идут, приватизируют нефтекомплекс? И предлагал: берите предприятия строительной индустрии. Мы будем их приватизировать. А что сегодня произошло?

Строительный бум породил колоссальный спрос на продукцию строительных предприятий. И сегодня хлынули инвесторы: дайте это предприятие, дайте это, дайте это. И мы многие предприятия отдаем. Но уже смотрим, какое сами восстановим и оставим в государственной собственности или совместные предприятия создадим, или отдадим в частные руки, желательно своим гражданам, или крепко завязанным на белорусский рынок — иностранным.

Сегодня нужна разворотливость. Сегодня надо использовать этот момент — суперблагоприятный для экономики страны. Развернуться, «отмучиться», если на то пошло, эту пятилетку — потом легче будет. У нас не будет ни одного неработающего предприятия. У нас люди будут получать приличную заработную плату. У нас же сегодня не хватает рабочих рук. Назовите еще хоть одну страну, где такой уровень безработицы?..

Вот вам к вопросу о социальных льготах. Сегодня надо видеть эти вопросы. Это главное, а не то, что мы там кому–то «рубль не дали».

Еще раз подчеркиваю, государство должно поддержать всех, кто нуждается в помощи!

2008 год — ключевой в реализации пятилетней программы социально–экономического развития страны. Если допустить отставание в этом году, будет очень трудно наверстать упущенное.

Предпосылки для успешной реализации принятых планов очевидны.

Цены на газ остаются хоть и высокими, но на приемлемом по сравнению с соседями уровне. Складывается благоприятная конъюнктура для многих видов белорусского экспорта: калийных удобрений, тракторов, грузовых автомобилей.

Увеличивается поток прямых иностранных инвестиций. Притом мы сегодня на уровне Президента выбираем, с какой компанией работать. А я вам еще 5 — 10 лет назад говорил: не спешите с инвесторами, давайте будем определяться, выбирать. Придет иностранный инвестор и будет тут заниматься производством тракторов, а завтра закроет предприятие — ни тракторов, ни работы людям.

Мы выдержали эти 5 — 7 лет. И сегодня имеем положительный результат. Вы видите, что ко мне в кабинет уже не приходит «мелочевка». Это — «киты». Крупнейшие, всемирно известные банки. Недавно Петр Петрович (Прокопович. — Прим. ред.) докладывал: Коммерцбанк к нам попросился, создает свой банк. Это всемирно известные компании, такие, как «Heineken» и многие другие. «ЛУКойл», который постоянно работает на нашем рынке и уже инвестирует сотни миллионов долларов, создает здесь производство.

Мы ни для кого не закрываемся. Но уже смотрим на тот интерес, который нам нужен. Смотрим на то, кто к нам идет. Мы уже имеем возможность выбирать.

Беларусь получила суверенный кредитный рейтинг. Два ведущих международных рейтинговых агентства позитивно оценили экономическое состояние нашей страны.

Иными словами, важно не упустить момент, максимально использовать благоприятные условия.

Мы видим, в каком направлении развивается мир, и не можем остаться на обочине этого развития.

Концептуально сохраняя выработанную модель нашей экономики, надо продолжать качественно ее усовершенствовать, переходить на следующий, более высокий уровень. У нас есть все для того, чтобы занимать ведущие позиции в мировой экономике.

Сегодня, когда заложен прочный финансово–экономический фундамент, определены принципы функционирования хозяйственного комплекса страны, можно говорить о том, что созрели предпосылки для перераспределения ролей игроков на экономическом поле. Основное, рабочее место должен занять субъект хозяйствования — экономически надежный, инициативный, ответственный за состояние соответствующей отрасли и работающих в ней людей.

Государству следует преимущественно определять концептуальные основы построения национальной экономики, правила игры и контролировать их безусловное соблюдение. Заниматься хозяйствованием государство будет только там, где его заменить невозможно.

Но и суть понятия «предприниматель» видоизменяется: он должен не просто предпринимать, а делать, создавать, созидать.

Одновременно при такой корректировке позиций ответственность за социальное благополучие общества разделяется между всеми участниками.

Бизнес должен активнее участвовать в реализации научно–исследовательских, образовательных, спортивных, экологических, гуманитарных и иных проектов.

Необходимо создать такие условия деловой среды, чтобы каждый ее субъект имел возможность получать как можно больше прибыли, обогащая тем самым своих работников и государство.

Мы добились того, что в Беларуси нет жесткого расслоения на богатых и бедных. Сегодня мы подошли к следующему уровню — необходимо развивать так называемый средний класс, чтобы малообеспеченных не было вообще.

Но этот процесс должен быть обоюдовыгодный — и для государства, и для субъекта хозяйствования. Обогащение за счет «купи–продай» не приведет к цивилизованному развитию экономики страны.

Подростковый возраст закончен. Было достаточно времени встать на ноги, окрепнуть. Пора заниматься серьезными проектами, на высочайшем уровне. В равнодоступной степени для всех — крупных и небольших компаний, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Конкурировать надо на равных условиях. А не так, что зарегистрировался предпринимателем, пользуюсь льготами, но работаю, как обычное предприятие.

Если мы хотим иметь подлинно справедливое государство, оно должно одинаково заботиться обо всех. Поэтому, когда начался гвалт вокруг индивидуальных предпринимателей, я сказал: всех поставить в единые условия и тогда совершенно безразлично, кого индивидуальный предприниматель принимает на работу — родственников или посторонних. Всем — равные условия.

С другой стороны, эти условия государство должно сделать привлекательными.

Нынешний год — завершающий для окончательного становления в стране организованного предпринимательства во всех его проявлениях.

Необходимо окончательно снять все излишние барьеры при создании и ведении бизнеса. По данным Всемирного банка, в Беларуси за последнее время существенно улучшились условия для ведения предпринимательства.

Сегодня у нас предприятие может быть зарегистрировано в течение всего пяти дней. Вдвое уменьшен размер первоначального капитала, необходимого для начала дела. Перечень подаваемых на регистрацию документов сокращен до разумного минимума. Упрощены процедуры выдачи лицензий. Надо это все реализовать. Чтобы это было реально.

Принято столько прогрессивных решений, а ситуация улучшается очень медленно. И причина не в том, что в стране не дают свободы бизнесу, что нет правовой базы.

Госаппарат погряз в бюрократизме, Геннадий Николаевич Невыглас (глава Администрации Президента. — Прим. ред.)! Он никак не может перестроиться работать по–новому. В указе прописан исчерпывающий перечень документов, которые можно требовать. Однако какой–нибудь специалист исполкома требует еще кучу других. Выстроен механизм продажи объектов незавершенного строительства, но он так и не заработал, потому что месяцами не рассматриваются заявления инвесторов.

Не могу понять: или вы взяток ждете, или просто не умеете нормально работать? Бездеятельность таких горе–чиновников подрывает авторитет власти.

Я предупреждаю всех руководителей государственных органов (а главу Администрации Президента персонально — это для него государственный публичный экзамен): я не допущу, чтобы наши благие начинания утонули в ваших кабинетах. Если не наведете порядок, этим займутся другие. Например, те, кого вы сегодня гоняете по кабинетам, не даете взять в аренду помещение или выкупить предприятие.

Уже оскомину набил вопрос об упрощении налоговой системы. Вроде в прошлом году отменили 17 различных налоговых платежей, упростили порядок исчисления и уплаты основных налогов. Но все это как–то косметически.

Налоговая система должна стать необременительной для нашей экономики по всем параметрам — по количеству применяемых налогов, уровню их ставок, в части осуществления финансовых процедур, организации отчетности.

Она призвана стимулировать заинтересованность плательщиков в легальной уплате налогов и сборов, а не заставлять выдумывать «серые схемы». Система уплаты налогов и сборов должна стать простой и понятной для всех ее участников.

Хватит идти точечно. Получается так мелко, что никто и не замечает ваших реформ. Выстройте новую систему в целом. Это задача номер один и еще один экзамен для Премьер–министра. Тогда автоматически наведем порядок с налоговыми льготами. Будет оптимальная, гибкая налоговая система, меньше будет ходоков с протянутой рукой.

А пока вы мою позицию знаете: любые преференции свести к минимуму и обеспечивать поддержку только прорывных направлений экономической деятельности. При этом меры государственной поддержки должны быть только «стартовым импульсом», а не постоянным источником финансирования. И напрямую зависеть от достижения конкретных результатов хозяйственной деятельности. Хватит плодить иждивенчество, поддерживая нежизнеспособные предприятия!

Стратегией экономического развития нашей страны должно стать взаимодействие малого, среднего, крупного государственного и частного бизнеса, особенно в регионах.

Мировая практика свидетельствует, что успешно развивающаяся рыночная экономика является «многоярусной», а ее эффективность строится во многом на устойчивом научно–технологическом, финансовом и информационном взаимодействии между гигантскими объединениями, средними фирмами и малыми предприятиями.

Очевидно, нам тоже надо использовать элементы такой модели.

Потому что новое качество экономики может быть достигнуто только при объединении ресурсов и инициативы всех ее участников.

Беларусь имеет достаточно развитый многоотраслевой промышленный комплекс, который определяет наш экспортный потенциал. Вместе с тем конкурентоспособность значительной части производимой продукции по качеству и цене является недостаточной.

Сегодня, учитывая ситуацию на мировом рынке, необходимо делать иные акценты — белорусские товары должны конкурировать прежде всего по качеству, по своей уникальности. Значит, ориентироваться надо на лучшие образцы, а не подтягиваться к среднему уровню.

Качество необходимо не только в плане усиления экспортного потенциала. Завоевывать приходится и собственного потребителя. В современных условиях даже административным ресурсом не заставишь купить отечественные комбайны, бытовую технику, одежду, если они не будут удовлетворять высокие требования покупателей.

Важнейшим фактором развития реального сектора экономики является модернизация приоритетных отраслей и производств.

Должен быть сделан упор на повсеместное внедрение инноваций, то есть всего того, что может предложить современная наука и техника.

Ведь сегодня уже мало просто хорошо работать и экономить. Новые возможности для экономического роста и социального развития мы связываем с интенсификацией научной деятельности.

Мы правильно сделали, тесно привязав науку к запросам экономики, реально придав ей прикладной характер. Это позволило сохранить созданные еще в советские времена предприятия. Во многих ли бывших республиках СССР выжили некогда всемирно известные брэнды?

Но мы не только обеспечиваем развитие существующих предприятий. Несколько лет назад начат активный процесс создания новых современных производств — другого поколения, не материало– и энергозатратных, а интеллектуально насыщенных.

В ближайшие годы их должно прирасти еще на 40. Среди них — производство интегральных микросхем с субмикронными проектными нормами на «Интеграле», тракторов «Беларус–320» — на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов, листового полированного стекла — на «Гомельстекло». Завершение строительства завода по производству газетной бумаги. Создание дополнительных мощностей по производству гранулированных калийных удобрений и другие.

Более того, мы начали создавать предприятия за рубежом. Наши инвестиции пошли в Венесуэлу, Китай, Иран, другие регионы планеты. Белорусские торговые марки реализуются по всему миру.

Правительству следует более наступательно «пробивать» создание совместных предприятий по добыче энергоносителей и производству электроэнергии в России и других странах.

Постоянный уверенный рост валового внутреннего продукта, высокие темпы роста белорусского экспорта, возможность прибыльно работать на нашем рынке или с нашей производственной площадки в других странах привели к принципиальному обновлению экономики. Она во все большей мере становится привлекательной для иностранного капитала.

Причем с высочайшей выгодой для нас. Не так, как в девяностые годы, когда нас толкали к бездумной приватизации за бесценок, о чем я уже говорил. Сейчас нам готовы платить сотни миллионов, миллиарды долларов за те предприятия, которые раньше оценивались в лучшем случае в 10 — 20 миллионов долларов.

Растущий интерес иностранных инвесторов к Беларуси подтверждается положительной динамикой поступления инвестиций в реальный сектор экономики. Реальные инвестиции, общий их объем в прошлом году составил почти 5,5 миллиарда долларов, что в 1,3 раза больше, чем в 2006 году. Прямых инвестиций почти 1,5 миллиарда долларов. Это почти в 2 раза больше показателей 2006 года.

Реализуются крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала, такие, как возведение суперсовременного городского района «Минск–Сити», строительство логистических центров, Парка высоких технологий и ряд других.

Не надо бояться этого: иностранные деньги будут работать на нашей земле, создавая новые предприятия, рабочие места, повышая доходы населения, уплачивая в бюджет налоги, развивая инфраструктуру, включая социальную, и так далее.

Важно, что приходит интернациональный капитал — российский, западноевропейский, арабский, китайский, других стран.

За последнее время принят ряд решений, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата.

Но возник парадокс: инвестора даже тянуть не надо — он сам идет, а мы его отталкиваем или пропускаем через такие круги волокиты, что отбиваем всякое желание работать.

Правительству надо незамедлительно разработать механизм сопровождения инвестиционных проектов, начиная от момента поступления предложения до принятия решения по нему и реализации. Не можете выстроить нормальную систему, пусть члены Правительства за руку по кабинетам водят инвесторов, расчищая им дорогу от всевозможных препон.

Беларусь должна войти в тридцатку лучших в мире по инвестиционному климату государств. Стать не только выгодной, но и удобной, дружественной для капитала страной.

Мы заинтересованы в притоке серьезных инвестиций. Потому что это не только дополнительные ресурсы для конкретного проекта. Они стимулируют развитие многих сопричастных сфер, например, строительство гостиниц, бизнес–центров, освоение новых рынков авиауслуг.

Мы реально можем стать центральной площадкой между Западом и Востоком для бизнес–авиации. Это востребовано сегодня.

Требуется хозяйский подход к тому, что нерационально используется. У нас еще немало заброшенных и недостроенных объектов, хронически убыточных и обанкротившихся предприятий.

Оздоровление экономики, ее дальнейшее эффективное развитие в первую очередь требует навести порядок в тех отраслях, где имеются такие «проблемные» организации. Об этом мы говорим уже не один год, но разрешение проблемы затянулось. Такую позорную «болезнь», как бесхозяйственность, надо лечить самым энергичным образом!

Если не в состоянии сами запустить в хозяйственный оборот имущество и эффективно работать, надо отдать тому, кто это умеет, — отечественному или зарубежному инвестору.

При этом хочу предупредить: никакой «номенклатурной» приватизации в Беларуси не было и не будет. Что бы мы ни взяли — будь то продажа объектов госсобственности или инвестиционный проект, реализовываться они будут на конкурсной основе, за деньги, на условиях равнодоступности их приобретения всеми желающими, теми, кто это заслужил.

И при обязательном соблюдении требований о том, что новый собственник создаст рабочие места, обеспечит людям достойную зарплату, а государству — уплату налогов.

А то либерализация у нас порой получается какая–то не общая, а под конкретную фирму.

Еще раз повторяю: равнодоступность и конкуренция — вот что последовательно мы должны утверждать в нашей экономической политике. Это касается всех субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности и размера компании.

Приоритетным ориентиром в экономике должны стать производство и экспорт услуг.

Удельный вес услуг в структуре валового внутреннего продукта большинства индустриально развитых стран мира составляет 70 — 75 процентов и стабильно растет. В Беларуси это пока не в полной мере использованный резерв экономического роста.

Сфера услуг способна стать локомотивом для отечественной экономики из–за меньшей капиталоемкости, быстрого срока окупаемости инвестиций и низкого уровня стартового капитала.

В этой связи особое внимание следует уделить транзитной политике.

В 2007 году Беларусь экспортировала транспортных услуг на рекордную сумму — почти 2,5 млрд. долларов. Но сможем больше, если целенаправленно «разошьем» узкие места: усовершенствуем законодательство, улучшим работу таможни, разовьем инфраструктуру.

Транзит — природный ресурс Беларуси. Его надо превратить в стабильный высокий доход, создав комфортные условия перемещения через границу. Это значит сделать нашу границу привлекательной в финансовом плане, с точки зрения оперативности прохождения и культуры отношения. И дорожный сервис должен быть современным, а не скамейки под елочками.

Необходимо активнее работать с потребителями наших транспортных услуг. Кратчайший путь для экспорта тех же китайских товаров на важнейший для Китая рынок ЕС лежит через Беларусь. Поэтому особый интерес представляет участие в прорабатываемом сейчас проекте транзитного коридора Западный Китай — Россия — Европа.

Беларусь, Китай, Монголия, Польша, Россия и ФРГ в прошлом году уже организовали новый железнодорожный маршрут Пекин — Гамбург. Мы готовы обустраивать это направление, создавать, в том числе с привлечением китайского капитала, транспортно–логистические центры.

Такой опыт надо использовать. По расчетам отечественных ученых, внедрение транспортно–логистической системы в нашей стране позволит без привлечения дополнительных ресурсов увеличить ВВП более чем на 10 процентов в год.

Стратегическим элементом использования транзитного потенциала является наращивание транспортировки энергоресурсов. Здесь у нас есть все предпосылки для успеха: рост спроса в Европе, намерения России увеличивать экспорт, сеть трубопроводов, которую мы не только содержим в надлежащем состоянии, но и постоянно развиваем. Мы с пониманием относимся к намерениям потребителей и поставщиков диверсифицировать маршруты поставок. Но, очевидно, в обозримом будущем строящиеся и обсуждаемые маршруты не смогут заменить белорусское направление.

Поэтому наше предложение о строительстве второй нитки газопровода Ямал — Европа остается в силе.

Готовы обсуждать с Россией, Украиной, Евросоюзом и новые варианты транспортировки газа, нефти, электроэнергии. Проекты, которые не будут вбивать клин между соседями, а укрепят общую энергетическую безопасность, привлекут ресурсы Азербайджана, Казахстана, Туркменистана.

Дата публикации: 30.04.2008

 
Теги: Гомель, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Послание Президента А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика